Отличие культурологии от других наук изучающих культуру
Реферат подготовил Ведерников Виталий, Группа 416
Санкт-Петербургский технологический университет растительных полимеров.
Санкт-Петербург, 2002
Для того, чтобы объяснить отличие культурологии от других наук необходимо понять «Что такое культурология ?».
Культурология сравнительно «молодая» наука родившаяся в середине ХХ века сформировавшаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре. впервые слово культурология использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913, а английский термин culturology первым был употреблен американским антропологом Лесли Уайтом. в 1949. Его концепция заключалась в стремлении обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию, подразделяя культуру на три подсистемы:
Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)
Социальную (типы коллективного поведения)
Идеологическую (идеи, верования, знания)
В своей книге "Наука о культуре" (1949) он ввел в научный обиход понятие "культурология", которое вошло в аппарат понятий гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - это наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии – это содержание общественной жизни.
Итак перейдем к подробному рассмотрению культурологии с целью выявить ее отличия.
Как я уже говорил культурология сравнительно «молодая» наука. Поэтому давайте представим о чем же она все таки рассказывает.
Объект и предмет культурологии - это закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, передача, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на:
общенациональном уровне (в рамках государственной культур, политики)
региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга)
на уровне социально-культурной общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений).
Основными задачами является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержки приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость; способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической. жизни, создание духовно насыщенного "культурного пространства" как естественной среды становления и развития человека.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социально-культурный опыт, закрепленный в традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет познания культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социально-культурного опыта в точки зрения его происходения...
Социальная - изучает функциональные механизмы социально-культурной организации жизни людей.
Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".
Фундаментальная - разрабатывает аппарат категорий и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социально-культурной среды современности.
В культурологии до сих пор не разработан и не систематизирован сколько-либо целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса культурологии происходит в основном стихийно, путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей познания, по мере необходимости модернизируемых в соответствии с аналитическими нуждами. Вместе с тем немалая часть базы культурологии не имеет прямых аналогов в других науках (или такого рода аналоги не различимы целям культурологического познания; например: категории художественной формы и культурной формы отмечают весьма разнящиеся наборы признаков) и нуждается в самостоятельно разработке и обосновании, поэтому некоторые специалисты в этой области ставят под сомнение само существование этой науки.
Культурология рассматривается как интеграция наук. Культурология объединяет все (философию, социологию, антропологию логику, психологию и другие науки). Раньше культурология растворялась в других науках взяв что-то из них объединив в единое целое. Связи этих наук взаимные, познание одно и тоже только вот структура другая. В тоже время они похожи так как познания одни и те же только находятся в разном виде. Отличительная особенность заключается в том, что другие науки не так сильно связаны между собой, как культурология.
В нашей стране, проявляется большой интерес к культуре - это объясняется тем, что в большой степени подрывом доверия коммунистической идеи. Обращение к истокам национальной культуры, требование к ее возрождению во весь рост ставит вопросы о том, что такое культура, как она сохраняется и передается, как она может быть возрождена, каким образом традиционные формы культуры могут соседствовать с новейшими достижениями науки и техники.
Прогресс в области самой культуры, в частности рост количества фильмов, выпускаемых на экраны, книг, распространение принципов свободного предпринимательства на область культурной деятельности — все это ставит вопрос о качестве самой культуры, т.е. о воздействии массовой культурной среды на психику, мораль и человеческие отношения. Провозглашены принципы свободы слова, свободы печати, свободы творчества. Но продукция массовой культуры во многом недоброкачественна. Помогают ли они нравственному становлению человека? Культуры вокруг нас стало больше, но человеческая душа под угрозой из-за отсутствия духовной пищи и продуманной культурной политики не дающей пищи к развитию человека.
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
Культурология: ХХ век: Словарь. - С.Пб.: Университетская книга, 1997.
Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.