Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Понятие и функции культуры

Понятие и функции культуры

Федеральное агентство по образованию

Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования






Контрольная работа

Понятие и функции культуры













Чита 2009


Содержание


Введение

1. Определение культуры

2. Элементы культуры

3. Структура культуры

4. Функции культуры

Заключение

Список использованных источников


Введение


Важное место в системе наук, изучающих культуру, занимает специальная отрасль общей социологии – социология культуры.

Социология культуры – социологическое учение об исторических процессах, которые претерпевают явление культуры, прежде всего искусства, философии и религии. Социология культуры является отраслевой социологией наряду с социологией труда, управления, досуга, города и т.д. Предмет социологии культуры – изучение любых процессов, происходящих в обществе, с точки зрения больших социальных групп. Она смотрит на мир через призму интересов, мотивов, поступков, ценностных ориентаций больших масс людей. Её специфика определяется особенностями эмпирических методов – анкетного опроса, интервью, наблюдения, которые применяют к кинозрителям, читателям, посетителям музея и дают возможность получить сведения о культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и т.д. Социологию культуры интересует то, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые склонны к более консервативным жанрам искусства; как возрастает интенсивность посещения учреждений культуры в зависимости от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей от дохода, места проживания, социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.

В свою очередь социология культуры состоит из множества поддисциплин: социология образования, социология науки, социология морали, социология религии, социология искусства, социология досуга, социология спорта и др.


1. Определение культуры


Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой совокупность результатов их деятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую группу вошли описательные определения. Например, такое: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Пример: «культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни». В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она -продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как совокупность материальных артефактов (физических объектов, созданных человеком), в другом - как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей.

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками - одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, а также все, что делает человек как существо разумное - манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться отдыхать, общаться и т.д.

Когда ученые берутся за уточнение какого-либо понятия либо за углубленное изучение явления, то в результате появляется еще несколько новых определений, аспектов, уровней. Подобное может свидетельствовать либо о многогранности самой проблемы, либо об особенностях процесса научного познания, который никогда и не закончится.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре; журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и т.д.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда противопоставляем культуру бескультурью - отсутствию культуры. Понятие «культура» прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «министерство культуры», «культура быта» и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает «культурность» с «воспитанностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII - XIX веках для европейцев понятие «культура» приобрело духовный оттенок. Им стали обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.

Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев; И.В. Киреевский в слово «просвещение». Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е годы утверждается в научной и художественной литературе.

Интересно, что в европейских языках - немецком, английском и французском - «культура» поначалу служила сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе это слово употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово «культура» проникло вместе с переводными книгами, оно поначалу относилось к сельскому хозяйству.

В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его ввел немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил употреблять слово «культура» не только в единственном, но и во множественном числе, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различных национальных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с помощью знания и ремесел, второй - духовное богатство личности. О том, что в это время новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724 -1804) и Гегель (1770 - 1831) почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом «культура», но сводил его смысл к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову «культура» новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира - система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности эти нормы и ценности характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

«В современном языке термин культура употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью».

Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений.

Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием выступает человек, мера его развития. И тогда культурой нужно считать только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. В первом значении культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором - она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент делается на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приемах и данных. Оба подхода - широкий и узкий - по своему плодотворны. Первый подход принят на вооружение большинством антропологов и социологов, а также частью культурологов. Второй - частью культурологов и специалистами-практиками, работающими в области культуры: искусствоведами, архитекторами, филологами, планировщиками городской среды, работниками министерства культуры и т.д.

Второй, узкий подход предполагает, что культура - это либо сфера общества, либо аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер - социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектом» подходе общество также разделяют на сферы. Это могут быть те же четыре главных сферы. А нижегородские культурологи, например, выделяют 8 сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Количество сфер здесь не так важно, как качество. «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни».

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) - выдающийся английский этнограф, один из основателей и антропологии. Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, но суть культуры остается неизменной.

Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

В этом определении органично соединились оба значения культуры -широкое и узкое.

Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру.[1]

В средние века слово «культура» означало «возделывание земли». Только в XVIII веке смысл его расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных, хотя и взаимосвязанных, значений. Среди них можно выделить несколько главных.

1 Культура в философском смысле. В философии под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческого поведения, общения и действия. Такие программы не наследуются биологически, поскольку принадлежат к надбиологическому уровню, а транслируются, то есть передаются из поколения в поколение посредством воспитания, образования, через знания, литературу, искусство и т.д.

2 Культура изучается также социальной антропологией. В антропологическом ракурсе главное значение приобретает сравнительный анализ культур различных обществ с тем, чтобы выявить общие черты, присущие им всем, и на их основе дать определение культуре как таковой. Определение предложил современный антрополог Клиффорд Гирц, рассматривающий культуру как систему символов, которые каждое общество интерпретирует по-своему. Он считает, что путь к пониманию культуры лежит через интерпретацию ключевых символов, которые у каждого общества свои. Согласно Гирцу, культура локализуется не в умах индивидов, а в специфическом «поле культуры», которое несводимо к простой сумме индивидуальных частей. Аналогичное понимание культуры присутствует у С. Грегори, который подчеркивает, что культура не имеет биологических корней и применительно к ней трудно говорить о каком-либо причинном объяснении. Потому она непредсказуема, и только отдельные ее характеристики могут отчасти обладать причинной обусловленностью.

Среди других антропологических концепций культуры следует выделить методологический экзистенциализм Д. Шнейдера. В отличие от Гирца Шнейдер предполагает, что культура не является особым полем значений, а просто предсуществует независимо от индивидов и агентов.

3 Культура в собственно социологическом смысле. Естественно, что приведенное выше определение культуры является базисным для всех изучающих ее наук. Но специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается более непосредственно, как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. Ф. Дюмон, современный социолог из Квебека, считает, что в культуре следует также выделять уровень первичной, или спонтанной, культуры - это непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту, например, гигиенические навыки, этикет и т.п., и вторичной культуры - литература, кинематограф, живопись и т.д. С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучения продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех еще многочисленных социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры: не читают или мало читают книг, не интересуются искусством. Спонтанная культура разных обществ, социальных слоев и исторических эпох, а также Востока и Запада, христиан, мусульман, евреев и неверующих очень отличается.

Например, простейшие гигиенические навыки, без которых немыслима жизнь современного человека, были неведомы жителю средневековой Европы, как, впрочем, и России. Контраст для гипотетического очевидца был бы поразительным: в средние века на постоялых дворах люди плевали на пол и ели руками (вилки и ложки появились позже) из общей тарелки. Руки заменяли им и носовые платки. Привычка чистить зубы была им не свойственна. Люди средневековья не усматривали никакой связи между гигиеной и состоянием здоровья. Даже в медицинских трактатах гигиенические требования ограничивались поддержанием чистоты видимых частей тела - лица и рук, а то, что скрыто под одеждой, люди мыли крайне редко, считая это нормой.

Таким образом, спонтанная культура - это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими - людей из разных обществ и эпох. Ведь в то время, когда европейцы не имели практически никаких гигиенических навыков, их современники в исламских странах строго соблюдали предписываемое религией требование многократных ежедневных омовений, следили за чистотой рук и одежды, пользовались духами и благовониями.

Поэтому понятие «культура» имеет и такое производное значение, как «цивилизация». Мы говорим: «исламская культура», «современная западная культура», «эллинистическая культура» и т.п. В этом контексте под культурой понимается система представлений и моделей поведения, локализованная в конкретном регионе в конкретную эпоху.

Но и в рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором говорили в своей среде: в высшем свете языком бытового общения был французский, а не русский. А крестьяне в большинстве были неграмотными. Впрочем, многие дворяне, пользуясь французским языком, полузабывали или изначально недоучивали русский и тоже были в нем не сильны.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем это может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. В частности, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль. Выяснилось, что ощущение боли существенно зависит от принадлежности испытывающего боль к той или иной культуре. В исследованиях Мельзака речь идет о ритуале подвешивания на крюках, который все еще практикуется в некоторых областях Индии. Ежегодно там выбирается «представитель богов», которого подвешивают на стальных крюках, вонзающихся в кожу и мышцы спины. В таком виде его погружают на телегу и возят по деревням, где он благословляет урожай и местных жителей. В ходе этой длительной церемонии он никак не обнаруживает страданий, а через две недели его раны бесследно заживают. Мельзак объясняет это влиянием культурного контекста на физическое и моральное самочувствие индивида. Аналогично во многих неразвитых и традиционных обществах практикуются жестокие ритуалы с причинением участникам физических страданий, с точки зрения западного человека отвратительных и невыносимых. Однако местные жители ничего отталкивающего и предосудительного в этих ритуалах не видят и с готовностью принимают в них участие. Все это говорит о различии в отношении к боли у представителей разных культур. Наконец, самым банальным примером может служить отношение к родовой боли. В современном обществе давно практикуются разнообразные методы обезболивания в родах, и все же роды считаются болезненным испытанием. Вспомним, что современная жительница западных стран в среднем рожает 2-3 раза за всю жизнь, а многие вообще не хотят иметь детей. Однако на Востоке, в первобытных и традиционных обществах роды не обезболивают, а рожают по десять и более детей.[2]


2. Элементы культуры


Среди элементов, или компонентов, культуры, можно выделить следующие:

1 Ценности. Они являются основанием каждой культуры. Ценность - это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и внесемейному воспитанию, а также воздействию литературы, науки, искусства. Ценности не являются чем-то обязательным для каждого члена общества, однако ориентация на них обществом приветствуется и поощряется, а уклонение - в той или иной мере осуждается.

2 Идеологии. Под идеологией следует понимать систему взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Идеология может быть идеологией данного класса или группы, идеологией правящих или идеологией угнетенных, а может быть идеологией всего общества в целом. В любом случае идеология обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Благодаря общей идеологии происходит идентификация индивидов с группой и групп между собой, а также организуется противостояние групп и классов с разной идеологией. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

3 Язык. Это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Обычно язык является национальной, этнической принадлежностью и важнейшим средством этнической идентификации.

Язык служит важнейшим критерием, позволяющим отличать «своих» от «чужих». Более того, язык - это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

4 Символы. Символы - важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре. И символы, и слова - это знаки, выражающие определенные значения или смыслы. Различия между системами ценностей разных исторических эпох нетрудно увидеть, подвергнув сравнительному анализу символы, используемые эпохой. Так, современное общество, пережив опыт мировых войн, стало рассматривать состояние мира и деятельность, направленную на его сохранение, как ценность. Это отражает пацифистский символ мира - знаменитая голубка. Но если мы обратимся к символам, изображенным на гербах средневековых рыцарей, мы обнаружим там копья, мечи, свирепо оскалившихся львов, орлов с хищными клювами и т п. Вся эта воинственная, устрашающая символика говорит о том, что в рыцарской среде ценностью считалась война и воинские качества - сила, храбрость, жестокость к врагам, а не мир. Символы обычно несут в себе большой эмоциональный заряд, и неуважительное отношение к ключевым символам данной культуры или социальной группы вызывает резкий протест у членов этой группы. Например, так реагируют на осквернение икон, надругательство над боевыми знаменами.

5 Традиции. Под словом «традиция» понимается совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родители оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции определяют уклад семьи и общества, отношения между родителями и детьми, мужем и женой, женихом и невестой, распределение семейных ролей, влияют на социальное разделение труда, предписывают те или иные занятия, профессии, образ жизни, поведение по отношению к гостю, отношение к врагу. Короче говоря, они регламентируют быт.

Конкретным выражением традиции являются обычаи. Это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции. В талантливом фильме «Легенда о Нарайяме» герой, житель средневековой японской деревни, вынужден согласно обычаю отнести свою дряхлую мать на поросшую лесом гору и оставить там умирать от холода и голода. Обычай мотивировался бедностью крестьянских семей, которые вынуждены были обрекать на смерть стариков, чтобы их доля пищи досталась детям и трудоспособным взрослым.

Современное общество все дальше отходит от прежних национальных, религиозных и прочих традиций, становясь все более социально однородным. Поэтому возник термин «традиционное общество», применяемый к социальным общностям, где продолжают господствовать традиции. В противоположность традиционным обществам, современное общество обладает гибкостью в отношении традиций и не предъявляет жестких санкций к тем, кто их нарушает.

6 Ритуалы. Ритуал - это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал тесно связан с традицией. Именно традиция требует от членов общества или социальной группы в конкретных жизненных ситуациях совершать тот или иной ритуал. Обычно ритуалы совершают специально предназначенные для этого люди - жрецы, шаманы, священнослужители - при участии всей общины или какой-то ее части. Ритуал предполагает произнесение особых словесных формул - молитв, заклинаний, заговоров, чтение или пение отрывков из эпических сказаний, танцы и пантомиму, драматические представления, в которых изображаются ключевые эпизоды базисного мифа этой традиции. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на то, чтобы обеспечить удачную охоту или прекратить засуху, до сложных обрядов и таинств мировых религий, таких, как причастие, крещение или обрезание, религиозная церемония заключения брака, погребальные обряды, чтение поминальных молитв. Основная функция ритуала - сохранить в памяти членов общины события принципиальной важности, реально происходившие когда-то в истории или мифологические, по отношению к которым члены общины ощущают свое единство и солидарность, т.е. на основе которых происходит их самоидентификация с группой.

Кроме того, ритуал выполняет еще одну социальную функцию -коммуникативную. В ритуальном действе сообща участвуют все члены группы или общности, осознавая себя едиными и солидарными в выполнении важнейшего общего дела. В ритуалах, связанных с половым созреванием, участники ощущают себя впервые взрослыми мужчинами или женщинами, солидаризируясь с членами рода своего пола. Ритуальная практика укрепляет единство и сплоченность группы, учит людей коллективному действию, даже если сама по себе кажется лишенной рационального смысла.

7 Модели поведения. Это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. [3]


3. Структура культуры


В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая - в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К культурной динамике отнесем средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения и подразделяются на материальную и нематериальную культуру. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

Материальная культура включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они также являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды - только в течение того времени, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это также ритуальное или символическое действие, часть светского этикета, оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника - галстука. Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос, что первично - материя или дух в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.

Но разумеется, это относится не ко всем элементам культуры. К примеру, одежда выполняет две функции - физическую - защищает тело от холода, и культурную - служит украшением. Для северных народов важно прежде всего качество материала, из которого изготовлена одежда, - шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы, здесь первична культурная функция, а вторична - материальная.[4]


4. Функции культуры


Как комплекс всех перечисленных элементов культура выполняет в обществе ряд важных функций. Первая по мнению многих исследователей, главная функция культуры - коммуникативная. Культура - это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений. Посредством нашей национальной культуры, к примеру, через классическую литературу, мы продолжаем и сейчас общаться с поколениями Пушкина и Блока.

Еще одна функция культуры - прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации. Общение с другими людьми было бы очень затруднено и даже невозможно, если бы мы не могли относительно прогнозировать их поступки, ответные реакции и т.д. Культура играет у человека ту же роль, что у животных - инстинкт. В отличие от животных, поведение которых целиком инстинктивно, человек не обладает врожденными моделями поведения. Он научается им, воспитываясь в культуре. В рамках одной и той же культуры индивиды приобретают сходные модели поведения и знают, чего можно ожидать друг от друга.

Третья функция культуры - идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы. Например, принадлежность к религиозной общности мусульман вызывает чувство сопричастности определенным традициям и чуждости другим.

Наконец, четвертая функция - адаптационная. По мнению американского антрополога К. Клакхона, культура позволяет индивиду адаптироваться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания. Так, например, эскимосы из-за отсутствия древесины научились строить себе жилища из снега, а окна делать из льда. Американские индейцы, жившие в лесах, поражают европейцев умением ориентироваться в лесу, выслеживать зверей по следу, обнаруживать опасность по отдаленным невидимым признакам.[5]


Заключение


Таким образом, если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Базисные единицы культурной статики называют элементами, или чертами культуры.

По мнению ряда антропологов, в том числе К. Коттака, черты культуры делятся на универсальные, общие и уникальные (специфические).

1 Универсальные черты культуры. Универсальные культурные черты суть такие свойства, которые присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Прежде всего это социобиологические черты, присущие всему человеческому роду, в частности, длительный период детства, круглогодичный (а не сезонный) характер сексуальной активности и сложно устроенный мозг, благодаря которому мы пользуемся символами, языком и инструментами, присущая всем людям необходимость длительного и заботливого воспитания потомства и привязанность детей к родителям.

2 Общие черты культуры. На шкале культурных черт между универсальными и уникальными расположены общие черты. Они присущи целому ряду обществ и народов, поэтому их можно также называть региональными.

3 Уникальные черты культуры. Уникальные черты часто называют экзотическими, непривычными или необщепринятыми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождение людей, в других культурах принято считать иначе.

4 Культурное своеобразие. Культурное своеобразие проявляется не только в удовлетворении биологических потребностей и в естественных привычках поведения. Труд и хозяйство - вне биологии, они часть культуры, однако в том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, также сказываются традиции и культурное своеобразие.


Список использованных источников


1 Вебер, М. Основные социологические понятия: учеб. пособие для вузов. - М: Изд-во «Феникс», 2005. – 348 с.

2 Волков, Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. – 576 с.

3 Кравченко, А.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.

4 Шарков, Ф.И. Социология: курс лекций: [учебное пособие для вузов]/ Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: Экзамен, 2005. – 155 с.


[1] Кравченко, А.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.

[2] Волков Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. – 576 с.

[3] Волков Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. – 576 с.

[4] Кравченко, А.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.

[5] Волков Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. – 576 с.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена