Пресвитерство и низший клир РКЦ
Максим Козлов
В Конституции II Ватиканского собора говорится о помощниках епископов – пресвитерах.
Декрет II Ватиканского собора "О служении и жизни пресвитеров" ставит на первом месте долг священника проповедовать Евангелие. Затем идут священнодействие и пастырское попечение.
В каноническую обязанность пресвитера входит необходимость ежедневного прочитывания краткого келейного круга богослужения – бревиария, который делится примерно на три части: утреннюю, дневную и вечернюю. Общая продолжительность такого правила около 1,5 часов, включая необходимые чтения из Священного Писания.
Пресвитеры делятся на парохусов (парикиев), или настоятелей, и викарий-сотрудников, сослужителей настоятеля. Их назначает настоятель и епископ, который учитывает мнение настоятеля. Если епископ считает неполезным пребывание настоятеля на данном месте, он может перевести его на другое место без канонических причин.
По достижении 75-ти лет пресвитеры должны подавать рапорт о выходе на пенсию.
Священник, несущий попечение о неприходской церкви (больничной, семинарской и др.), носит название ректора церкви.
Существует разряд пресвитеров, называемых vicarii foranei, или благочинными. К ним может употребляться также и наименование "архипресвитер".
За выслугу лет в настоящее время пресвитерам присваивают звание прелата.
Весь клир РКЦ обязан быть целибатным, кроме церквей восточного обряда.
Пресвитеров в РКЦ около 500 тыс. чел., из них 1/3 члены монашеских орденов. Но велико и число снимающих сан по причине вступления в брак. Эта акция, конечно, не одобряется, считается греховной, но брак признается действительным. Ежегодно снимают с себя сан около 800-1000 пресвитеров.
Во время хиротонии на голову будущего священника возлагают руки епископ и все присутствующие при этом пресвитеры.
В облачение пресвитера входит: длинный легкий стихарь (альба), пояс, стола (орарь-епитрахиль), казула (короткая фелонь, одеваемая только во время мессы). Поверх облачения священник может носить крест, но не обязательно.
Диаконская степень была восстановлена как самостоятельная степень лишь на II Ватиканском соборе. До этого диаконство существовало как промежуточная степень всего на несколько секунд.
Диаконам разрешается нецелибатная хиротония, если сан принимается после 25-ти лет. Если принимающий сан моложе 25-ти лет, то он должен быть безбрачным.
Обязанности диаконов:
сослужить епископу или пресвитеру;
читать за богослужением Евангелие;
совершать крещение самостоятельно;
отпевание и погребение;
могут преподавать благословение на брак (так как совершители таинства сами брачующиеся, то диакон может заменить священника и признать брак действительным);
проповедовать за богослужением;
совершать богослужения, кроме мессы.
Во время хиротонии диакона руки возлагает лишь епископ, затем вручая ему Евангелие.
Причащается диакон, как и пресвитер – под двумя видами.
Диакон носит альбу, а столу носит как орарь на левом плече. У коптов один и тот же орарь для всех степеней священства (диакон носит его как орарь, пресвитер – как епитрахиль, епископ – как омофор).
К высшему клиру относятся и субдиаконы (иподиаконы). В их обязанности вменяется содержать в порядке престол и сосуды, помогать во время богослужения.
Иподиаконы причащаются под двумя видами после диаконов. Для иподиакона обязателен целибат.
Это номинальные: заклинатели, чтецы, привратники. Реально их на приходах нет. В этих степенях бывают семинаристы в процессе обучения.
Внешними признаками принадлежности к клиру (и высшему, и низшему) является тонзура – выстриженная макушка головы. Символ выстрижения – причастность к клиру. У клириков может быть и борода, но традиционно она отсутствует.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psylib.org.ua/