Пути преодоления религии
Человеческое общество представляет собой очень сложный, непрерывно развивающийся организм. В ходе этого прогрессивного, поступательного развития различные стороны общественной жизни взаимодействуют между собой, оказывая различное влияние на общий ход развития. Поступательный ход истории - не гладкий, безболезненный процесс. Развитие человеческого общества происходит в процессе социальных конфликтов и потрясений. Эта противоречивость с особой силой проявляется при капитализме, когда величайшие открытия человеческого гения используются во вред человечеству. Техника, достигшая небывалого ранее развития, в условиях капитализма, вместо того чтобы облегчить труд и служить источником общественного богатства, приносит трудящимся неисчислимые бедствия, влечет за собой нищету, безработицу. Новые открытия в области науки и техники используются не на благо человечества, а как средства возможного массового истребления людей. По словам Маркса, в условиях капитализма „даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 4).
Уничтожение капитализма и переход к высшему общественному строю -социализму и коммунизму — кладет конец неразумной растрате сил в масштабах общества. Победа нового строя, приходящего на смену капитализму, представляет собой следующую, более высокую ступень в развитии общества. Коммунистическое общество - необходимая закономерная ступень исторического прогресса. Это неизбежный этап в развитии общества. Каковы бы ни были исторические судьбы отдельных стран и народов, каким бы зигзагообразным ни было их развитие, объективный ход истории ведет к коммунизму. Коммунистическая формация, начиная с первой фазы, с социализма, - это начало подлинной истории человечества, освобожденного от ужасов прошлого. По отношению к коммунизму вся прошлая история человечества есть лишь предыстория. Подлинная история человеческого общества начинается с коммунистической формации.
В ходе исторического прогресса различные стороны общественной жизни могут играть различную роль. Так, новые производственные отношения могут быть двигателем прогресса, а старые производственные отношения выступают как его тормоз. На ход истории оказывают влияние и формы общественного сознания - политические и правовые идеи, мораль, философия, искусство. Если, например, политические и правовые идеи являются по своему характеру прогрессивными, т. е. выражают интересы прогрессивных классов, то они способствуют историческому развитию. Если эти идеи являются реакционными, то они тормозят историческое развитие, мешают прогрессу.
В отличие от всех других форм общественного сознания религия всегда выступает как реакционная идеология, тормозящая историческое развитие. На всех этапах развития общества религия играла реакционную роль. Возникнув как выражение бессилия человека, религия заставляет его надеяться на потусторонние силы в борьбе со стихийными силами природы и общества. Освящая всякую эксплуатацию, религия призывает трудящихся к смирению, к вере в загробное воздаяние, отвлекает их от борьбы за свои интересы в земной жизни.
Сложнее вопрос о роли церкви в развитии общества. На отдельных его этапах интересы церкви могут совпадать с интересами общественного развития. Так, например, в период формирования единого русского государства церковь оказала поддержку московским князьям в борьбе за объединение Руси. Это было обусловлено ее стремлением укрепить собственные позиции. Объективно же она сыграла позитивную роль в образовании единого русского государства.
В некоторых случаях религиозные лозунги использовались и используются в национально-освободительной борьбе народов. Еще В. И. Ленин писал, что "выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам на известной стадии их развития...". Это обусловлено различными факторами, в частности ограниченностью сознания поднявшихся на борьбу людей, Оно насквозь пронизано религией, и весь мир рассматривается этими людьми только через призму религии. И даже тогда, когда они осознают необходимость революционного преобразования общества, их мышление далеко не всегда может освободиться от религиозной формы.
Сегодня многие религиозные лидеры, религиозные организации принимают активное участие в антивоенном движении. Они искренне тревожатся за судьбы мира, требуют прекратить гонку вооружений, осуждают воинственный пыл тех буржуазных политиков, которые играют в буквальном смысле слова с огнем, нагнетая военный психоз. Несмотря на попытки империалистической реакции оказывать давление на церковных деятелей, принимающих участие в антивоенном движении, последние все громче заявляют о своей решимости предотвратить ядерную катастрофу. Они выступают в едином строю с неверующими, которые считают сохранение мира на земле главной задачей человечества. И коммунисты с пониманием относятся к этой позиции.
Однако данная позиция вовсе не означает, что религия стала иной. Религия не перестала быть ложным мировоззрением, реакционной идеологией. Ее функции не изменились в эксплуататорском обществе. Она продолжает играть роль „опиума народа", как это метко определил К. Маркс.
Реакционная роль, которую религия играла в истории, вытекает из самого существа религиозного мировоззрения.
Поэтому при любых изменениях в общественной жизни религия выступает как реакционная сила, тормозящая общественный прогресс. В современных условиях роль религии отчетливо выявляется при анализе ее места в неутихающей борьбе идей.
В наши дни, в период обострения идеологической борьбы, буржуазия с позиций религии ведет яростный обстрел марксистско-ленинского учения, стремится показать его несостоятельность, фальсифицирует теорию и практику социалистического и коммунистического строительства. В то же время религиозные концепции используются для оправдания капиталистического строя, обоснования его вечности, для утверждения несправедливых социальных устоев и принципов. Значительная роль отводится религии в штанах антикоммунизма, в антисоветской пропаганде, которую ведут западные пропагандистские центры.
Современный этап общественного развития характеризуется активизацией клерикального антикоммунизма, поисками империалистической реакцией новых тактических приемов борьбы против социализма. Кризис религии, а вместе с тем рост влияния идей коммунизма заставляют реакционные силы делать все возможное, чтобы дискредитировать марксистско-ленинское учение и его реальное воплощение — мир социализма. Буржуазно-клерикальные теоретики разрабатывают концепции и доктрины, в которых выдвигаются "новые пути" решения социальных и политических проблем. Грубые нападки на социализм чередуются с весьма тонкими приемами „опровержения" коммунизма, с идеологическими мифами, имеющими целью затуманить истинный смысл намерений империализма.
Обращает на себя внимание попытка выпятить противоположность атеистического и религиозного взглядов на мир в качестве чуть ли не главного противоречия нашей эпохи, обусловливающего конфронтацию между социализмом и так называемым „свободным миром". Эти идеи высказываются даже облеченными властью государственными деятелями. Так, в 1983 г. в конгрессе США прозвучала мысль, что третья мировая война неизбежна, потому что "в мире есть враг, который хочет уничтожить веру в бога и любую религию". Президент США Р. Рейган в июле того же года, выступая во время провокационной кампании — „недели порабощенных стран", утверждал, что мир делится на защитников и противников религии. В данном случае империализм, по его словам, является „оплотом порядка и религии", а социализм -разрушителем вечных ценностей.
Такого рода взгляды рассчитаны прежде всего на то, чтобы затушевать истинные причины противоречий, раскалывающих мир, сущность империализма, взвалить вину на ту международную атмосферу, которая держит в страхе множество людей, на „безнравственность" безбожия, являющегося будто бы сердцевиной коммунизма. Реальные причины раскола мира — классовые противоречия — подменяются надуманными. В то же время, обличая „безбожный коммунизм", его противники стремятся сформировать у населения буржуазных стран и стран „третьего мира", значительная часть которых находится под влиянием религии, резко отрицательное отношение к социализму, государствам социалистического содружества.
Обострение международной обстановки вызвало усиление нападок классового противника на коммунистическую идеологию, на реальный социализм. "Крестовый поход" против мира социализма, провозглашенный президентом США, активизировал деятельность клерикалов от антикоммунизма, злобных антисоветчиков всех мастей. Система клерикального антикоммунизма включает в себя: доктрины и концепции, в которых дается религиозное обоснование несостоятельности марксистско-ленинского учения, фальсификацию положения религии и церкви в социалистических странах, деятельность клерикальных центров, преследующую защиту и оправдание капиталистического строя, компрометацию социализма в глазах общественного мнения буржуазных стран. Воинствующие клерикалы пытаются влиять на верующих в социалистических государствах, стремясь толкнуть их на путь политической оппозиции. Под знаменем антикоммунизма объединяются самые реакционные силы политического клерикализма. Конфессиональные различия отступают на второй план, когда речь идет об общей антикоммунистической платформе.
Выполняя "социальный заказ" империализма, клерикалы настойчиво ищут наиболее эффективные средства борьбы с социализмом. В западных странах созданы специальные исследовательские центры, институты, занимающиеся изысканием действенных методов "ниспровержения" марксизма-ленинизма. Клерикальные организации вкладывают огромные средства, финансируя их деятельность. Ряд таких центров создан Ватиканом. К ним относятся Секретариат по делам неверующих, Центр марксистских исследований при Григорианском католическом университете в Риме и др. Значительно активизировали свою деятельность протестанты. В 1971 г. в Лондоне начал функционировать Центр изучения религии и коммунизма. Он занимается сбором тенденциозной информации, распространением ложных слухов, фабрикацией фальшивок о положении религии и церкви в социалистических странах. В журнале „Религия в коммунистических странах", который готовится в стенах института, публикуются клеветнические материалы о религиозной жизни в странах социализма.
Оптовой поставкой подобных материалов для буржуазно-клерикальной прессы занимается пропагандистская фирма под вывеской так называемого "дома встреч" в ФРГ. Она выпускает ежемесячный обзор "Религия и атеизм в СССР", рассылаемый в различные газеты, журналы, информационные агентства западных стран.
Антикоммунизм под религиозным флагом пропагандирует находящийся в США "Исследовательский центр по религии и правам человека в закрытых обществах", руководимый протестантским пастором Благославом Хрубым. Он издает журнал „Религия в странах с коммунистическим влиянием", который печатает лживые измышления, рассчитанные на то, чтобы опорочить социализм. В Лондоне действует еще один центр, который носит красноречивое название „Всемирный крестовый поход евангелизации". Активизировалась в последнее время „Славянская миссия", штаб-квартира которой находится в Стокгольме. В Цюрихе (Швейцария) находится межконфессиональное объединение „Вера во втором мире", в которое входят религиозные организации 18 стран мира. Свою деятельность это объединение рассматривает как „ответ церквей на вызов, брошенный им социалистическими странами". В действительности же оно занимает одно из ведущих мест в системе клерикального антикоммунизма, проводя операции „психологической войны" против стран социализма.
Множество различных институтов, миссий, братств развертывают свою деятельность, проводя подрывные акции против социализма. В последнее время заявила о себе так называемая „Международная христианская солидарность", прилагающая немалые усилия к тому, чтобы расколоть антивоенное движение, в котором участвуют и верующие и неверующие.
В США появились организации, поставившие своей целью ни больше, ни меньше как... контроль за соблюдением прав человека в социалистических странах. Среди них „Интернационал по наблюдению за Востоком", „Служба восточных и западных новостей", „Призыв из глубины совести", возглавляемый нью-йоркским раввином Шнейером. Группа конгрессменов создала свою организацию „Кредо", которая, как объявлено, будет следить за соблюдением свободы совести в СССР.
В Вашингтоне объявлено о том, что начала свою деятельность другая группа, ставящая своей целью изучать вопрос о том, как осуществляется религиозная деятельность в СССР и других социалистических странах, и информировать общественность о тех нарушениях, которые будут обнаружены. В состав этой группы вошли бывший президент США Д. Форд, бывшие государственные секретари Дин Раек и А. Хейг, ряд католических и православных церковных деятелей, естественно, антисоветской ориентации. Все это не может не удивлять, ибо вместо того, чтобы навести порядок в своем собственном государстве, американские деятели устремляют свои взоры к другим странам, проявляя себя в роли международных законодателей. Подобные имперские амбиции характерны для Соединенных Штатов Америки, привыкших диктовать свои требования „младшим партнерам". Только социалистические страны не являются подобными партнерами США. И любое вмешательство в свои внутренние дела они считают грубейшим нарушением нормальных взаимоотношений между государствами.
Для всех этих центров стало обычной нормой беспардонное вмешательство во внутреннюю жизнь других стран.
В систему клерикального антикоммунизма включены белоэмигрантские группировки: находящаяся в США так называемая „русская зарубежная церковь", как именуют ее главари этой реакционной организации монархической ориентации, „Русское студенческое христианское движение", центр которого обосновался в Париже. Они усердствуют, отрабатывая ту финансовую поддержку, которую получают от западных реакционных кругов. Активность проявляют и религиозно-националистические организации, такие, как Всемирное сообщество литовцев-католиков, Объединение мусульман Нью-Йорка, объединение иерархов бывшей униатской церкви в США и Канаде и др.
Для осуществления целенаправленной буржуазно-клерикальной пропаганды на социалистические страны широко используются радиоцентры. Религиозную пропаганду ведут не только такие радиостанции, как "Голос Америки", „Би-би-си", „Немецкая волна", „Свобода", но и специализированные радиоцентры "Монте-Карло" (Монако), Ватикан, "Голос дружбы" (Филиппины), "Голос Анд" (Эквадор) и др.
В последние годы вступило в строй несколько радиоцентров, ведущих передачи на население среднеазиатских республик, где наибольшее влияние имеет мусульманская религия. Они ведут свою пропаганду с территории Ирана, Турции и ряда других зарубежных стран. США в настоящее время строят новые радиостанции с мощными передатчиками.
Наблюдается тенденция к расширению религиозной радиопропаганды. В 1983 г. значительно расширил объем передач на религиозную тематику „Голос Америки". Свое удовлетворение по этому поводу выразил сам глава американской администрации, заявив, что в дальнейшем следует увеличивать объем религиозных передач на социалистические страны. За последнее время объем таких передач на СССР возрос с 28 до 70 часов в сутки на разных языках народов Советского Союза.
В сети целенаправленной радиопропаганды, ведущейся на страны социализма, явно просматривается отлаженная система, в которой каждому радиоцентру отводится своя роль. И не случайно вопросы религиозной пропаганды постоянно обсуждаются на конференциях американских и европейских радиовещателей, находятся в поле зрения клерикальных центров, идущих в русле антикоммунизма. В свою очередь, религиозная радио пропаганда является частью системы идеологического влияния на людей, которую использует империалистическая реакция в современной "психологической войне". Отсюда закономерно следует вывод о необходимости противодействия враждебным акциям классового противника. Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, „мы имеем дело с попытками организовать против нас настоящую информационно-пропагандистскую интервенцию, превратить радио- и телевизионные каналы в орудие вмешательства во внутренние дела государств и проведения подрывных акций". Подобным попыткам следует давать решительный отпор.
Современная тактика зарубежных радиоцентров, ведущих передачи на социалистические страны, состоит в том, чтобы убедить слушателей в „непосредственном участии" „информаторов" в происходящих в этих странах событиях.
Директор радиостанций "Свобода" и "Свободная Европа" Д. Бакли призывал "более избирательно" информировать украинцев о событиях на Украине, а эстонцев - о событиях в Эстонии. В передачах "Голоса Америки" до 65% материалов составляет информация о внутренней жизни в СССР.
Естественно, что эта информация носит клеветнический характер. Слушателей стараются убедить в том, что в Советском Союзе нарушаются элементарные права личности, что религиозные организации являются послушными исполнителями воли государственной власти, а верующие испытывают постоянное давление атеистов. Предпринимаются попытки оказывать поддержку тем лицам, которые выражают недовольство социалистическим строем, в первую очередь экстремистским группировкам в религиозных объединениях. Ставка делается на создание „религиозной оппозиции" в социалистических странах, с которой империалистическая реакция связывает немалые надежды. Всячески подогреваются националистические настроения. Только за последнее время радио „Свобода", например, начало вещать на эстонском, литовском, латышском языках. Радио „Монте-Карло" - на узбекском, казахском, киргизском. "Голос Америки" ведет передачи на коренное население Камчатки, Чукотки, Сахалина. Все это говорит о том, что религиозная радиопропаганда рассматривается империалистическими кругами как действенное оружие в развернутой ныне "психологической войне". И делается все возможное, чтобы использовать это оружие наиболее эффективно.
В буржуазно-клерикальной пропаганде довольно четко прослеживается несколько основных направлений. Все они в конечном счете подчинены одной цели — защите и оправданию основных принципов капиталистического общества. Для этого предпринимаются попытки дискредитировать марксистско-ленинское учение, фальсифицировать теорию и практику социалистического и коммунистического строительства, с религиозно-идеалистических позиций показать несостоятельность диалекти-ко-материалистического понимания мира, идей исторического материализма, научного коммунизма. Широко применяя софистические приемы, буржуазно-клерикальные идеологи стремятся выявить „нелогичность, непоследовательность" марксистско-ленинской философии. Расчет делается в первую очередь на людей, которые сами не могут разобраться, где правда, а где ложь. Ввести их в заблуждение — такова цель клерикальных пропагандистов.
В современной буржуазно-клерикальной пропаганде на социалистические страны отчетливо просматриваются два аспекта: мировоззренческий и социально-политический. Если первый из них связан с попытками доказать несостоятельность научно-материалистического миропонимания, то второй — с настоятельным стремлением представить в кривом зеркале политику коммунистических и рабочих партий в религиозном вопросе. Оба аспекта взаимосвязаны. Критика диалектико-материалистических представлений о мире, обществе, человеке направлена на то, чтобы нейтрализовать их влияние на людей, расчистить почву для воспитания религиозно-идеалистического мировоззрения.
Политическая же направленность пропаганды имеет целью убедить и, верующих и неверующих в невозможности сосуществования научного социализма и религии, так как социализм ставит своей задачей уничтожение религии. Стоит напомнить слова В И. Ленина о том, что следует четко разделять идеологию и политику. В статье „Об отношении рабочей партии к религии" он писал о том, что еще Энгельс требовал от рабочей партии „уменья терпеливо работать над делом организации и просвещения пролетариата, делом, ведущим к отмиранию религии, а не бросаться в авантюры политической войны с религией" (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 17. с. 417).
Искажение марксизма-ленинизма по всем линиям - характерная черта буржуазно-клерикальной пропаганды. Делается все возможное, чтобы вызвать у людей отрицательное отношение к законам, порядкам, образу жизни в социалистическом обществе, настроить их против социализма, которому противопоставляется „свободный мир". Для достижения своей цели реакция не гнушается ничем, руководствуясь старым принципом „цель оправдывает средства". А в выборе средств клерикалы не стесняются.
Выступая против идей научного коммунизма, современная буржуазно-клерикальная пропаганда зачастую отказывается от огульного и бездоказательного их отрицания. Более того, в выходящих на Западе пропагандистских материалах подчас подвергаются критике некоторые буржуазные идеи, что должно создать видимость объективности. В действительности же речь идет о незначительных уступках во имя наиболее эффективной критики марксистско-ленинской идеологии.
Западный пропагандистский арсенал в последнее время не пополнился каким-либо новым оружием, речь может идти только лишь о новой тактике. Что касается аргументации позиций современных клерикалов, то она остается старой с весьма незначительными поправками, обусловленными новыми конкретно-историческими условиями. Не случайно клерикализм взял на вооружение философию Фомы Аквинско-го, сложившуюся еще в XIII столетии. Не случайно в ходу религиозно-идеалистические концепции, выдвинутые такими русскими философами-идеалистами, как Бердяев, Франк, Ильин, Булгаков и другие.
Каковы же основные направления современной буржуазно-клерикальной пропаганды? Прежде всего, попытки показать несостоятельность марксистско-ленинского учения о религии как "опиуме народа". Защитники религии стремятся доказать, что никакого научного анализа сущности религии в действительности не было и нет. Жизнь якобы подтвердила ошибочность марксистского взгляда на религию, спор-де разрешило историческое развитие, наглядно показавшее, что религиозная идеология играет совсем не ту роль в социальном развитии, которую приписывали ей основоположники марксизма
Предпринимаются попытки утвердить мнение о прогрессивной роли религии в истории общества. Характерно, что в данном случае сплошь и рядом понятие „религия" подменяется понятием „церковь". Имевшие в прошлом место факты религиозного фанатизма, разгула инквизиции, преследования свободомыслия, разжигания религиозных распрей и т. п. объясняются субективными причинами, „неправильными действиями" отдельных церковных иерархов, отдельных церквей. В то же время подчеркивается роль религии в распространении культуры, просвещения и т. д. В дни празднования 60-летия Союза Советских Социалистических Республик, 60-летия Великого Октября религиозные радиоцентры, вещающие на различных языках нашей страны, настойчиво пропагандировали мысль о том, что именно религии обязаны народы разных республик становлением своей государственности и культуры. Примечательно, что в этой пропаганде все большее место занимают „факты истории", будто бы свидетельствующие об исключительной роли религии в историческом процессе.
Для этой цели используются такие события, как 1000-летие введения христианства на Руси, которое церковь будет отмечать в 1988 г., различные знаменательные даты в истории народов нашей страны. Буквально любой повод служит основанием для пропагандистских кампаний церковников.
В преддверии 1000-летия введения христианства на Руси в ряде стран образованы специальные комитеты, на которые возлагается обязанность использовать эту дату для усиления пропаганды, направленной против СССР. Такой комитет создан в США, причем руководящие роли в нем отведены ярым антисоветчикам, представляющим упоминавшуюся „русскую зарубежную церковь", реакционную группировку белоэмигрантского духовенства, придерживающегося монархической ориентации. Комитет, в состав которого вошли лица, известные своими антисоветскими взглядами, начал выпускать журнал „Русское возрождение" с целью фальсифицировать историю, идеализировать русское православие как „неотъемлемый элемент русской жизни". Предпринимаются попытки засылать этот журнал по различным каналам в СССР. Идет поиск и иных путей к усилению клерикальной пропаганды в связи с предстоящим "юбилеем".
Религиозная радиопропаганда на Советский Союз прилагает немало усилий к тому, чтобы, исказив историческое прошлое, показать непреходящее значение христианства для России и в то же время подчеркнуть, будто Великая Октябрьская социалистическая революция оказалась разрушительницей тех ценностей жизни, которые были неразрывно связаны с православной верой.
Гак "юбилей" используется для формирования негативного отношения к революции, к революционным преобразованиям в нашей стране. И отнюдь не случайно председатель созданного в США „юбилейного комитета" протоиерей А. Киселев откровенно призывает своих единомышленников к „бою", подстрекая к идеологическим диверсиям против Советского Союза.
Ведя идеологические атаки на Советский Союз, буржуазно-клерикальная пропаганда фабрикует фальшивки о том, что в СССР преследуют людей за веру в бога, берет под защиту тех, кто нарушает советские законы, изображая их страдальцами за свои религиозные убеждения. Цель этих пропагандистских акций — дезинформировать общественное мнение на Западе, возбудить неприязнь к Советскому Союзу, спровоцировать конфликты между верующими и неверующими в нашей стране. Клерикальные круги буржуазных стран создали миф о существовании в СССР мощного „религиозного сопротивления" государственной власти, которое-де нуждается в поддержке „свободного мира", о так называемой катакомбной церкви, к которой относятся локальные группы экстремистов, не желающих признавать законодательство о религиозных культах. Практически же ни о каком "религиозном сопротивлении" нельзя вести и речи, равно как и о „катакомбной церкви", ибо выступления отдельных экстремистски настроенных лиц при всем желании невозможно квалифицировать как организованное выступление верующих против советского строя. Это явная ложь, не подкрепленная никакими фактами.
Империалистическая реакция всячески раздувает миф о "религиозном возрождении" в социалистических государствах. Буржуазно-клерикальная пресса пестрит сообщениями о „религиозном ренессансе" в СССР, Венгрии, Чехословакии и других странах социалистического содружества. С ним классовый противник связывает большие надежды. Об этом, в частности, заявил глава американской администрации Р. Рейган в интервью, которое он дал 14 июня 1985 г. представителям радиостанций „Свобода" и „Свободная Европа". Он подчеркнул, что очень надеется на „возрождение религиозных чувств в коммунистическом мире".
В данном случае религия рассматривается как сила, способная нейтрализовать влияние марксистско-ленинской идеологии на советских людей. По замыслу империалистической и клерикальной реакции она может пробудить „религиозное самосознание" масс, стать той руководящей идеей, которая сформирует у граждан социалистических стран негативное отношение к социализму. В действительности же никакого „религиозного возрождения" в социалистических странах не наблюдается, повсеместно идет процесс угасания религиозной веры, конкретные социологические исследования свидетельствуют о размывании традиционных представлений верующих. Это подтверждается и самими служителями религии, которые нередко говорят о том равнодушии, которое нередко проявляется у верующих к исполнению предписаний церкви, соблюдению обрядов, следованию вековым обычаям. И тревога духовенства имеет свои основания.
Другое дело, что западные клерикально-пропагандистские центры стремятся насаждать религиозность в социалистических странах, поддерживать, подогревать ее, пробуждать интерес, к религии в первую очередь среди молодежи. Речь идет об искусственно вызываемом „религиозном возрождении". На это направлена деятельность религиозных миссий, которые засылают своих эмиссаров в социалистические страны, издают на различных языках религиозно-пропагандистскую литературу, предназначенную для широкого распространения в странах социализма, ведут целенаправленные радиопередачи, в которых важное место отводится „дифференцированной обработке умов". В ход идут прямые подлоги, фальшивки, фабрикуемые клерикалами, пропагандистские кампании с целью воздействия на массовое религиозное сознание. Культивируются утверждения о том, что между верующими и неверующими в странах социализма существует глубокий раскол, что официальные власти будто бы стремятся ликвидировать этот раскол путем „физического уничтожения" религии. Подобные вымыслы подхватываются средствами массовой информации буржуазных государств в расчете на дезинформацию общественного мнения, а заодно и на формирование негативного отношения к социализму, якобы по природе своей враждебному и религии и верующим.
Важным направлением современной клерикальной пропаганды являются попытки убедить верующих в том, что не на пути, указанном научным коммунизмом, а на пути, предлагаемом религией, люди могут достичь своего счастья. Идеи борьбы с эксплуататорским строем, с социальным неравенством подменяются идеями нравственного самосовершенствования, исправления испорченной природы человека и т. п. Все это далеко не ново. Новым, быть может, является лишь современный язык, на который переложены старые идеи.
Ныне "религиозный вопрос" раздувается буржуазно-клерикальной пропагандой в связи с поднятой на Западе шумихой о так называемых „правах человека". По сути дела, речь идет о попытках навязать Советскому государству, нашему народу модель буржуазной демократии. Ратуя за „права человека" в СССР, наши идеологические противники не желают видеть, что именно в Советском Союзе трудящимся предоставляются такие широкие права, которых они не имеют ни в одной буржуазной стране.
Эти права закреплены в Основном Законе нашей жизни — Конституции СССР. Но в ней же подчеркивается, что права и свободы граждан не могут и не должны использоваться против нашего общественного строя, в ущерб интересам советского народа. А ведь именно об этом грезят наши идеологические противники, стремящиеся использовать религию, религиозные верования в политических целях, расколоть единство советского народа, подстрекая верующих к оппозиции против советского строя.
Что же касается буржуазно-клерикальной фальсификации положения религии и церкви в СССР, то она опровергается самой жизнью. И не случайно, когда в 1982 г. в Москве собралась Международная конференция религиозных деятелей „За спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы", многие представители духовенства из разных стран мира заявляли, что именно в Стране Советов они увидели, как реально осуществляется для всех граждан право свободы совести.
С подобными заявлениями выступают религиозные деятели, которые посещают СССР в составе различных делегаций, в качестве туристов. В июне 1984 г. Советский Союз посетила представительная делегация - 270 религиозных деятелей США, имевших возможность побывать в различных районах страны. Они признали, что стали очевидцами свободного отправления культа гражданами. Знакомство с жизнью страны разрушило те стереотипы представлений о Советском Союзе, которые сложились у многих из них под воздействием реакционной буржуазно-клерикальной пропаганды.
Заявления очевидцев вызывают злобные нападки буржуазно-клерикальной прессы, тех реакционных кругов империалистических держав, которые стремятся представить жизнь верующих в нашей стране в искаженном виде, соответствующим образом настраивая общественное мнение буржуазных стран. Такого рода заявления, раскрывающие людям, дезинформированным буржуазной пропагандой, правду о Советском Союзе, рассматриваются чуть ли не как „прокоммунистические акции". А те, кто говорит правду, - как „агенты Кремля". Во всяком случае, лица, побывавшие в нашей стране и решившие честно рассказать о том, что они увидели собственными глазами, испытывают немало неприятностей в „свободном мире". И это говорит о том, какова его истинная цена.
Как известно, в последнее время империализм, призывая к широкому обмену "ценностями цивилизации", делает ставку на эрозию, размывание социализма. Ныне у буржуазных пропагандистов в большом ходу доктрина „наведения мостов", с помощью которой они стремятся экспортировать буржуазную идеологию в социалистические страны. Клерикальная пропаганда, призывающая к единению людей на религиозной основе, способствует осуществлению этой цели, так как стремится стереть классовые грани, убедить людей, что их объединяют в первую очередь вероисповедные интересы. Это по их замыслу должно открыть широкие возможности для внушения верующим мысли о „духовных ценностях западной цивилизации". На деле же, как откровенно признают некоторые теоретики так называемой психологической войны, речь идет об оказании постоянного влияния на умы людей, постоянного идеологического воздействия на население стран социализма.
Религия не перестает быть реакционной силой в наши дни. Церкви, церковные организации, те или иные религиозные деятели могут по-разному относиться к социализму Нельзя не учитывать, что под религиозным флагом проходят в наши дни и национально-освободительные движения.
В частности, некоторые из них выступают под лозунгами ислама. В Латинской Америке родилась „теология освобождения", в которой предпринимается попытка найти в христианстве обоснование революционным движениям трудящихся против мира бесправия и угнетения. Примечательно, что эта теология встретила решительное осуждение Ватикана, потребовавшего, чтобы католическое духовенство занималось делами сугубо религиозными и не вмешивалось в политику. Ватикан осудил „мятежных церковников", хотя никогда не осуждал тех представителей духовенства, которые поддерживают диктаторские режимы, освящают эксплуататорский строй.
Когда речь идет об использовании религиозных лозунгов в национально-освободительной борьбе, нельзя забывать, что с теми же самыми лозунгами выступает и реакция, и контрреволюция. Следовательно, надо прежде всего определить, кто, какие силы стоят за этими лозунгами, какое содержание в них вкладывают.
Об использовании религии в борьбе с силами социализма пишет и буржуазная пресса. Так, в феврале 1980г. французская газета „Фигаро" писала о том, что реакция стремится создать своего рода лагерь мусульманских стран, настроенных оппозиционно против Советского Союза, укрепить этот лагерь, установить между входящими в него странами как можно более тесные связи и заверить их всех в активной и конкретной поддержке США... Политика американского правительства совершенно ясна: мобилизовать против Советского Союза все силы — государства, партии, общественные течения, военных. . которых обычно объединяют под такими понятиями, как „пробуждение ислама", „исламский консерватизм", „исламская традиция".
Коммунисты с уважением относятся к религиозным убеждениям людей. Подтверждение тому все расширяющееся сотрудничество неверующих и верующих в борьбе за мир и социальный прогресс, стремление к конструктивному диалогу коммунистов и верующих в интересах укрепления взаимопонимания между народами. Но попыткам реакционных кругов спекулировать на религиозных чувствах верующих, использовать религию и церковь в антикоммунистических целях следует оказывать решительное противодействие. Партия призывает к тому, чтобы развивать политическую бдительность, непримиримость к враждебным взглядам, к идеологическим диверсиям империализма. Такое противодействие — постоянное направление деятельности партийных комитетов, средств массовой информации, неотъемлемая часть всей нашей идеологической работы.
Разумеется, необходимо тщательно изучать формы и методы практических акций клерикального антикоммунизма, его тактику. В процессе противодействия враждебным действиям клерикалов надо учитывать их конкретную направленность. На стороне социализма великая правда, которую нужно отстаивать от наскоков классового противника, от его попыток ошельмовать и дискредитировать социализм.
Решительный отпор клерикалам от антикоммунизма, злобным антисоветчикам, использующим религиозные каналы для антисоциалистических акций, - такая задача поставлена перед партийными комитетами. Следует убедительно раскрывать истинные цели тех реакционных кругов, которые спекулируют на чувствах верующих, стремясь осуществить свои коварные замыслы и планы, выявлять связь религиозных организаций, идущих в русле антикоммунизма, с империалистической реакцией. Люди должны знать правду о том, какими методами защитники капитализма хотят остановить поступательный ход истории, преградить человечеству путь к свободе и счастью.
Как относится Коммунистическая партия к религии, к религиозно-церковным организациям? Этот вопрос нередко задают и верующие и неверующие люди.
Коммунистическая партия — боевой авангард трудящихся, союз единомышленников, основанный на марксистско-ленинском мировоззрении, прямо противоположном всякой религии. Характерной чертой марксистско-ленинского мировоззрения является последовательный, научный атеизм.
Вскрыв социальные корни религии в классовом обществе, основоположники марксизма-ленинизма доказали, что для преодоления религии необходимо в первую очередь уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, т. е. совершить социалистическую революцию. Иначе говоря, в условиях капитализма перед Коммунистической партией стоит главная цель — осуществление пролетарской революции. Все остальные задачи выступают как подчиненные этой главной цели. Поэтому идеологическая борьба с религией не является самоцелью рабочего класса и его партии. Она подчинена задачам осуществления социалистической революции. Это и является причиной того, что в условиях капитализма- коммунисты стремятся сплотить всех трудящихся на борьбу против капитализма, не выдвигая на первый план борьбу с религией. Они выступают за единство всех трудящихся в борьбе за социальный прогресс, мир и справедливые отношения между народами.
Поскольку революция осуществляется рабочим классом, идущим во главе всех эксплуатируемых, Коммунистическая партия считает необходимым объединение в ходе классовой борьбы всех трудящихся, без различия вероисповедания. В то же самое время коммунисты считают необходимым вести антирелигиозную пропаганду, воспитывать массы в духе атеизма, подчиняя эту работу интересам борьбы за революцию и диктатуру пролетариата.
В условиях капитализма среди общедемократических задач, выдвигаемых коммунистами, значительное место занимает свобода совести. При капитализме коммунисты борются за свободу совести, за свободу убеждений. Коммунистическая партия требует, чтобы религия была объявлена частным делом по отношению к государству. Однако коммунисты не считают религию частным делом по отношению к партии, не могут относиться к ней нейтрально. В. И. Ленин подчеркивал, что пролетарская партия, вооруженная передовой революционной теорией, должна активно бороться с религиозными верованиями, раскрывать антинаучность религиозных представлений о мире, человеке, обществе. Обязанностью каждого члена партии является идейная борьба против всякой религии. Однако выбор форм и методов атеистической пропаганды всецело определяется классовыми целями пролетариата, условиями места и времени. В. И. Ленин считал нецелесообразным включить в Первую программу партии пункт об атеизме всех членов партии, поскольку это могло отвлечь рабочий класс от решения основных задач, привести к раздроблению его революционных сил, расколу его рядов.
Но это отнюдь не означало, что Коммунистическая партия когда-либо отказывалась от борьбы с религией. Она отказывалась лишь от абстрактно-идеалистической постановки религиозного вопроса вне зависимости от классовой борьбы и перестройки общества на социалистических началах. Партия всегда нетерпимо относилась ко всякой религии и мистике, активно боролась против „богоискателей" и „богостроителей", разоблачала сущность рафинированных, очищенных религиозных представлений, выступала против всяких попыток отождествления религии с коммунизмом.
После победы Октябрьской революции в новой Программе, принятой VIII съездом РКП (б) в мае 1919 г., было записано, что партия, не удовлетворяясь отделением церкви от государства и школы от церкви, стремится содействовать фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков. Партия, организуя широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду, обращает особое внимание на осуществление планомерности и сознательности в общественно-хозяйственной деятельности масс, так как именно это условие должно привести к преодолению религиозных предрассудков.
VIII съезд партии особо отметил, что в ходе антирелигиозной пропаганды необходимо избегать какого бы то ни было оскорбления религиозных чувств верующих. Съезд потребовал наказания лиц, ограничивающих верующих в правах (пункт 13).
Большинство коммунистов, неукоснительно выполняя Программу партии, вели атеистическую пропаганду. Однако имелись случаи нарушения пункта 13 Программы партии. Поэтому в 1921 г. ЦК партии принял постановление о постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении пункта 13 Программы. Это постановление потребовало от членов партии активно участвовать в культурно-просветительной деятельности, направленной против религии.
Политика партии по отношению к религии и церкви после победы Великой Октябрьской социалистической революции определялась необходимостью мобилизовать массы на дело социалистического строительства. В этих условиях, так же как и до революции, недопустимо было вносить в ряды трудящихся раскол по религиозному признаку. В активное участие в социалистическом строительстве партия вовлекала всех трудящихся, верующих и неверующих, имея в виду, что лучшим средством атеистического воспитания является сама практическая деятельность людей по преобразованию общественной жизни. В то же время партия рассматривала атеистическую работу как одну из важных задач социалистического строительства.
В 1923 г. XII съезд партии принял резолюцию „О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды". Победа Великой Октябрьской социалистической революции, начавшееся преобразование общественной жизни, антисоветская политика руководства религиозных организаций - все это привело к тому, что влияние религиозных организаций оказалось подорванным. Верующие массами отходили от религии. В этих условиях на первый план выдвигается задача организации углубленной систематической пропаганды атеизма. XII съезд наметил основные направления атеистической пропаганды и поставил задачу вырабатывать необходимые формы и методы ее проведения.
Намечая конкретные меры по дальнейшему развертыванию и совершенствованию атеистической пропаганды, съезд в самой решительной форме высказался против какого бы то ни было оскорбления религиозных чувств верующих, что могло привести лишь к закреплению религиозных предрассудков и религиозного фанатизма.
Постепенно подавляющее большинство религиозных организаций стало лояльно относиться к Советскому государству. Изменился классовый состав духовенства и верующих. Церковь является не политическим, а идейным противником Это потребовало изменения форм и методов атеистической работы с массами. В 1944 г. ЦК Коммунистической партии принял постановление „Об организации научно-просветительной пропаганды". В этом постановлении ЦК, отметив серьезные недостатки в постановке научно-просветительной пропаганды, обратил особое внимание на пропаганду естественнонаучных знаний, поскольку это имеет огромное значение не только для дальнейшего подъема культурного уровня народа, но и для преодоления религиозных предрассудков.
В ходе научно-атеистической пропаганды порой допускались ошибки в отношении к религии и религиозным организациям. Именно поэтому ЦК партии принял постановления 7 июля 1954 г. ,,О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" и 10 ноября 1954 г. „Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения". В постановлениях обращалось внимание на недопустимость оскорбления религиозных чувств верующих и служителей церкви и административного вмешательства в деятельность церкви, поскольку это несовместимо с политикой партии в отношении религии и церкви и противоречит Конституции СССР. ЦК обязал партийные организации повседневно руководить научно-атеистической пропагандой, тщательно подбирать кадры пропагандистов.
В 1964 г. были опубликованы „Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения", разработанные идеологической комиссией при ЦК КПСС. Главное внимание было обращено на научную разработку проблем атеизма и подготовку кадров атеистов, на использование в атеистическом воспитании всех средств идейного воздействия. Мероприятия предусматривали улучшение атеистического воспитания детей и подростков, усиление контроля за соблюдением законодательства о культах. Важное значение имело признание целесообразности создания в крупных парторганизациях, райкомах, парткомах производственных управлений, горкомах, обкомах и крайкомах партии советов по атеистической работе, специализации работников идеологических отделов партийных комитетов по вопросам атеизма.
Решением ЦК КПСС при Академии общественных наук был создан Институт научного атеизма. На него возлагались руководство и координация всей научной работой в области атеизма, подготовка кадров высшей квалификации, организация комплексной разработки актуальных проблем научного атеизма.
В последующих решениях ЦК КПСС неизменно уделялось внимание повышению действенности атеистического воспитания. В постановлении ЦК КПСС „О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (1979 г.) выдвигалось требование повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками.
Мощный импульс для подъема атеистического воспитания на качественно новый уровень дал XXVII съезд КПСС. В Политическом докладе ЦК КПСС съезду подчеркивалось, что атмосфера творчества необходима во всех сферах жизни. Разумеется, это требование относится и к атеистическому воспитанию. Нельзя вести атеистическую работу в отрыве от тех проблем, которыми живет наша страна, нельзя довольствоваться теми формами и методами, которые выработаны в атеистическом воспитании много лет назад. А это значит, что необходимо глубоко изучать жизнь, выявлять особенности современного момента, чутко реагировать на происходящие в ней перемены, держать в поле зрения новые явления, делая выводы, имеющие значение для практики.
Съезд вскрыл недостатки, присущие нашей идеологической, политико-воспитательной работе. В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду отмечалось, что „целеустремленная воспитательная работа нередко подменялась надуманными кампаниями, уводящими пропаганду от жизни, что отрицательно сказывалось на общественной атмосфере. Острота жизненных противоречий нередко игнорировалась, отсутствовал реализм в оценке действительного положения дел в экономике, социальной области, да и в других сферах" (Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 87).
Особенно остро поставлен вопрос о максимальной конкретности воспитательной работы. В качестве важнейшей формы воспитания названа индивидуальная работа
Выводы и положения съезда имеют принципиальное значение для атеистического воспитания. Не секрет, что зачастую, говоря о его успехах, мы забываем о том, что главным критерием его эффективности являются конечные результаты — преодоление религиозности, снижение количества верующих, вовлечение их в активную трудовую деятельность, формирование атеистической убежденности всех советских людей. Именно этим, а не количеством проведенных мероприятий определяется действенность атеистической работы.
При этом надо учитывать, что ныне атеистическое воспитание осуществляется в условиях социализма, где сложилось прочное единство трудящихся — верующих и неверующих. Различия в мировоззрении не мешают им совместно решать огромные задачи совершенствования социализма. Однако это не снимает с повестки дня вопрос о том, чтобы помочь верующим людям освободиться от религиозных пережитков, овладеть подлинно научным, материалистическим мировоззрением.
Следуя ленинским заветам, Коммунистическая партия стремится дать всем советским людям надежные жизненные ориентиры, вызвать у них стремление внести максимальный вклад в дело строительства коммунизма. Это и обусловливает необходимость преодоления религиозных пережитков, которые стоят на пути формирования всесторонне, гармонически развитой личности, нового человека.
Повышение материального уровня жизни советских людей на основе непрерывного и бурного роста производства, дальнейший подъем культурного уровня всех членов советского общества, создание материальных условий для удовлетворения духовных запросов - расширение сети культурно-просветительных и учебных заведений -все это с неизбежностью ведет к окончательному преодолению религиозных представлений, к вытеснению религиозных идей из сознания людей. Однако, как неоднократно подчеркивалось в решениях ЦК КПСС, преодоление религии не может быть пущено на самотек, вытеснение религиозных идей и представлений из сознания людей совершается только в ходе целенаправленной атеистической пропаганды. Это требует дальнейшего совершенствования атеистического воспитания, имеющего своей целью формирование материалистических убеждений у всех советских людей
Одной из предпосылок успешной атеистической работы является конкретный, дифференцированный подход к различным группам верующих, учет их особенностей. Это, в свою очередь, требует изучения состояния религиозности в различных районах и среди различных социальных групп, знание типов верующих и т. д.
Атеистический словарь. 2-е изд. М.( 1985.
Атеистическое воспитание. Справочник для идеологического актива. М., 1983.
Атеистическое воспитание: вопросы и ответы. М., 1983.
Белов А., Шилкин А. Диверсия без динамита. М., 1976.
Вопросы научного атеизма в системе партийной учебы. М., 1985.
Гордиенко Н., Комаров П., Куроч-кин П. Политиканы от религии. М., 1975.
Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. М., 1970.
Елъченко Ю. Новому человеку — новые обряды. М., 1976.
Куроедов В. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.
Наши праздники. М., 1977.
О научном атеизме и атеистическом воспитании. Справочник для партийного актива и организаторов атеистической работы. М., 1974.
Организация и методика атеистического воспитания. М., 1986.
Острожинский В. Обрядность в нашей жизни. М., 1980.
Партийная организация и атеистическое воспитание. М., 1975.
Платонов Р. Пропаганда атеизма. М. 1985.
Сапрыкин В. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание. Опыт, система, проблемы. М., 1983.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://religion.historic.ru