Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Развитие древнеримской культуры

Развитие древнеримской культуры

Министерство образования и науки Украины

Реферат на тему:

«Развитие в культуре древнего Рима»













Донецк 2009

Введение


Культура Старинного Риму - второй этап античной культуры. Влияние культуры Старинной Греции на Рифм не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной "Общей истории" Полибой, который прожив в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры: "Римляне, оказывается, могут лучше за всякий другой народ изменить свои привычки и позаимствовать полезное". Але в той же час римская культура не копировала греческую, она развивала, углубляла достигнутое, а также привносила собственные национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение суровой системы. Наибольшие завоеватели старины - римляне, подчиняя разные народы, впитывали их культурные достижения, но при этом сохраняли и свои "домашние" обычаи. Динамизм римской культуры - такая же важная ее особенность, как и традиционализм. Взаимодействие этих двух начал обусловила и ее жизнеспособность, и огромную роль для дальнейшей культурной истории Европы, особенно Западной.

1. Периодизация


Периоды в развитии древнеримской культуры четко отвечают трем основным этапам в политической истории: царскому, периода республики и периода империи.

Традиционно начинают отсчет истории Старинного Риму с VIII ст. к н.э., от легендарной даты учреждения Рима Ромулом и Рэмом в 753 г. к н.э. К VI ст. к н.э. Рифм представлял собой полис во главе с царями. Большое культурное влияние взыскивали на римлян соседние народы, особенно загадочные этруски (неясное происхождение этого народа, так как остается непонятной его письменность). В них римлянина позаимствовали большинство букв своего алфавита, приемы строительства, некоторые обряды (например, гладиаторские бои). Символ Риму - бронзовая статуя волчицы - выполненная этрусским мастером. Этрусской была последний из царских династий.

После изгнания властвуя власть переходить к народному собранию, которое обирало сенат и двух консулов. В период республики (VІ-И ст. к н.э.) Рифм подчинил всю Италию, победил Карфаген и завоевал Грецию. Греки становятся учителями своих завоевателей, греческое влияние на римскую культуру доминирует: изучается греческая философия, литература, знание греческого языка становится обязательным для просвещенного человека, копируются греческие скульптуры.

Внутренний кризис республиканского порядка, преобразование армии на профессиональную, изменение роли военачальников служат причиной гражданские войн. Роща Юлий Цезарь провозгласив себе императором. После убийства Цезаря и отчаянной борьбы к власти пришел его племянник Октавиан Август. Его правление начинает период империи (І ст. к н.э. - V ст. н.е). Накопленный культурный потенциал, политическая стабильность, огромные материальные богатства обуславливают подъем римской культуры. Завоеванные восточные народы также делают свой взнос в культуру Риму, особенно их влияние ощущается в религиозной сфере. Рифм долго не знает военных неудач, но внутренние противоречия ослабляют его, в конце IV ст. н.э. происходит низменность Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Рифм был разрушенный варварами, и это событие считают концом истории Старинного Риму и старинной истории вообще.


2. Религия


Религия римлян древнейшего часа базировался главным образом на представлении о внутренних силах, присущий отдельным предметам и людям, на вере у духов - охранников и покровителей мест, действий, состояние. К ним принадлежали гении (добрые духи, которые предохраняли человека на протяжении ее жизни), пенаты (охраннике родного жилья, а потом - всего римского народа, отсюда берет свой кочан известное выражение - "возвратить к родным пенатам", т.е. возвратить на родину, домой). Верили и у божества гор, источников, лесов. Эти духи и божества были сначала безличные и бесполые, нередко именовались и в мужскому, и в женском роде (Янус и Яна, Фавн и Фавна). Этим божествам приносились жертвы, им посвящались религиозные церемонии. Огромное значение отводилось разного рода ворожением (за летом птиц, за внутренностями животных и т.п.).

Под влиянием итальянских племен появились бог Сатурн, верховный бог Юпитер, Юнона и Минерва. У плебеев (низший слой граждан) была своя троица божества: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградарей) и Либера. Общеитальянскими богами стали Марс (бог войны), Диана (богиня Луны), Фортуна (богиня счастья, успеха), Венера (богиня весны и садов, потом - любовь и красоты). Некоторые боги держались с достоинством главным образом людьми одного состояния или профессии (торговце уважали Меркурия, ремесленники - Минерву). У римлян не сложилась собственная развитая мифология. С усилением греческого влияния состоялось определенное сближение римских богов с греческими и заимствование греческой мифологии (Зевс - Юпитер, Гера - Юнона, Афина - Минерва, Асклепий - Эскулап и т.п.). Проникали у Рифм и восточные культи - Исиды, Осириса, Кибэлы, умирающего и воскресающего бога Митры.

Характерной особенностью мировоззрения давних римлян была мифологизация своей истории. Если о богах практически не было сюжетных рассказов, то об учреждении Риму рассказывал миф о братьях Ромула и Рэма, которые сперва чудом остались живыми после заговора против их отца и потом были вскормлены волчицей. Начиная из древнейших времен передавались рассказы о военной доблести и патриотизме римлян. Одна из их - о Рощи Муция, прозванного Левшой. Под час осады Рима этрусками он пробрался во вражеский лагерь и попробовал убить властвуя, но был схваченный. Чтобы показать врагу стойкость духу римлянин, Роща Муций сам положил правую руку на огонь светильника и сжег ее, не выговорив ни звука. Ошеломленные этруски отпустили Муция и сняли осаду. Позднее в честь военных победил Рима устраивали грандиозные триумфы, а полководцы становились объектом культа. Римский народ считал себе избранным, а свое государство - одной из высочайших ценностей. На этапе империи сформировался культ императора как живого бога.

3. Возникновение христианства


В меру нарастания общего кризиса Римской империи наступает и кризис традиционной религии. Вследствие сложного синтеза восточных религий и культов, прежде всего иудаизма, платоновской и эллинистической философии (в частности стоицизма) и социальных утопий возникает новая религия - христианство. Из иудаизма - монотеистической национальной религии еврейского народа - в христианство пришла та часть Библии, которая называется Старим Завещанием - сборник давних священных текстов. Он составлялся на протяжении І тысячелетие к н.э. и содержит изложение мифологических систем и сюжетов, исторические пересказы, религиозную публицистику и притчи, философско-моралистические произведения и любовную лирику, образцы религиозной мистики.

Что представляет содержание новой религии - христианства? Если стараться сказать сжато, то это вера в те, что две тысячи лет тому Бог пришел в наш мир - родился, принял имя Иисус, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Священной книгой христиан постоянная Библия, в которую вошли Старый Завет и Новый Завет. Новой Завет содержит: 4 евангелии (в переводе с греческого "евангелия" - благо, добрая весть) - от Матвея, от Марка, от Луки и от Иоанна, в которых описанная земная жизнь Иисуса Христоса; Действие святых Апостолов (учеников Христоса); Соборные послания святых Апостолов; Послание Апостола Павла и Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Опыт, воплощенный и зафиксированный в Библии, обогатил народную мудрость, повлиял на развитие литературы, изобразительного искусства, философской мысли.

4. Наука


Современная историческая наука исходит из того, что евангельские рассказы об Иисуса имеют под собой историческая подпочва. Большинство историков соглашается на мысли, что Иисус (который родился в 4г. н.э.) был реальным подвижником и проповедником, который живой в Иудее и героически принял мученическую смерть за веру и истину. Историческими (т.е. такими, что реально существовали) личностями считается и большинство апостолов - ближайших учеников Христоса (Петр, Андрей, Иоанн, Павел и другие). Наследуя пример своего Учителя, апостолы не должны были владеть имуществом, им нельзя было оставаться на одном месте дольше одних-двух дней и брать с собой в дорогую что-небудь, кроме хлеба.

Христос проповедовал две "наибольших заповеди в законе", в которых сосредоточенный весь дух и значения истинной веры. Первая с них: "...возлюби Господа Бог твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем пониманием твоим...", вторая же: "возлюби ближнего твоего как самого себя; на этих двух заповедях утверждается весь закон..." (Евангелия от Матвея. 22.37; 39-40).

Ведущая в раннем христианстве идея равенства людей перед Богом была своеобразной формой протеста завоеванных и угнетенных. Новая религия, которая сначала распространилась среди низших слоев общества в восточных провинциях, испытывала сурового преследования. Первые упоминания о христианах в римских источниках принадлежать к часу правления императора Нерона (І ст. н.э.), когда их предъявили обвинение в поджоге Риму и устроили массовую смертную казнь. Постепенно христианство завоевывает все больше приверженцев, а верхушка церковнослужителей вступает в союз с властью. Император Константан І на кочане IV ст. н.э. признал христианство равноправной религией, а в конце IV ст. император Феодосий І запретив все языческие обряды, т.е. христианство превратилось на государственную религию.

5. Система воспитания и образования


Особую роль у римлян отыгрывало семейное воспитание. Дети воспитывались в духу уважения к верованиям и обычаям предков, безоговорочного покорения родительской власти. Настоящий гражданин у римлян - это послушный сын и дисциплинирован воин. Стародавнее законодательство предусматривало суровое наказание за нарушение родительской воли, в этом же направлении действовала государственная религия с ее обожествлением гражданской и военной добропорядочности. В V ст. к н.э. появились элементарные (в переводе из латыни - основные) школы, где учились главным образом дети свободных граждан. Предметы - латинский и греческий языки, письмо, чтение и счет. Позднее среди знатных и зажиточных семей приобрела распространение домашнее образование. В II ст. к н.э. возникли грамматические и риторские школы, которые также были доступные только для детей богатых римлян. Риторские школы были своеобразными высшими учебными заставами (ораторское искусство, право, философия, поэзия). Постепенно юристы-учителя образуешь довольно стойкие группы, которые получили название "кафедры". За таким же принципом оформляются кафедры риторики и философии, медицины и архитектуры. Несколько высших школ возникает в II ст. н.э. (Рифм, Афины). Студенты, которые приезжали приобретать образование по разным частям Римского государства, объединялись у землячества-"хорьки".

В период республики обучения было частным, и государство у него не вмешивалась. Однако во времена империи государство начало контролировать систему образования. Учителя превратились на оплачиваемых государственных служащих. Согласно размерам кожного города устанавливалось количество риторов и грамматиков. Учителя пользовались возле привилегий, а в IV ст. н.э. все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Такая система имела и положительные, и отрицательные следствия.

Наука. Римлян должен суметь освоить и переработать накопленный наукой разных стран потенциал и, развивая его, достичь наиболее значительных результатов, особенно в тих областях знаний, где возможное практическое применение научных достижений.

На римской философии наисильнейший обозначался греческое влияние, тут не сложилось ни одного оригинального направления. Популярность получили прежде всего морально-этические учения. Почти официальной доктриной римского государства став стоицизм, который видел цель философии в том, чтобы указать путь к счастью. Выдающимся представителем этого направления был Сенека. Он отыгрывал заметную политическую роль при императоре Перроне, но закончилась его карьера трагически. Заподозрив судьба Сенеки в заговоре, Нерон принудил философа покончить жизнь самоубийством. Сенека прежде всего разрабатывал проблемы практической морали: преодоление страха смерти, важность сдержанности, этическое равенство людей, существование судьбы. Философская разработка такого круга идей разрешает считать учение Сенеки одним из источников христианской этики.

Заметным взносом римской науки было создание целого ряда энциклопедических работ, которые систематизировали знание, накопленные в разных сферах. Так, основные идеи античной материалистической мысли об атомах, о смертности души, независимость природы от воли богов излагает Тит Лукреций Наказаний в научно-просветительской поэме "О природе языков". Классическая работа из географии принадлежит Страбону, который собрал в своей "Географии" все существующие сведения о странах и народах - от Британии до Индии. Птолемей, обобщая астрономические наблюдения, разработал геоцентрическую модель мира, согласно которой вокруг Земли, которая имеет форму шара, оборачиваются Солнце и другие планеты. Эта модель оставалась господствующей к Новому часу. Главной фигурой античной медицины и неопровержимым авторитетом на протяжении дальнейшего тысячелетия был Гален, который изучал нервную систему, спинной мозг. Галену принадлежит первая в истории науки концепция кровообращения.

Учитывая особое отношение римлян к своему государству поняла исключительная роль исторической науки в Старинном Риме. Историками часто становились люди, которые занимали высокое общественное положение и брали активную судьба в политической жизни. Исторические произведения принадлежать Юлию Цезарю ("Записки о гальскую войну"). Близким к Октавиана Августа был Тит Левой, произведения которого являются почти единым источником для изучения ранних периодов в истории Риму. Тацит нарисовал картину римской истории времен империи, уделив значительное место варварским племенам, которые нападали на Рифм, вспомнив среди других и венедов (одна из названий славянских племен в старину). Одним из популярнейший историков мира остается Плутарх, который избрал жанр исторического портрета. Его произведения и сейчас выдаются большими тиражами, читаются. В "Сравнительных жизнеописаниях" он отыскивает параллели в греческой и римской истории через рассмотрение биографий прославленных людей".

Исключительно значащим и оригинальным взносом Старинного Риму в мировую научную традицию есть создания юриспруденции. Римское право обязательно входить в учебный курс всех современных высших учебных заведений, которые готовят юристов. Первые законе были письменно оформлены во времена борьбы плебеев с патрициями в ранней республике и воплотили победу равенства политических прав всех граждан Риму. В результате появились так называемые "Законе 12 таблиц", которые заложили основания римского законодательства. Важный взнос в развитие юриспруденции сделал Марк Туллий Цицерон - выдающийся оратор, автор работ из философии государства, последовательный приверженец демократического правления. После убийства Цезаря он старался воссоздать республику, но напрасно.

В Риме действовала четкая судебная система. Во времена поздней республики и империи, когда в законе часто вносились изменения, возникшая потребность информировать граждан о законе, которые принимались. За Юлия Цезаря на центральную площадь выставляли гипсовую доску с сообщениями о военных победи и правительственные акты и решения - "Ежедневные сведения римского народа" (своеобразный прообраз газет). Копии рассылались по государству во все провинции.

6. Литературная традиция


Целиком особая роль принадлежит в мировой культурной традиции латинскому языку. Масштабы римских завоеваний превратили ее в язык межнационального общения для всех подчиненных народов - от Испании до Междуречья. На основе так называемой "народной латыни" возникло много современных европейских языков: итальянская, испанская, французская, английская. В дальнейшем латынь долго оставалась в Европе языком литературы и науки, а в медицине не потеряла эту роль и к сегодня. Латинской ведется католическое богослужение.

Особенность развития латыни заключается в том, что на протяжении продолжительного часа язык эта совершенствовалась не в художественном творчестве, а прежде всего в политической сфере: в выступлениях ораторов в сенате и на судебных процессах, в законотворчестве, в политической публицистике. Об образности языка свидетельствует множество афоризмов, которые живые и сейчас: "Карфаген должен быть разрушен" (Катон), "Пришел, увидел, победил" (Юлий Цезарь), "Док, Катилина, ты будешь подвергать испытанию наше терпение?" (Цицерон) и много других. Цицерон, который считал себе прежде всего политиком, по сути был творцом латинской художественной прозы. Образцовым став стиль его речей, писем, философских произведений. Своеобразное продолжение этой традиции ми видим уже в художественной литературе: именно в Старинном Риме впервые появляется прозаичный роман. Наиболее популярным был сатирический роман "Метаморфозы, или Золотой осел" Апулия.

Поэзия Старинного Риму не имела собственной национальной традиции. Она начинает активно развиваться только под влиянием греческой литературы, в конце республиканского периода. Переломную роль сыграло творчество Катулла. ее главная тема - не Римское государство, не римский народ, а личные переживания, чувство и мысли. Он создает цикл лирических стихов, большинство из которых передает драматические отношения с женщиной, выведенной под поэтическим псевдонимом Лесбия. В отличие от эпических поесть, при чтении его стихов практически не ощущаешь временной дистанции.

Час правления Октавиана Августа часто называют "золотим возрастом" римской литературы. Современниками были три больших римских поэты -Вергилий, Гораций и Овидий. Наизнаменитейшим произведением римской литературы постоянная поэма Вергилия "Энеида". Вергилий с блеском решил очень трудную творческую задачу. По правую сторону в потому, что " Энеида" - это литературный эпос, т.е. она не масс народной устной основы, полностью созданная поэтом. К той же поэма сразу стала составной частью римской государственной идеологии - поэт писал на политический заказ императора. Коротко содержание поэмы такой. Эней - сын властвуя Анхиза и богини Венеры, один из защитников Трои, после ее падения отправляется у плавание на корабле, долго мыкается и в конце концов, выполняя волю богов, прибывает в Италию и становится родоначальником римского народа. От него же ведется и родословная Юлиев, к которым належавши Октавиан Август. Непревзойденным считается владение Вергилием выразительными средствами языка. В.Брюсов писал, что "для поэта чтения "Енеїди" в оригинале есть сплошным возле удивлений... перед властью человека над стихией слов". Существует множество переводов поэмы на современные языки. Можно припомнить, что кочан формирования современного украинского литературного языка положила авторизованный "Энеида" Ивана Котляровского.

Лирическими поэтами были Гораций и Овидий. Творчество Горация пронизано пониманиям роли поэта в обществе. Особенно четко эти мысли прозвучали в оде "Памятник". К этому сюжету Горация обращался А.С. Пушкина ("Я памятник себе соорудил нерукотворный..."), и другие.

Тяжело сложилась частица Овидия. Его сборник "Искусство любви" принес ему огромную популярность и обвинение в аморальности. Потом он обратился к классическим сюжетам - "Метаморфозы" ("Преобразование") - поэтическая перебоязливая мифов, в сюжете которых присутствуют замечательные преобразования. За не совсем понятных, вероятно политических, причин Овидия было сослано к Причерноморье, откуда он писал пронизанные тугой "Письма с Понту" (греческое название Черного моря - Понт Евксинский).

В римские времена появилось много новинок в книжном деле. Кроме папируса, распространился изобретенный в малоазийском городе Пергаме материал для письма - особым чином обработанная кожа - пергамент. Кроме книг-свитков появились книги-кодексы, которые от современных книг отличались только способом скрепления листов. Библиотеки как хранилища документов, книг существовали уже давно, а ось библиотеки для общественного пользования возникли именно в Риме. Интересно, что в этих библиотеках были предусмотрены довольно изолированные места для работы, поскольку в те времена люди читали исключительно вслух.


7. Искусство


Для практических римлян искусство было одним из средств умной организации жизни, отсюда - ведущее место архитектуры. В архитектуре римляне объединили этрусскую и греческую традиции, восточные элементы. Римляне сделали разнообразным строительные материалы: использовали очень крепкий соединительный известняковый раствор, изобрели бетон. Римские архитекторы и строители совершенно освоили и очень широко использовали арочную конструкцию, ее развитием стали своды и купол.

Центрами политической и культурной жизни в городах были форумы (буквальный смысл - рыночная площадь). Тут на ранних этапах проводилось народное собрание, сводились главные храмы и другие общественные сооружения (большинство из них обнаруживали собой базилики - прямоугольные в плане, распределенные поперечными стенами на несколько залов, в переводе - "царский дом"). Всех превосходил уже в республиканскую эпоху, конечно ж, римский форум. Юлий Цезарь положил кочан традиции строительства форумов каждым новым императором (форум Августа, форум Траяна). Частью форумов были мемориальные сооружения, которые прославляли победи римского оружия, выдающихся полководцев, а потом императоров: триумфальные арки и колоны (наиболее знаменитая - колона Траяна).

Как и раньше важным было культовое строительство. В отличие от греков, римляне вмещали колоннаду чаще всего только перед фронтальной стороной храма. Часто строили круглые в плане храмы - ротонды (от латинского - круглая). Смрада разработали свои варианты дорийського, ионийского и коринфского ордеров, причем в их использовании не было такой четкости, как у греков. По мере роста могущества Рима храмы, сначала довольно скромные, становились все более богаче и прекрасней.

Своего высочайшего воплощения архитектурная и инженерная мысль Старинного Риму достала в Пантеоне - храме всех богов, построенному в II ст. н.э., вероятно, Аполлодором Дамасским. Храм представляет собой ротонду, вход в которую украшен портиком. Купол этого храма, отлитый из бетона, в диаметре превышает 40м (за размерами он оставался в Европы непревзойденным к XIX ст.) Люди старины воспринимали купол как символ неба - воплощение верховного бога Юпитера. В связи с этим особую роль отыгрывало единое отверстие, размещенное в высшей точке купола. Столб света, который проникал через него, становился центром композиции. Периметр храма и его высота практически одинаковые, такие пропорции "увеличивают" помещение. В нишах вокруг зала в давность стояли статуи богов. Очень богатым есть внутреннее обрамление разными сортами мрамора, которое полностью сохранилось к нашим дням. Впервые в мировой архитектуре в этом храме главная роль отведена не внешнему виду, а созданию особой внутренней атмосферы. В Старинном Риме создается ряд абсолютно новых тылов сооружений. Это прежде всего амфитеатры. Наибольший - амфитеатр Флавиев или Колизей (І ст. н.э.).

Места для 50 тысяч зрителей опирались на конструкцию, фасад которой имеет вид трехъярусной аркады. Арена в форме эллипса была обеспечена сложной системой подземных технических помещений. Важной частью римского образа жизни были термы, которые служили не только банями, но и культурными центрами, местами встреч, отдыха. В эпоху империи термии стали огромными сооружениями с внутренним обрамлением, которые не уступали дворцам. Кроме помещений с холодными и горячими бассейнами, они включали залы для отдыха, для физических упражнений, а иногда и библиотеки. В бедных городских районах впервые появляются многоэтажные жилые дома - инсули.

Прославили римлянин и их технические сооружения. Сеть замечательных мощенных камнями дорог соединяла все части огромного государства. Древнейшая Апписва дорога, которая вела у Рифм, служит и сейчас. Римляне позаимствовали на Востоке и привели к совершенству арочную конструкцию мостов. Города обязательно оснащивались сложной системой водоснабжения. Символом могущества и богатства Риму была проточная вода, которая струилась в римских уличных фонтанах. Водопроводы были как подземными, так и наземными. В наземных водопроводах - акведуках - керамические трубы клали на высокую аркаду. Для грязной воды строились подземные каналы.

Свои особенности мало изобразительное искусство. Если греческая скульптура прославилась прежде всего обобщенными образами, которые воплощали человеческую красоту, то в Риме значительного развития приобрел жанр психологической скульптурного портрета. Его источниками были: особый культ семьи (латынью - "фамилии"), предков у римлян, с одной стороны, а со второго - новое восприятие личности, ее роли в истории. Искусство "оживило" историю, оставив портретную галерею ее главных действующих лиц: Помпея Большого, Юлия Цезаря, Цицерона, Октавиана и других.

Фресковая живопись и мозаика - реалистические, с богатой цветовой гаммой, с передачей объема и глубины пространства - стали известные после раскопок городов Помпеи и Геркуланума, уничтоженных во время извержения вулкана Везувий в 79г. н.э. Эта трагедия, которая принесла гибель людям, сохранила жизнь произведениям искусства. Раскопки здесь начали в XVIII ст., они длятся и сейчас. О живописных портретах узнали после археологических находок в Фаюмском оазисе в Египте, где сложился похоронный обряд, который объединил восточные и западные традиции. Па досках (иногда - тканях) на восковой основе были написаны портреты умерших, которые поражают утонченностью, а также точностью передачи не только внешности, но и внутреннего мира человека.

Возникновение театрального искусства в Риме связано с праздниками сбора урожая. Самобытным римским театральным жанром были мимы бытовые комические сценки, которые включали диалоги, пение, музыку и танцы (своеобразный прообраз современной оперетты). Позднее стали относиться комедии и трагедии по греческому образцу. Римские актеры походили из среды вольноотпущенных или рабов. Они занимали, как правило, низкое общественное положение. В Риме впервые вытекают профессиональные актерские трупы и камерные (для небольшого количества зрителей) театральные спектакли.

Большой популярностью в Риме, особенно в период упадка, пользовались цирковые спектакли, гладиаторские бои, которое свидетельствовало о деградации театральной культуры.

В античности сравнительно с давневосточными цивилизациями был сделан принципиальный шаг вперед относительно положения человека в обществе, осмысление художественного творчества - составляется гуманистическая традиция. Отличие заключается и в степени влияния на другие народы старины, и в том, что культура Греции и Риму некогда не забывалась и оказала непосредственное влияние на дальнейшее развитие культуры.

При всем единстве античной культуры, ее греческий и римский этапы имеют свои особенности. На политическое и религиозное мышления, философские и юридические взгляды, литературу и искусство Западной Европы сильнее повлиял Рифм. В культурной традиции Восточной Европы, в том числе Украины, ведущим через посредничество Византии было греческое влияние. За античности зарождаются явления, которые на дальнейших этапах станут определяющими в культуре, в частности христианская религия.

Список использованной литературы

1.     «История культуры Древней Греции и Рима» Латышев В. В., 2000 г.

2.     «Жизнь древнего Рима» Сергеенко М., 2003 г.

3.     «История древнего рыма» Бокщанин А.Г., Кузищин В.И., 2005 г.

4.     «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» Кун Н.А., 2002 г.

5.     «Очерки по истории Древнего Рима» В.С. Сергеев, 2004 г.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена