Рекреационная архитектура
Человек и его потребность в досуге, отдыхе; отдых и природа; природа и архитектура – эта цепь сложных взаимосвязей приводит нас к животрепещущим проблемам , которые всё больше волнуют людей второй половины 20 века – века значительных исторических событий, урбанизации и научно-технической революции.
Формы современного отдыха очень многообразны, порой причудливы. Однако в условиях экономического кризиса на Украине значительно снизился уровень материального обеспечения трудящихся, в связи с чем лишь весьма ограниченный процент населения имеет возможность пользоваться услугами комфортабельных курортно-оздоровительных комплексов (особенно зарубежных), совершать дальние путешествия и экскурсии.
Специалисты различных отраслей знания единодушны в том, что наиболее важен и эффективен в условиях постоянных психических перегрузок и гиподинамии активный отдых на лоне природы. Этот вид отдыха обозначают специальным термином ''рекреация'' (от латинского (восстановление).
Большинство жителей города Сумы имеют дачи или участки в коллективных садах, на которых проводят значительное количество свободного времени, начиная с мая и заканчивая октябрем-месяцем. Однако в жаркие летние месяцы сотни людей стремятся провести выходные дни на лоне природы – в лесу на травке, у озера. Отлично! Но кто-то должен предусмотреть – сколько для этого нужно дополнительного транспорта? Как организовать ночлег? Как обеспечить питание? Как организовать использование природы, чтобы после первого же воскресенья на месте отдыха не остался пустырь, заваленный бумажками и консервными банками? Словом, как наилучшим образом удовлетворить потребность в чистом воздухе, тишине, красивых пейзажах и новых впечатлениях.
Исходя из этого целью данной работы является разработка проекта комплексного благоустройства зоны кратковременного отдыха на имеющемся природном объекте в границах территории города Сумы.
Были поставлены задачи:
на основе обзора и сравнительного анализа официально зарегистрированных рекреационных зон и стихийно возникших зон отдыха в городе определить природный объект с наиболее благоприятными показателями и перспективный для создания благоустроенной зоны кратковременного отдыха;
изучить природные условия выбранного объекта;
изучить антропогенные условия, сложившиеся в границах территории выбранного объекта;
разработать проект зоны кратковременного отдыха в границах выбранной территории;
заложить в проекте экологические мероприятия по оптимизации основных параметров выбранного природного объекта.
Для решения поставленных задач использовались методы:
- статистический: подбор, сравнение и систематизация цифровых данных;
- метод полевых исследований: изучение ситуации с озеленением, благоустройством, строительством;
- картографический: работа с картографическим материалом;
- литературный: подбор материалов по литературным источникам;
- исторический: изучение состояния района по техническим отчетам.
При написании данной работы использовались данные, полученные экспериментальным путем; материалы, предоставленные Управлением архитектуры и градостроительства г. Сумы, Государственного управления охраны окружающей природной среды, городской автоинспекции, городской санитарно-эпидемиологической станции и др.
2.Краткая характеристика города Сумы
2.1 Архитектурно-планировочная организация города Сумы
2.1.1 Планировочная структура современного города сложилась исторически. Возникший в 17 веке как крепость Белгородской “засечной черты”, город имел четкий регулярный план. Геометрическое начертание кварталов исторического центра - бывшего Кремля и примыкающих кпримыкающихпппооооооооо нему посадов сохранилось до настоящего времени. В 1768 году был составлен первый генеральный план города, в основу которого были положены принципы регулярной планировки для всех районов, включая центр, прилегающие к нему посады и обособленные слободки.
Для обеспечения связи всех районов предписывалось строительство лучевых и кольцевых улиц и дорог. К 1845 году, когда был составлен новый генеральный план, город состоял из пяти “частей”: “центр” и четыре слободки ( Перекопская, Холодногорская, Засумская, Новоместенская), мелких кварталов и довольно хаотичной застройкой рабочих окраин.
После Октябрьской революции в городе в широких масштабах развивается жилищно-гражданское и промышленное строительство.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 10 января 1939года
концу 19- началу 20 века планировочная структура города характеризуется наличием регулярно застроенного центра город Сумы превращен в областной центр административной области.
Развитие Сум было прервано немецкой оккупацией, которая длилась
с 6 октября 1941 года по 22 сентября 1943 года.
В 1944 году к моменту освобождения города от оккупации в Сумах
проживало 34.9 тысяч человек, а сам город в значительной степени был
разрушен. Генеральный план 1951 года был направлен в основном на восстановление разрушений, причиненных войной. Этот проект в дальнейшем
явился основой для размещения в городе промышленного, жилищного,
коммунально-бытового строительства, инженерного оборудования и
благоустройства его территории.
Вместе с тем промышленное развитие города и рост численности его
населения значительно превзошли размеры, намеченные по генеральному
плану. Возникла необходимость составления нового генерального плана
города Сумы. Технико-экономические основы развития города были разработаны в 1961 году. Генеральный план 1966 года был разработан проектным институтом градостроительства города Киева на расчетный срок до 2000 года. В планировочном отношении селитебная территория города подразделялась на 10 жилых районов. В Сумах все более проявляются характерные для современной урбанизации черты: наличие в пределах города урбанизированных и сельских территорий, где находятся сельские поселения, жители которых не только заняты в сельском хозяйстве, но и выезжают на работу в город. В настоящее время в состав областного центра входят следующие населенные пункты: село Солидарное, село Песчаное, село Верхнее Песчаное, село Косовщина.
Однако до настоящего времени планировочная структура города и его функциональное зонирование еще не отвечает современным градостроительным требованиям по следующим причинам: еще не сформированы в четких планировочных границах жилые районы, отсутствуют общественно-торговые и спортивные центры основных структурных единиц города; размещение мелких предприятий в селитебной зоне, а жилых кварталов в промышленных районах противоречит требованиям рациональной организации городской территории и санитарно-гигиеническим нормам.
2.1.2 Функциональное зонирование и планировочная структура территории города.
Сложившаяся градостроительная ситуация четко определяет современное функциональное зонирование городской территории, включающей следующие зоны: селитебная, промышленная, коммунальная и зона внешнего транспорта. В соответствии со схемой функционального зонирования и планировочной структуры города, на территории селитебной зоны предусматривается организация 5 жилых районов многоэтажной и смешанной застройки, а также кварталы сохраняемой одноэтажной застройки Барановки и Луки.
Центральный район города расположен на водораздельном плато реки Псёл (правого) и включает исторически сложившееся ядро центра и прилегающие к нему кварталы наиболее старой части города. Границами района являются магистрали малого (внутреннего) кольца и река Псёл. По территории района проходит главный транспортный диаметр города – улица Красногвардейская. На территории центрального района размещается общегородской центр, включающий в свой состав историческое ядро центра, административно-общественный центр (район Красной площади), торговый центр (улица Кооперативная), а также Парк культуры и отдыха.
Район озера Чехово расположен в левобережной части города. Границами района являются магистрали малого объездного кольца (объездная дорога, улица Парижской коммуны, улица Замостянская) и река Псёл. Весь объем нового жилищно-гражданского строительства размещается на намывных грунтах и частично в зоне реконструкции южнее Харьковского шоссе (на месте выносимых промышленных и коммунальных предприятий, размещенных в настоящее время в районе улицы Прокофьева). Расположенные в зоне жилой застройки завод “Сумсельмаш”, таксопарк, канализационно-сливная станция, базы и склады, являющиеся источниками загрязнения окружающей среды должны быть вынесены с территории жилого района. В связи с тем, что по территории района проходит магистраль городского значения (Харьковское шоссе), система культурно-бытового обслуживания района принимается с учетом этого обстоятельства: так, объекты периодического пользования будут размещаться не только в зоне общественного центра жилого района у озера Чехово, но и частично в подцентре, организованном на пойменной террасе ( в районе улицы Прокофьева). Общественный центр района должен быть объединен с общегородским центром посредством пешеходной эспланады, вдоль которой будет размещена наиболее интересная и представительная застройка: многоэтажные и повышенной этажности дома со встроенными и встроенно-пристроенными помещениями культурно-бытового назначения. Отличительной особенностью планировочной структуры района является крупномасштабный шаг транспортных магистралей, определяющих границы микрорайонов. Характерным для района является обилие зеленых насаждений общего пользования: это парковые территории на берегу озера Чехово и в пойме реки Псёл.
Левобережный район расположен в границах малого и внешнего транспортного кольца. Западной границей района является пойма реки Псел, на востоке район ограничен проектируемой магистралью, отделяющей селитьбу от южного промышленного района. Это район преимущественно одноэтажной и малоэтажной застройки, включающий поселок Химиков в восточной части района. В районе существующего Басовского климатического санатория и участка соснового бора формируется зона лечебно-оздоровительных учреждений. Территория ныне охраняемых коллективных садов (порядка 80 га), расположенных в юго-восточной части района, может послужить территориальным резервом для размещения жилищно-гражданского строительства.
Юго-западный район расположен в правобережной части города в границах большого и малого транспортного кольца. На юге район ограничен рыбными прудами. На юго-западной окраине района размещается комплекс зданий и сооружений педагогического института. На северной окраине района расположены предприятия пищевой промышленности.
Северо-западный район ограничен Курским шоссе на севере, улицей Ковпака на западе и магистралями малого транспортного кольца на юге. Главная улица района - Курское шоссе, застройка которой представлена современными промышленными сооружениями и объектами жилищно-гражданского строительства.
Район индивидуальной застройки. Кроме районов многоэтажного строительства в городе планируется сохранить индивидуальный жилой фонд. Это жилые кварталы Василевки, Барановки, Луки, Тополи, Анновки и др. С севера к району прилегают территории лесопарка “Сосняк”, с юга район ограничен территорией, отведенной под коллективные сады.
Промышленная зона города включает два промышленных района, сформировавшихся на северной и юго-восточной границе города. На территории южного промышленного района размещаются, в основном, предприятия стройиндустрии и ПО “Химпром”. Так как предприятия южного промышленного района являются основными источниками загрязнения окружающей среды , между промышленной и селитебной территориями устанавливается санитарно-защитный разрыв.
Коммунально-складская зона. На территории города (преимущественно на его окраинах) сформировалось несколько участков коммунально-складского хозяйства. Главная коммунальная зона размещается на южной окраине города и включает комплекс автотранспортных предприятий, баз и прочих объектов коммунального хозяйства. Территориальные ресурсы этой зоны (с учетом отводов участков последних лет) полностью исчерпаны. На западной границе города также развивается зона автотранспортных предприятий, гаражей, автобаз. Территориальные ресурсы этой зоны также исчерпаны.
Зона внешнего транспорта сложилась в городе в процессе исторического развития. В городе имеется 4 железно-дорожные станции, автовокзал и аэропорт. К зоне внешнего транспорта относится также полоса отвода железной дороги, проходящей по территории города; погрузочно-разгрузочные площадки в железно-дорожных станций и площадка нефтебазы северного промышленного узла.
2.2 Инженерно-геологические условия.
По степени благоприятности для строительства в пределах города Сумы
можно выделить три типа территорий: благоприятные, ограниченно благоприятные, неблагоприятные. Благоприятные для строительства территории приурочены к пологим склонам, плато и высоким надпойменным террасам. Уклоны территорий не превышают 10 %. Грунтовые воды залегают на глубине 5 м от поверхности.
Грунтами оснований будут служить лессовидные суглинки и супеси, обладающие
просадочными свойствами 1 и 2 типа. Условные расчетные давления на грунты
оснований составляют 1.5-2.5 кгс/см.кв. При инженерно-строительном освоении
территории в каждом случае необходимо учитывать мероприятия, предусмотренные при строительстве на просадочных грунтах ( СниП-15-74,
часть 2,глава 2 ).
Ограниченно благоприятные для строительства территории занимают склоны
речных долин и балок с уклонами от 10 до 20 %,сложенные лессовидными грунтами и боровые террасы, сложенные аллювиальными песками с прослоями
суглинков и супесей. Грунтовые воды на боровых террасах залегают на глубине
до 3 метров (иногда глубже ). Условия строительства здесь определяются глубиной залегания грунтовых вод. При залегании их на глубине 3 метра от поверхности и более условные расчетные давления на грунты составляют порядка
2 кгс/см.кв. При наличии в песках органических веществ до 3-5 % они снижаются до 0.75-1 кгс/см.кв.
На склонах речных долин и балок грунтовые воды залегают на глубине 3-10 метров от поверхности земли.
Неблагоприятные для строительства территории занимают склоны речных долин
и балок с уклонами более 20%, а также поймы рек и днища балок. Склоны, вследствие крутизны и наличия легкоразмываемых пород подвержены эрозионным и оползневым процессам. При их освоении необходимо мероприятия, направленные на укрепление их устойчивости. Грунты пойменных террас систематически заливаются паводковыми водами. Глубина уровня грунтовых вод колеблется от 0 до 2 метров, их уровень подвержен частым и значительным колебаниям, зависящим от атмосферных осадков и паводков. В результате этого влажность верхнего слоя грунтов изменяется, что отрицательно влияет на физическое состояние грунтов и их несущую способность. В связи с высоким уровнем грунтовых вод, неоднородностью и разнообразием физико-механического состава грунтов в границах пойменных террас условия для строительства неблагоприятные. В последние годы в пойменных участках города наблюдается повышение уровня грунтовых вод. Процесс подъема уровня грунтовых вод имеет прогрессирующий характер. На территории города выделяются подтопляемые грунтовыми и затопляемые поверхностными водами участки- район Косовщинского водохранилища, Харьковского микрорайона, улица Набережная реки Стрелки, река Сумка от улицы Горького до Косовщинского водохранилища.
2.3 Поверхностные воды.
По территории города Сумы протекает река Псёл с притоками Сумка и Стрелка, имеются озера Олдыш и Чехово, а также пруды Сумского рыбокомбината.
Река Псёл протекает с севера на юг и является главной водной артерией в городе. Протяженность ее в границах города составляет 8.7 км. Русло реки извилистое. Ширина поймы до 2.5 км. Берега реки пологие, заросшие кустарниковой и древесной растительностью, местами крутые, обрывистые. Пойма луговая, пересеченная рукавами, старицами и озерами. Ширина поймы в пределах города 150-350 метров. Скорость течения 0.2-0.3 м/сек. Дно реки ровное, песчаное. По характеру водного режима река Псёл в естественных условиях относится к рекам с высоким весенним половодьем и низкой меженью, прерываемой подъемами от выпадающих дождей и зимних оттепелей.
Таблица 1
Река-пост
Реклама
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена |