Религия в Азии
Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Однако судьба этих религий была различной. Одни из них широко распространились и в других частях света (христианство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями (зороастризм, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).
В настоящее время в Юго-Западной Азии наиболее распространен ислам. Это относится к Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике, Народной Демократической Республике Йемен, Оману, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару, Бахрейну, Кувейту, Ираку, Ирану, Афганистану.
В подавляющем большинстве этих стран ислам распространен в форме суннизма. Лишь в Иране резко преобладает шиизм. Шииты составляют свыше половины населения в Ираке и в Йеменской Арабской Республике. Немусульманскими в этом районе являются только две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль, в котором большинство жителей исповедует иудаизм. Кроме того, в Ливане около половины верующего населения составляют христиане.
В центре Южной Азии господствует индуизм, в периферийных же районах население исповедует другие религии: на западе и востоке (в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской Республике) - ислам, на юге и севере (в Шри Ланке, Бутане, частично в Непале) -буддизм (в Шри Ланке - в форме тхеравады, в остальных странах - в форме махаяны).
В Юго-Восточной Азии обычно выделяют два подрайона. В первом из них, включающем полуостров Индокитай без Малакки, среди верующих преобладает буддизм в форме тхеравады (Бирма, Таиланд, Лаос, Кампучия) или махаяны (Вьетнам). Во втором, охватывающем Малаккский полуостров и Малайский архипелаг, распространены главным образом две религии: в Федерации Малайзии, Индонезии, Брунее - ислам, на Филиппинах - христианство.
В Восточной и Центральной Азии верующие исповедуют несколько религий, нередко причудливо переплетающихся между собой. Это буддизм в форме махаяны - во всех странах (Китай, МНР, Корея, Япония), конфуцианство - в Китае и Корее, даосизм -в Китае, синтоизм - в Японии.
В последнее время из года в год растет число людей, разделяющих атеистические взгляды. Правда, атеизм еще не получил здесь повсеместного распространения, однако в социалистических странах Центральной и Восточной Азии численность атеистов весьма значительна.
Как же характеризуется религиозный состав населения отдельных стран?
Кипр - одна из двух преимущественно христианских по населению стран Азии (другая - Филиппины). Христианство проникло на остров еще в I в. н. э. Подавляющее большинство населения - греки - придерживается почти исключительно православия. На острове существует автокефальная Православная церковь Кипра, влияние которой весьма велико. Православные верующие составляют 77% населения острова. Значительную группу образуют в населении страны мусульмане (18%), которые придерживаются суннизма ханифитского толка. К ним относится турецкое меньшинство страны. Другие религиозные группы невелики. Это марониты (3 тыс.), римские католики, армяно-григориане (3,5 тыс.), англикане, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и др.
На территории Турции с конца XI в. начал распространяться ислам, который постепенно вытеснил господствовавшее здесь прежде христианство. В настоящее время подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедует ислам, преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиит-ский толк суннизма. В стране существует ряд религиозных орденов (хотя официально они и запрещены), наиболее известны из них мевлевийя, накшбандийя, тиджанийя, а также бекташи (последний - шиитский). Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В стране имеются последователи двух шиитских сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Хар-путской равнины, а также часть юрю-ков и туркмен) и нусайриты (арабы по границе с Сирией; 80 тыс.). Среди курдов некоторых районов юго-восточной Турции встречаются также йазиды (70 тыс.). Из христиан (0,7% населения) представлены православные (74 тыс., главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане (70 тыс.), халдо-католики (11 тыс.), католики латинского обряда (7 тыс., в значительной части левантинцы), армяно-католики (4 тыс.), греко-католики (небольшая часть греков и болгар), сиро-католики (общая численность всех католиков 26 тыс.), протестанты (23 тыс.; англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, адвентисты седьмого дня и др., главным образом европейцы и американцы), якобиты (в пограничных с Сирией районах), копты, несториане. Живет в стране и небольшая группа иудаистов (24 тыс., почти исключительно сефарды, половина их сосредоточена в Стамбуле).
В Сирии также преобладают мусульмане (свыше 90% населения), хотя имеется и довольно большая группа христиан (7%). Большинство последователей ислама - сунниты ханифитского и других толков (74% населения), кроме них имеются нусайриты (12%), живущие преимущественно в Латакии, друзы (3%), обитающие главным образом в Эс-Сувейде (в обеих этих областях суннитов немного), ис-маилиты (38 тыс.), встречающиеся в округе Саламийя, ортодоксальные шииты-имамиты (15 тыс.). Суннизма придерживаются основная часть арабов и подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен и турок, шиизма и его ответвлений - часть арабов и персы. Среди христиан преобладают православные (около 300 тыс.) и католики (205 тыс., они распадаются на греко-католиков, сиро-католиков, армяно-католиков, маронитов, хал до-католиков, католиков латинского обряда). Имеются также армяно-григориане (150 тыс.), якобиты (125 тыс.), нес-ториане (20 тыс.), протестанты (20 тыс.; пресвитериане, последователи Союза армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке, англикане, адвентисты седьмого дня и т. д.). Христианство распространено главным образом среди арабов, имеются среди христиан также армяне и ассирийцы (последние - несториане). Из представителей других религий встречаются йазиды (около 10 тыс., часть курдов) и иудаисты (4,5 тыс.).
В Ливане, куда христианство проникло в конце I — начале II в. н. э., несколько более половины населения составляют мусульмане, несколько менее половины - христиане.
Ливанские мусульмане (ислам проник в страну в начале VII в.) подразделяются на суннитов (26% населения), шиитов (27%) и друзов (7%). Имеется также небольшая группа нусайритов. Сунниты сосредоточены главным образом в Северном Ливане и Бейруте с окрестностями, шииты -в Южном Ливане и Бекаа, друзы -в Горном Ливане.
Самая крупная из христианских ветвей - марониты (23% населения). Вероучением маронитской секты было на первых порах монофелитство, представлявшее собой как бы компромисс, среднюю линию между диофизитством и монофизитством. Признавая двойственную природу Иисуса Христа, мо-нофелиты в то же время подчеркивали, что эта двойственная природа имела единую волю (откуда и само название течения). В конце XVI в. маронитская церковь вступила в унию с Римом, признав догматы римского католицизма, но сохранив старую обрядность и организационную самостоятельность.
Сейчас маронитов можно встретить по всему Ливану, но основным районом их расселения является Горный Ливан. Следующей по численности христианской ветвью Ливана является православие (7% населения). Православное население Ливана образует вместе с православным населением соседней Сирии автокефальную Анти-охийскую православную церковь. Половина православных сосредоточена в Северном Ливане, четверть - в Горном Ливане. В результате распрей внутри руководства православной церкви в начале XVIII в. от православия откололась группа, признавшая власть римского папы. Эта группа (так называемые мелькиты) образовала греко-католическую церковь (к ней относится около 5% населения страны). Кроме маронитов и греко-католиков в стране имеются группы армяно-католиков (25 тыс.), католиков латинского обряда (20 тыс., главным образом иностранцы), сиро-католиков (18 тыс.), халдо-католиков (6 тыс.). В Ливане живет также небольшое число якобитов (около 10 тыс.) и несториан. Большая часть живущих в Ливане армян - армяно-григориане (около 5% населения). Половина всех армяно-григориан сосредоточена в Бейруте и его окрестностях. Кроме того, среди армян встречаются также армя-но-католики (19 тыс.) и протестанты (последние объединены в Союз армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке). Общая численность протестантов в Ливане 16 тыс., значительная часть их - иностранцы. Кроме членов Союза армянских евангелических церквей имеются пресвитериане, англикане, баптисты, назаряне, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и др. Имеются в Ливане и последователи иудаизма (0,4 тыс.).
В созданном в 1948 г. государстве Израиль господствующей религией является иудаизм. Его придерживаются все верующие евреи. В стране представлены две секты иудаизма, но они имеют очень малое число последователей: караимы (12 тыс. человек) и самаритяне (около 500 человек). Кроме иудаистов в Израиле живут мусульмане и христиане (4/5 живущих в Израиле арабов придерживаются ислама, 1/5 — христианства). Основная масса мусульман - сунниты разных толков. Имеются также друзы (50 тыс.). Христианство представлено в Израиле рядом церквей. Наиболее многочисленны католики. Это главным образом живущие в Хайфе и других районах мель-киты (41 тыс.), а также католики латинского обряда (12 тыс.) и марониты (6 тыс.). Имеются и православные (22 тыс.). В небольшом числе в стране живут приверженцы Епископальной (англиканской по вероучению) церкви (1 тыс.), лютеране, пресвитериане, баптисты, армяно-григориане (900 человек), последователи монофиситских церквей - Коптской (700 человек) и Эфиопской. Почти все христиане живут в крупных городах.
В Иордании государственная религия — ислам. Ее исповедует 95% населения. Среди мусульман преобладают сунниты шафиитского толка (90%). В небольшом числе встречаются шииты-имамиты и друзы (вместе - 5%). Христиане составляют 5% населения. Они сосредоточены в основном *в городах. 2/5 христиан - православные, около трети - римские католики. Имеются также греко-католики, или мелькиты, армяно-григориане, якобиты и небольшое количество протестантов (англикане, лютеране, баптисты и др.).
Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии (99%) исповедует ислам. В разных частях страны эта религия представлена своими различными формами. 9/10 всех мусульман - сунниты. В центральной части государства — Неджде - почти все население ханбалиты-ваххабиты (к ним относится более половины всех суннитов страны). На западе, в Хиджаэе, преобладает шафиитский толк суннизма. Встречаются также ханифиты и маликиты, ханбалиты-салафийя и ханбалиты-ваххабиты. Кроме того, в Хид-жазе в небольшом числе проживают шииты-имамиты и зейдиты. На юго-западе, в Асире, большинство населения придерживается суннизма шафиитского толка. Сунниты (ханбалиты, маликиты) преобладают и в Восточной провинции (Эль-Хаса). Однако в этой провинции живет и большая группа шиитов (около трети населения). Среди шиитов Саудовской Аравии много выходцев из других стран (персов, йеменцев, пакистанцев, индийцев). Немусульман в Саудовской Аравии мало. В городе Джидца (Хидоказ) имеются небольшие группы иудаистов, православных (греки), протестантов (американцы и англичане) и католиков (итальянцы и др.; общая численность в стране - 13 тыс.).
Йеменская Арабская Республика также почти чисто мусульманская страна. Наиболее крупную группу верующих образуют шииты-зейдиты (50% населения). Их особенно много в Дже-беле - горной части страны. Так, в ли-ве Саада практически все население принадлежит к зейдитской секте. Зейдиты образуют также подавляющее большинство жителей ливы Сана. Лишь немного уступают зейдитам по своей численности сунниты шафиитского толка (49% населения), в основном сосредоточенные в Тихаме (прибрежной полосе страны) и на юге (в ливах Хо-дейда и Таиз к ним относится почти все население). Имеется также небольшое число исмаилитов (около 70 тыс.), байадийя (группа полуваххабитского типа) и ортодоксальных шиитов (персы). Из немусульманских верований представлены индуизм и иудаизм (0,5 тыс. человек).
В Народной Демократической Республике Йемен подавляющее большинство населения — мусульмане, главным образом последователи суннизма шафиитского толка. На крайнем востоке страны имеется небольшое число суннитов-маликитов, а в прибрежном районе — маленькая группа суннитов-ханифитов. В городе Адене живут также шииты-имамиты и исмаи-литы (главным образом выходцы из Южной Азии), а на границе с ИАР -и зейдиты. На востоке встречаются иба-диты. Среди иностранцев распространено христианство (европейцы), индуизм и зороастризм (выходцы из Южной Азии). В Адене имеется несколько десятков христиан-католиков из числа местных жителей.
В Омане почти все жители - мусульмане. Большинство мусульман придерживается ибадитского направления ислама. Свыше четверти населения -сунниты. Среди суннитов имеются хан-балиты, а также ханбалиты-ваххабиты (секта азракитов) и шафииты. В городах среди персов, оседлых арабов-баха-рина и части пакистанцев и индейцев распространен шиизм. Часть проживающих в стране индийцев - индуисты. Христианства придерживаются живущие в Омане португальцы и англичане.
Объединенные Арабские Эмираты (Абу-Даби, Дибай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра, Рас-эль-Хайма) также имеют преимущественно мусульманское население (89%). Около 2/з жителей исповедуют суннизм ханбалитского толка с уклоном в ваххабизм, имеются также сунниты-маликиты и небольшая группа сунни-тов-шафиитов. В ОАЭ можно встретить и шиитов (1/5 населения; это выходцы из Ирана и небольшая часть выходцев из Пакистана и Индии). На востоке и юге живет группа ибадитов (около 40 тыс.). Встречаются также христиане (6% населения, главным образом англичане и американцы), индуисты.
В Катаре подавляющее большинство населения (98%) - мусульмане-сунниты. Среди них имеются маликиты и ханбалиты-ваххабиты. Шиитов немного (арабы-бахарина и персы). В небольшом числе встречаются индуисты и иудаисты, а также христиане (проживающие в стране европейцы).
В Бахрейне мусульмане составляют 85% населения. Несколько более половины их - шииты, остальные - сунниты. Шииты - это преимущественно оседлые арабы-бахарина, а также персы. Среди шиитов встречаются исмаи-литы (часть пакистанцев и персов). Бахрейнские сунниты придерживаются преимущественно маликитского толка, однако имеется небольшая группа ваххабитов, прибывших из Саудовской Аравии. К суннизму принадлежат и проживающие в стране выходцы из Пакистана. Сунниты и шииты живут в отдельных деревнях, а в городах — в особых кварталах. Христиан сообразуют 7% населения (26 тыс.). Большая часть их - живущие в стране англичане и американцы. Имеются малочисленные группы индуистов (выходцы из Индии) и иудаистов.
Мусульманским по населению является и Кувейт. Ислама придерживается 92% населения. Среди мусульман преобладают сунниты маликитского толка. Имеются также сунниты-ханифиты и ваххабиты. 15-20% мусульман исповедуют шиизм (часть жителей городов и северных районов страны, персы, некоторые индийцы и пакистанцы, арабы - выходцы из Ирака и некоторых других стран). В числе шиитов имеется небольшое число исмаилитов. В Кувейте живут небольшие группы индуистов (большая часть индийцев). 6% населения страны составляют христиане. Это англикане и реформаты (4 тыс.), католики (18 тыс.), православные, якобиты, копты (общая численность трех групп - 4 тыс.), армяно-григориане (6 тыс.) и др. Христианство (в форме православия, монофизитства, англиканства, реформатства) исповедуют маленькая группа арабов и иностранцы: часть индийцев-малаялей, англичане, американцы и т. д.
В Ираке ислам исповедуют 96% жителей (54% мусульман - шииты, 46% -сунниты). Суннизма ханифитского и в меньшей степени шафиитского толков придерживаются кочевники-бедуины в разных районах страны, часть горожан (в первую очередь жители Багдада и Басры), оседлые арабы Верхней Месопотамии, а также курды, турки, черкесы, большая часть туркмен. Оседлое арабское земледельческое население южной и центральной части Ирака, персы, луры и около трети туркмен -шииты. Имеется также небольшое число али-илахи (курды и небольшая часть туркмен), исмаилитов, бехаистов. 3% населения Ирака составляют христиане, сконцентрированные в крупных городах страны, а также в сельской местности в районе Мосула. Это в основном ассирийцы, армяне и часть арабов. Наиболее крупную группу среди христиан образуют католики, в основном последователи различных униатских церквей. Подавляющее большинство их халдо-католики, имеются также сиро-католики (35 тыс.) и армяно-католики. Католиков латинского обряда немного (3,5 тыс.), преимущественно это живущие в Ираке иностранцы. Из других христиан представлены не-сториане (65 тыс.), армяно-григориане (23 тыс.), якобиты (12 тыс.), православные, протестанты. Значительную группу составляли прежде иудаисты, но в начале 50-х годов подавляющее большинство их выехало в Израиль, а в Ираке осталось только 450 человек. В стране сохранились последователи ряда древних религий и сект: йазиды (70 тыс.; часть курдов в районе Мосула, Киркука и Синджара), мандейцы (14 тыс., сосредоточены в районе Эн-Насирия).
В Иране 99% населения - мусульмане. Преобладающим направлением ислама является шиизм (к нему относится более 90% всех мусульман), находящийся с начала XVI в. на положении государственной религии. Его придерживается подавляющее большинство персов, гилянцев, мазендеранцев, татов, талышей, луров, бахтиаров, азербайджанцев, шахсевенов, кашкайцев и др. Шиитами являются также часть курдов (в Хорасане) и арабов. Группа курдов, живущая в районе Сердешт-Бане и на юге Курдистана, принадлежит к шиитской секте али-илахи. К этой же секте, а также и к другой шиитской секте — курд-бача относятся луры, живущие в Серкане, Туссерканеи Алиштере. Имеются в Иране также исмаилиты и бехаисты (последних - около 300 тыс.). Суннитов — главным образом шафиитов и ханифитов - около 3 млн. К ним принадлежат большая часть кур-Цов и арабов, белуджи, туркмены, джемшиды, небольшая группа талышей. Христианство исповедует 169 тыс. человек (0,5% населения). Оно представлено в Иране армяно-григорианами (основная масса армян, живущих в Тебризе и Исфахане), несторианами (30 тыс., часть ассирийцев), халдо-Католиками (часть ассирийцев), армяно-католиками (армяне в Исфахане) и католиками латинского обряда (всех католиков - 28 тыс.), протестантами (8,5 тыс., главным образом пресвитериане, а также англикане), православными. В стране живет группа последователей иудаизма (62 тыс.). Имеются также зороастрийцы (так называемые гебры, 21 тыс. в Йезде, Кермане, Тегеране и Ширазе) и йазиды (небольшая группа курдов).
На территории Афганистана ислам начал распространяться с конца VII - начала VIII в., и в настоящее время подавляющее большинство населения страны составляют мусульмане. Наиболее распространен в Афганистане суннизм ханифитского толка, которого придерживаются 80—90% всех жителей. Суннитами являются основная масса афганцев и таджиков, узбеки, туркмены, белуджи, большая часть чарай-маков (джамшиды, хазараи-калайинау, фирузкухи, таймани), нуристанцы (последние еще в конце XIX в. придерживались местных племенных верований, за что именовались своими соседями-мусульманами кафирами, т. е. неверными; ислам был распространен среди них насильственными мерами). В Афганистане функционирует ряд суннитских орденов - кадирийя, накшбан-дийя, каландарийя. Незначительная группа населения (примерно 0,5%) относится к секте ахмадие. В стране имеется значительное число шиитов. Это хазарейцы-бербери, а также теймуры, кызылбаши и афганцы-дзадзи, небольшие смешанные афгано-персидские группы в Систане, персы. Шиитов можно встретить также в районе Кабула, Герата, Газни. Народы Бадахшана и часть таджиков исповедуют исмаилизм (общая численность исмаилитов составляет приблизительно 3% населения страны). Кроме того, в Афганистане имеются индуисты (20 тыс.), а также сикхи, зороастрийцы и иудаисты (0,2 тыс.).
С VII-VIII вв. ислам проник и на современную территорию Пакистана. Мусульмане составляют здесь в настоящее время 97% населения. Большинство их придерживается суннизма ханифитского толка. Имеются в Пакистане и суннитские секты. Это муджахиды, хуры, Ахл-ал-хадис, Ахл-и-Коран, зик-ри (150 тыс.). Влиятельна секта ахма-дие, последователи которой живут в ряде районов страны. Шииты, по разным оценкам, составляют от '/10 До '/з всех мусульман. В провинции Пенджаб и в районах, населенных пуштунами, встречаются шииты-имамиты. В Пенджабе же, а также в Северо-Западной Пограничной провинции, Синде и Белуджистане живут исмаилиты (главным образом низариты — 1 млн., в меньшем числе - мусталиты).
По данным переписи 1972 г., 1,4% населения Пакистана исповедовали индуизм (некоторые пенджабцы, синдхи и др.), 1,4% - христианство. Христианство представлено в Пакистане католиками (424 тыс.) и протестантами. Большинство последних относится к Церкви Пакистана, созданной в 1970 г. путем объединения пресвитериан, анг-ликан, методистов, лютеран. Кроме того, имеются последователи Армии спасения, баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др. Христиане живут в основном в Пенджабе и в районе Кветты в Белуджистане. Отдельную религиозную группу в стране составляют зороастрийцы-парсы (около 10 тыс.). Большинство парсов сконцентрировано в Карачи. Имеется в Пакистане также 4 тыс. буддистов, небольшое число джайнов и 250 иудаис-тов.
В Индии 83% населения придерживается индуизма. Индуизм является господствующей религией во всех штатах республики, кроме штата Джамму и Кашмир и недавно образованного маленького штата Нагаленд. Индуизм подразделяется на два основных направления - вишнуизм и шиваизм. В настоящее время большее распространение получил культ бога Вишну, однако среди ряда индийских народов (например, среди тамилов, ассамцев) преобладают шиваиты. Кое-где сильно развит и шактизм, например у сохраняющих традиции материнского рода малаялей. Помимо ортодоксальных индуистов-санатани в стране имеются и последователи реформированного индуизма, прежде всего религиозного общества Арья самадж.
Мусульмане в Индии составляют 11% населения (в 1979 г. их насчитывалось 80 млн.). Подавляющее большинство индийских мусульман - сунниты ханифитского толка. На Малабарском побережье распространен шафиитский толк, а в ряде районов Уттар-Прадеша и Западной Бенгалии суннизм имеет ясно выраженные ваххабитские тенденции. Некоторое число последователей имеет секта ахмадие. Шииты составляют менее десятой части мусульманского населения. Больше всего шиитов можно встретить в городах. Среди них имеются исмаилиты, хотя по численности последние уступают ортодоксальным шиитам. Индийские исмаилиты подразделяются на низаритов (ходжа) и мусталитов (бохра). Большинство ходжа являются последователями наследственного имама мультимиллионера Ага-хана, которого они почитают как живого бога. Имеется в Индии и небольшая группа бехаистов.
Третьей большой религиозной группой Индии являются христиане (около 3% населения). В Южной Индии первые христиане появились еще в I в. н. э. В настоящее время более половины индийских христиан сосредоточено на юге страны (прежде всего в штате Керала, а также в районе города Мадраса). Много христиан и в штате Нагаленд. Всех индийских христиан можно разделить на две основные группы. К первой из этих групп относятся потомки древнего христианского населения Индии, некогда придерживавшегося нестори-анского вероучения. С вторжением в Индию португальских колонизаторов последние принялись насильственно насаждать католицизм. Индийских христиан принудили вступить в унию с Римом, в результате чего была создана Сиро-малабарская церковь, признавшая догматы католицизма, но сохранившая свою обрядность. Через некоторое время значительная группа последователей этой церкви порвала с Римом, однако не возвратилась назад к несторианству, а приняла якобитские (монофизитские) догматы. От якобитов, в свою очередь, ответвилась Мала-барская сирийская церковь святого Фомы, приблизившаяся к протестантизму. Впоследствии небольшая часть якобитов вступила в унию с Римом, что привело к образованию Сиро-ма-ланкарской церкви. Позже униатские церкви потеряли часть своих последователей, в частности от Сиро-мала-барской церкви откололась Халдейская сирийская (неонесторианская) церковь. Таким образом, в настоящее время в Южной Индии существуют следующие старохристианские церкви, униатские Сиро-малабарская церковь (халдо-католическая, 2178 тыс. последователей) и Сиро-маланкарская церковь (сиро-католическая - 213 тыс.), якобитские Маланкарская сирийская православная церковь (1,5 млн.) и Ма-лабарская сирийская церковь святого Фомы (550 тыс.) и, наконец, неонесторианская Халдейская сирийская церковь (5 тыс.).
Образование второй группы христиан связано с деятельностью европейских миссионеров. Проповедники особенно активизировали свою работу в Х1Х-ХХ вв., и в настоящее время именно эта вторая группа образует большую часть христианского населения Индии. Наиболее влиятельна Римская католическая церковь (9704 тыс. последователей, включая католиков восточных обрядов). Католиков более всего на юге страны, а также в некоторых западных районах (например, в Гоа, Дамане и Диу, где несколько'сто-летий господствовали португальские колонизаторы). Из протестантских церквей (4,3 млн.) наибольшее число приверженцев имеют Церковь Южной Индии (700 тыс.) и Церковь Северной Индии. Церковь Южной Индии (1530 тыс. человек) была создана в 1947 г. путем слияния основных протестантских организаций южной части страны. В состав новообразованной церкви влились Методистская церковь, Южноиндийская объединенная церковь (пресвитериан и конгрегационалистов), а также южные епархии англиканской Церкви Индии. Церковь Северной Индии (более 600 тыс. человек) была организована в 1970 г. в результате слияния англиканской Церкви Индии и Объединенной церкви Северной Индии. Кроме того, в стране немало баптистов (2,1 млн.), лютеран (1,1 млн.), менно-нитов, пятидесятников. Имеются в Индии и приверженцы Армии спасения (227 тыс.).
Вышедший из недр индуизма сикхизм в настоящее время занимает в Индии положение самостоятельной религии. Сикхи образуют около 2% населения страны. Подавляющее большинство их сосредоточено в Пенджабе.
В Индии живет также 3,8 млн. буддистов. Больше всего буддистов в Махараштре. Распространенная только в пределах Индии религия джайнизм насчитывает около 2,6 млн. последователей. Основная масса джайнов сосредоточена в Раджастхане, Гуджарате и Махараштре. Небольшую религиозную общность образуют в Индии зороастрийцы-парсы, потомки переселенцев из Персии, бежавших в VII-ХII вв. от преследований со стороны приверженцев ислама. Численность парсов -свыше 120 тыс. (по другим данным -200 тыс.). Свыше половины всех индийских зороастрийцев сосредоточено в Бомбее. Иудаистов в Индии - 8 тыс. Подавляющее большинство их сосредоточено в Махараштре и Керале.
Некоторые отсталые народы Индии продолжают придерживаться племенных верований. Атеистов в стране сравнительно немного. К ним принадлежит часть городской интеллигенции.
В ассоциированном штате Индии Сикким наиболее распространены индуизм (67% всего населения) и буддизм (31%).
Местной формой буддийской религии в Сиккиме является ламаизм крас-ношапочного толка. Его придерживается коренное население (бхотии и леп-ча), а также часть выходцев из Непала. Другая часть непальских переселенцев - индуисты. В ассоциированном штате живет также группа христиан-католиков (11 тыс.) и протестантов. Имеются небольшие группы джайнов и мусульман.
В княжестве Бутан приблизительно 75% населения (в первую очередь основной народ страны - бхотии) придерживается красношапочного ламаизма (дукпа). В южной части страны среди выходцев из Непала и Индии преобладает индуизм (его последователи составляют примерно 25% населения)
В расположенном в Гималаях государстве Непал, по данным переписи 1981 г., 90% населения страны исповедует индуизм, 5% - буддизм (в форме махаяны и ее разновидности - ламаизма) , 3% - ислам. Индуизма придерживаются подавляющее большинство индо-арийских народов, а также магары, гурунги, часть неваров, рай, лимбу. Многие невары и таманги — будцисты-махаянисты, бхотии, шерпы, часть рай, лимбу и тамангов - буддисты-ламаисты. Среди выходцев из Индии встречаются джайны (9 тыс.). Есть немного людей, придерживающихся племенных верований. Христиан в Непале очень мало (4 тыс.).
В Народной Республике Бангладеш большинство населения (85%) составляют мусульмане (главным образом сунниты-ханифиты; имеется небольшое число шиитов, в том числе исмаи-литов). Много в стране и индуистов (13,5%). Кроме того, имеются буддисты (439 тыс.) и христиане (216 тыс.), представленные как протестантами (Церковь Бангладеш), так и католиками (150 тыс.). К буддистам относится большинство тибето-бирманских народов, к христианам - племена гаро. В некоторых районах страны сохраняются племенные религии.
Население Мальдивских островов - мусульмане. В подавляющем большинстве они принадлежат к суннитам.
В Шри Ланке буддизм утвердился в качестве государственной религии еще в III в. до н. э. В настоящее время буддизм в форме тхеравады исповедует 70% населения страны. Распространены три главные буддийские секты: си-, амская, амарапура, раманна. Буддистами являются большинство (свыше /ю) сингалов — крупнейшего народа страны. 15% населения Шри Ланки придерживается индуизма (в форме шиваизма) . Индуизм распространен среди большей части тамилов. В стране живет немало мусульман (7% населения). Ислам исповедуют „мавры" (потомки арабов и индийско-мусульманских торговцев) , а также живущие в Шри Ланке малайцы, афганцы, белуджи. В Шри Ланке довольно много и христиан (8% населения). Христианство исповедуют некоторые сингалы и тамилы, а также все „бюргеры" - потомки от смешанных браков между голландскими и португальскими переселенцами и местными женщинами. Подавляющее большинство христиан - католики (1 млн.). Есть и протестанты, среди них 42 тыс. англикан и 24 тыс. методистов. Кроме того, имеются последователи Церкви Южной Индии (6 тыс.), приверженцы Армии спасения (5 тыс.), реформаты (4 тыс.), баптисты (3 тыс.), пятидесятники (2 тыс.), адвентисты седьмого дня, пресвитериане и др. Древнейшее население Шри Ланки - ведды, которых осталось только 3 тыс., придерживаются традиционных верований.
В Бирме 83% населения страны исповедует буддизм. Буддистами являются подавляющее большинство бирманцев, а также шаны, моны, большинство каренов, кая, палаун, часть качинов, чинов, ва. Буддизм распространен в основном в форме тхеравады, махаяны придерживается лишь небольшая часть народов Северной Бирмы и живущие в стране китайцы (часть китайцев - конфуцианцы и даосисты). Христианство исповедует несколько более 5% всего населения страны. Оно было внедрено миссионерами среди некоторых народов, живущих в периферийных районах Бирмы. Так, немало христиан среди чинов, каренов и кая, качинов и т. д. Основная часть бирманских христиан - протестанты (свыше 1,2 млн.). Среди них больше всего баптистов (950 тыс.), есть также англика-не (130 тыс.), методисты (39 тыс.), пятидесятники (29 тыс., в том числе последователи Ассамблей бога - 19 тыс.), адвентисты седьмого дня (3 тыс.), приверженцы Армии спасения и др. Католиков - 301 тыс. 4% населения страны - мусульмане (главным образом сунниты). Это араканцы, выходцы из Бангладеш и Пакистана, малайцы. Около 3% населения - индуисты (выходцы из Индии). Имеется небольшая группа иудаистов (50 человек). Традиционные племенные верования распространены среди некоторых народов, живущих в окраинных районах Бирмы. Их сохраняют большинство нага, чинов, качинов, ва, лису, акха, часть каренов, кая и других народов. Приверженцы традиционных веровании составляют 5% населения страны.
В Таиланде буддисты составляют 95% всего населения. Так же как и в Бирме, здесь господствует буддизм южной школы - тхеравада (главным образом секта маханикайя, частично -секта дхаммаютиканикайя). Тхеравады придерживаются сиамцы, кхмеры, моны, большинство лао, каренов, часть горных кхмеров и некоторые другие этнические группы. Буддизм северной школы — махаяну — исповедуют часть живущих в Таиланде китайцев и вьетов и некоторые лао. 4% населения образуют мусульмане (малайцы, тямы, выходцы из Бангладеш и Пакистана), в подавляющем большинстве сунниты-шафииты. Есть небольшое число суннитов-ханифитов и шиитов. Часть китайцев - приверженцы конфуцианства и даосизма. Небольшая группа жителей Таиланда исповедует христианство. Христианские миссионеры работают в этой стране с XVI в., однако успехи их невелики. Христиане (0,5% населения) сосредоточены в Бангкоке и на севере страны. Католики (общая численность - 165 тыс.) в основном встречаются среди живущих в Таиланде вьетов, а также евразийских метисов. Основная масса протестантов в Таиланде (30 тыс.) - это последователи пресвитерианской по вероучению Церкви Христа. Имеются также пятидесятники, баптисты, адвентисты седьмого дня, лютеране, приверженцы Христианского и миссионерского альянса и др. Протестантами являются часть каренов и кая, расселенных по западной границе страны, и представители некоторых других народов. В центральных районах имеется маленькая группа индуистов (4 тыс., преимущественно выходцы из Индии), в Бангкоке есть небольшое число сикхов. Некоторые горные племена Таиланда (часть горных кхмеров, горных таи, мео, или мяо, яо, акха, лису, каренов и др ) придерживаются традиционных культов. 14 тыс. жителей Таиланда не исповедуют никакой религии.
В Лаосе основной религией верующего населения является буддизм в форме тхеравады (секта маханикайя и в меньшей степени - секта дхаммаютиканикайя) . Некоторые группы горных таи и большая часть верующих вьетов исповедуют северный буддизм. Горные племена - кхму, горные кхмеры, мео (мяо), ман (яо), часть горных таи и др. - в основном сохраняют свои племенные верования. Живущая в стране небольшая группа французов, часть вьетов и китайцев, а также небольшая группа местных жителей — католики (43 тыс.), часть китайцев и некоторые представители горных народов - протестанты (адвентисты седьмого дня и др.), выходцы из Южной Азии - индуисты и мусульмане (небольшая группа индейцев исповедует буддизм), китайцы - конфуцианцы, даосисты, буддисты (махаянисты).
Буддизм является преобладающей религией верующего населения и в Кампучии. Он представлен в стране преимущественно своей южной ветвью - тхеравадой, которая распадается здесь на две секты: маханикайя и дхаммаютиканикайя. Тхераваду исповедуют кхмеры, лао, сиамцы, часть горных кхмеров. Живущие в Кампучии китайцы и вьеты придерживаются в основном буддизма северной ветви (махая-на). Часть китайцев - конфуцианцы и даосисты. В стране имеется также 14 тыс. католиков (часть вьетов и китайцев и небольшая группа кхмеров, а точнее, кхмеризованных португальцев, предки которых осели здесь еще в XVI в.). Наиболее значительной протестантской организацией в стране является Христианский и миссионерский альянс. Кроме того, есть адвентисты седьмого дня и другие протестанты (общая численность - 2 тыс.). В Кампучии имеется также малочисленная мусульманская группа (тямы и малайцы) . Часть горных кхмеров и горные тямы придерживаются традиционных верований.
Во Вьетнаме наблюдается большое разнообразие религиозных верований. На господствовавший здесь культ предков наслоились буддизм, конфуцианство и даосизм. Все эти религии распространены среди вьетов, а также среди проживающих в стране китайцев. Буддизм представлен главным образом своим махаянистским направлением, тхеравады придерживаются небольшое число вьетов на юге страны, живущие во Вьетнаме кхмеры и часть горных кхмеров. От буддизма во Вьетнаме ответвился ряд сект. Это бинь-ксюйен, джетавана-вихара и др. Особенно большое распространение получили синкрегические секты (иногда синкретической считают и секту бинь-ксюйен). Крупнейшая из них - као-дай - возникла сравнительно недавно, в 1926 г. Ее учение представляет собой синтез буддизма, конфуцианства, даосизма и христианства. Численность последователей секты - 2 млн., расселены они преимущественно в южных районах. Значительное число сторонников (1,5 млн.) имеет и другая синкретическая секта — хоа-хао, также распространенная на юге страны. С XVI в. в результате миссионерской деятельности в страну стало проникать христианство. Сейчас во Вьетнаме довольно много христиан, большинство из них — католики (свыше 3 млн.). Католицизм исповедуют часть вьетов (преимущественно на юге страны), небольшое число тямов и некоторые представители горных народов. В стране действует ряд протестантских организаций, в том числе Евангелическая церковь Вьетнама (около 50 тыс. последователей) и Христианский и миссионерский альянс Есть также адвентисты седьмого дня (З тыс.) и баптисты. Приверженцами протестантизма являются небольшая группа вьетов и группы в составе горных народов Вьетнама. Часть тямов и малайцы исповедуют ислам суннитского направления. Две трети тямов сохранили верность своим древним брахманистским верованиям. Племенные культы распространены среди ряда народов, живущих во внутренних районах страны, — горных таи (тхай, нунг, санти, знай и т.д.), мео (мяо) и зао (яо), горных кхмеров, горных тямов и др. Во Вьетнаме в последние годы быстро растет число атеистов
В Федерации Малайзии ислам суннитского направления объявлен государственной религией. Мусульмане (преимущественно сунниты-шафииты) составляют 49% населения страны. В Западной Малайзии (в малайских княжествах, а также в Малакке и Пенан-ге) ислама придерживается 51% жителей, в Восточной Малайзии (Сараваке и Сабахе) - 40%. Мусульманами являются подавляющее большинство малайцев и выходцев из Индонезии (яванцы и др.), а также пятая часть всех выходцев из Южной Азии (Индии, Пакистана и Бангладеш), живущие в Малайзии арабы и афганцы, китайско-малайские метисы (так называемые баба) , небольшая группа китайцев, а также некоторые группы населения Сара-вака и Сабаха (меланау, баджао, часть дусунов, ибанов и других даякских народов) . Живущие в Малайзии китайцы (составляют треть всего населения страны) исповедуют буддизм в форме махаяны, конфуцианство и даосизм. Буддизма в форме тхеравады придерживаются проживающие в Малайзии сиамцы. Христианство, к которому относится 5% населения Малайзии, распространено среди части выходцев из Южной Азии и китайцев, европейцев, некоторых групп в составе даякских народов. Из христиан представлены как католики (335 тыс. в Малайзии и Брунее) , так и протестанты (225 тыс.). Среди протестантов больше всего методистов (85 тыс.). Имеются также англикане (свыше 40 тыс.), лютеране (35 тыс.), пресвитериане (20 тыс.), баптисты (8 тыс.), адвентисты седьмого дня (7 тыс.), члены Ассамблеи бога, последователи Армии спасения В числе индийцев есть небольшая группа христи-ан-монофизитов. Значительную религиозную группу образуют индуисты (9% населения страны), к которым относится 70% всех выходцев из Южной Азии. Имеется в Малайе и группа сикхов. К ней принадлежат 2% всех южноазиатских выходцев (панджабцы). Большая часть даяков в Восточной Малайзии и ряд малочисленных народов Западной Малайзии (джакуны, сенои, семанги) придерживаются традиционных культов.
В Сингапуре основная этническая общность - китайцы (3/4 всего населения) в основном исповедуют даосизм и буддизм. Даосисты составляют 29% населения, буддисты - 27%. Ислам (16% жителей) распространен в стране среди малайцев, выходцев из Индонезии, Пакистана, Бангладеш, части выходцев из Индии, арабов Преобладают среди мусульман сунниты-шафииты, есть также небольшое число последователей секты ахмадие и шиитов-исмаи-литов. Индуизма (4% населения) придерживается основная часть выходцев из Индии. Небольшая группа индийцев-панджабцев - сикхи (15 тыс.). Христианами являются небольшая часть китайцев и индийцев, а также европейцы, главным образом англичане. Из христиан имеются католики (78 тыс.), а также методисты, англикане, пресвитериане, „братья" (примерная численность всех протестантов - 75 тыс.), армяно-григориане, православные. Католики -это главным образом китайцы, среди методистов много индийцев. В Сингапуре живет маленькая группа иуда-истов (450 человек). 13% населения во время переписи 1980 г. указало, что не исповедует никакой религии.
В султанате Бруней (на острове Калимантан) , получившем независимость в конце 1983 г., официальной религией является ислам (преобладают сунниты-шафииты) . Мусульманство исповедует 63% населения страны. Это брунейские малайцы, часть выходцев из Южной Азии и небольшая группа коренных жителей (так называемых даякских народов) . Имеется небольшое число бехаистов (0,5% населения, в основном выходцы из Пакистана). Большая часть аборигенного населения страны (кеда-янов, дусунов, ибанов и др.) сохраняет свою приверженность традиционным племенным культам. Христианство (католицизм, англиканство, методизм) распространено среди части китайцев и индийцев, англичан и некоторых групп коренного населения. Его придерживается 10% всех жителей. Основная масса китайцев исповедует конфуцианство, буддизм (буддисты составляют 14% населения Брунея) и даосизм.
Подавляющее большинство населения Индонезии (87,5%) - мусульмане. Индонезийские мусульмане придерживаются в основном суннизма шафиит-ского толка (шиитами является лишь часть выходцев из Индии и Пакистана). Ислам исповедуют основная масса яванцев, сунды, джакартцы, мадурцы (Ява и Мадура), суматранские малайцы, минангкабау, аче, часть батаков, гайо, аласов, большинство лампонгов (Суматра) , калимантанские малайцы, бан-джары, некоторые группы в составе даякских народов (Калимантан), буги, макасары, саданги, мандары, горонтало, часть томили, мори, лаков (Сулавеси), часть бутунгов (Бутунг), муна (Муна), большинство сасаков (Ломбок), сумбаванцы, часть бимов (Сумбава), некоторые группы сумбанцев (Сумба), небольшое число манггараев (Флорес), бачанцев (Бачан), тидорцы, тернатцы, часть галела и тобело (Халь-махера и близлежащие острова), живущие в Индонезии арабы, часть выходцев из Южной Азии и т. д. Христиане составляют 7% населения. Христианами являются часть батаков и лампонгов (Суматра), ниасцев (Ниас), ментавай-цев (Ментавай), минахасы, часть бола-анг-монгондоу, тораджей, балантаков, бунгку, лаков (Сулавеси), сангирцев (Сангихе), талаудцев (Талауд), большая часть энде, наге, нгада, сикка, лио, манггараев (Флорес), солорцев (Со-лор), алорцев (Алор), часть атони, те-тумов, бунак (Тимор), небольшое число ротийцев (Роти), часть амбонцев (Амбон), серамцев (Серам), группы в составе даякских народов (Калимантан) , часть папуасов и меланезийцев (Ириан-Джая), небольшое число яванцев и сундов (Ява), часть китайцев и др. Среди христиан имеются протестанты (более 6 млн.) и католики (последних — около 3 млн.). Большая часть протестантов входит в местные индонезийские церкви (реформатские, лютеранские и др.). Это лютеранская по вероучению Христианская батакская протестантская церковь (более 1 млн.), Христианская евангелическая церковь минахасов (500 тыс.), Христианская евангелическая церковь Тимора (650 тыс.), Протестантская церковь Малуку (275 тыс.), Евангелическая христианская церковь в Западном Ири-ане (225 тыс.), Протестантская церковь в Западной Индонезии (200 тыс.), Протестантская церковь Ниаса (200 тыс.), Христианская евангелическая церковь островов Сангихе и Талауд (200 тыс.), Христианская протестантская церковь на Суматре (190 тыс.), Христианская церковь тораджей (170 тыс.), Христианская церковь Центрального Сулавеси (125 тыс.), Калимантан-ская евангелическая церковь (95 тыс.), Христианская церковь Восточной Явы (80 тыс.) и т. д. Кроме того, в Индонезии имеются последователи Христианского и миссионерского альянса (55 тыс.), приверженцы Бетельской церкви полного Евангелия (50 тыс.), адвентисты седьмого дня (31 тыс.), методиеты (около 30 тыс.), сторонники Армии спасения (22 тыс.), разные группы пятидесятников (около 20 тыс.), меннониты (4 тыс.) и т. д. Современные последователи индуизма в Индонезии (2% населения) фактически представляют собой реликты того времени, когда эта религия занимала на островах преобладающее положение. Впоследствии индуистские верования были в большинстве мест своего распространения вытеснены исламом, и сейчас индуизма (в шиваитской форме) придерживаются лишь балийцы, небольшая группа сасаков (население островов Бали и Ломбок) и часть выходцев из Южной Азии. Кроме того, смешанные индуистско-буддийские культы распространены среди двух маленьких этнических групп на Яве - тенггеров и ба-дуи. Что касается собственно буддизма, то он прежде был широко распространен среди населения Суматры. Со временем эта религия была вытеснена с Суматры исламом, и теперь последователями буддизма в Индонезии (около 1% населения) являются лишь часть индонезийских китайцев. Другая часть китайцев исповедует конфуцианство (около 1% населения) и даосизм. В стране имеется также небольшая группа иудаистов (100 человек). В ряде районов страны сохранились родо-племенные верования (среди кубу, пу-нанов, части батаков, даяков, торад-жей, папуасов и др.).
В восточной части острова Тимор, ранее принадлежавшей Португалии, а затем аннексированной Индонезией, значительная часть населения - приверженцы местных культов. Традиционные верования распространены в первую очередь во внутренних районах. Часть жителей обращена в христианство (главным образом католицизм). Католиков в настоящее время насчитывается 197 тыс. (несколько менее трети населения). Это часть местных жителей, европейцы, небольшая группа китайцев. Протестантов (реформатов и лютеран) очень мало. В стране имеются также мусульмане-сунниты (группа местных жителей, выходцы из Индонезии и некоторых других стран). Проживающие в Восточном Тиморе китайцы придерживаются конфуцианства, буддизма и даосизма.
Филиппины в основном христианская страна (с XVI в.). Христианства придерживается подавляющее большинство филиппинского населения. Его исповедуют тагалы, висайя, илоки, пан-гасинаны, пампанганы, самбалы, ибанаги, биколы. В христианство обращены и некоторые группы горцев во внутренних районах Северного Лусона и Центрального Минданао и на ряде других островов. Основная масса филиппинских христиан - католики (84% всего населения страны). В 1901 г. от римского католицизма откололась Филиппинская независимая церковь, называемая иногда по имени ее основателя епископа Аглипая аглипаянской. Она объединяет 5% населения. Наиболее влиятельна эта церковь на Лусоне, особенно среди илоков. Протестанты составляют 6% населения. Последователи наиболее крупной протестантской церковной организации — Объединенной церкви Христа на Филиппинах (церковь объединила реформатов, пресвитериан, конгрегационалистов и некоторые другие группы протестантов) - насчитывают 475 тыс. человек. Из других протестантов прежде всего нужно отметить методистов (около 270 тыс.), адвентистов седьмого дня (235 тыс.), баптистов (189 тыс.). Менее крупные группы образуют англикане (57 тыс.), разные группы пятидесятников (57 тыс., в том числе Ассамблеи бога - 49 тыс.), члены Филиппинских миссионерских церквей Христа (51 тыс.), Христианского и миссионерского альянса (48 тыс.), Объединенной евангелической церкви Христа, образованной в результате слияния нескольких протестантских групп (45 тыс.), лютеране, назаряне, последователи Армии спасения и др. Членов синкретической Церкви Христа 700 тыс. Народы островов Сулу, западных и южных прибрежных районов острова Минданао и Южного Палавана (магинданао, таусоги, иланумы, маронао, супу и самаль, яканы, сангилы) исповедуют ислам (преимущественно суннизм шафиитского толка; имеется небольшое число представителей других толков суннизма и шиитов). Ислам получил некоторое распространение и у ряда горных народов в центральной части Минданао и на Палаване. Мусульмане, или, как их называют на Филиппинах, моро, образуют 5% населения. В стране живет небольшая группа буддистов (43 тыс.), к которой относится часть проживающих на Филиппинах китайцев. Есть китайцы конфуцианцы и даосисты, но большинство филиппинских китайцев — христиане (преимущественно католики). Имеется также маленькая группа иудаистов (200 человек). Наконец, в стране сохранились последователи местных культов (2% населения). Традиционных религий придерживается около половины представителей горных народов, заселяющих внутренние районы крупных островов.
В Китае наибольшее распространение получили три религии: конфуцианство, буддизм и даосизм. Точную численность последователей каждой из этих религий трудно установить, так как все основные религии Китая тесно переплелись между собой и нередко верующий одновременно посещает храмы двух, а то и трех религий. Из трех основных религий страны наиболее влиятельно конфуцианство, позиции буддизма и особенно даосизма скромнее. Все указанные религии исповедуют в первую очередь сами китайцы. Буддизм же, кроме того, распространен среди ряда других народов Китая. В махаянистской форме его исповедует (помимо китайцев) часть живущих в Китае корейцев. Буддистами-ламаистами являются тибетцы и верующие ряда других тибетоязычных народов и большая часть верующего монголо-язычного населения КНР. Наконец, буддизма (в форме тхеравады) придерживаются расселенные вдоль южной границы Китая тай, наси и некоторые другие малые народы.
Кроме трех основных верований в Китае существуют и другие религии. В северо-западных районах страны распространен ислам преимущественно в форме суннизма (приблизительно 10 млн. последователей). Его придерживаются хуэй (дунгане), а также верующие почти всех народов, говорящих на тюркских языках (уйгуров, казахов и др.), и небольшие монголоязычные группы (дунсян, баоань). Христианство (в форме несторианства) проникло на территорию Китая еще в VI в. н. э., однако впоследствии было вытеснено другими религиями. Христианские миссионеры прилагали усилия к обращению местных жителей в свою веру, но успехи были невелики. Особенно энергичная миссионерская работа была развернута в XIX — начале XX в., однако и сейчас численность китайских христиан сравнительно невелика. В основном христианство распространилось в форме католицизма (около 2 млн. последователей) и протестантизма (1 млн.). Православных в Китае немного (5 тыс.). Среди протестантов отметим пресвитериан, методистов, последователей Церкви Христа в Китае, приверженцев Истинной церкви Иисуса, баптистов, лютеран, англикан, адвентистов седьмого дня. Основная масса христиан - китайцы. Кроме того, в христианство обращен ряд этнических групп на юго-западе Китая: часть бай, лису, цзинпо (качинов), лаху, хани, буи, дун, шуй, мяо и др. Некоторые народы периферийных районов Китая продолжают сохранять традиционные верования (большая часть чжуан, буи, лису, дун, шуй, ли, мяо, яо, шэ, ицзу, туцзя, хани, лаху, цзинпо, кава, гао-шань и т. д.). В северной части Китая среди ряда народов распространен шаманизм (его частично придерживаются маньчжуры, другие тунгусо-маньчжурские народы, дахуры и т. д.).
В британской колонии на территории Китая - Гонконге - местное китайское население исповедует буддизм, а также конфуцианство и даосизм. Имеются небольшие группы мусульман (30 тыс.), индуистов (8 тыс.) и иудаистов (250 человек). Гораздо многочисленнее христиане (в 1981 г. насчитывалось 457 тыс. христиан-китайцев). Католиков в колонии 266 тыс., из них 90% - китайцы. Много последователей различных протестантских церквей. Это лютеране (26 тыс.), англикане (18 тыс.), баптисты (вместе с Макао -15 тыс.), последователи Церкви Христа в Китае (14 тыс.), пресвитериане (13 тыс.), разные группы пятидесятников (7 тыс.), методисты (6 тыс.), приверженцы Армии спасения (4 тыс.), адвентисты седьмого дня (2 тыс.). Имеются также сторонники „Христианской науки" и мормоны. Есть и очень незначительное число православных верующих.
В расположенной в пределах Китая территории Аомынь (Макао), находящейся под португальской администрацией и пользующейся внутренним самоуправлением, большинство населения (77%) придерживается буддизма. Христиане составляют в Макао 10% населения (в большинстве это католики -20 тыс.).
Подавляющее большинство верующих Монгольской Народной Республики исповедует ламаистскую форму буддизма. В стране живет небольшое число мусульман (казахи и др.) В Монголии имеется значительное число атеистов.
В настоящее время в северной части Кореи существует социалистическое государство - Корейская Народно-Демократическая Республика, в Южной Корее у власти находится сеульский режим, поддерживаемый США.
Религиозный состав верующего населения Кореи весьма пестр. В IV в. н. э. в эту страну был занесен из Китая буддизм махаянистского направления. Из Китая же на территорию Кореи проникло конфуцианство. В настоящее время в Южной Корее буддистов насчитывается свыше 12 млн., конфуцианцев -более 5 млн. В традиционных корейских верованиях сохранились некоторые элементы шаманизма. Католицизм стал распространяться среди корейцев с XVIII в., протестантизм - с XIX в. Сейчас в Южной Корее имеется 8,5 млн. христиан, в том числе свыше 7 млн. протестантов. Основная часть их - пресвитериане. Кроме пресвитериан представлены методисты (237 тыс.), последователи Восточного миссионерского общества (118 тыс.), баптисты (44 тыс.), приверженцы Армии спасения (30 тыс.), адвентисты седьмого дня (22 тыс.), пятидесятники (13 тыс., в том числе Ассамблеи бога - 11 тыс.), англикане (5 тыс.), назаряне (4 тыс.) и др. Католиков насчитывается в Южной Корее 1,3 млн., в КНДР - 100 тыс., православных в Корее - только 1 тыс. В результате взаимопроникновения религий возникли синкретические секты.
Так, секта чхондогё (1,2 млн. последователей в Южной Корее, есть приверженцы и в КНДР) сочетает элементы буддизма, шаманизма и христианства. Другая крупная секта - таэченгё (317 тыс. в Южной Корее). В КНДР быстро растут ряды атеистов.
В Японии сосуществуют две основные религии - синтоизм и буддизм (махаяна). Как и в Китае, в Японии главные религии тесно переплетаются между собой, взаимопроникают. Поэтому и здесь довольно трудно определить число последователей каждой религии. По официальным данным на 1981 г., синтоизм имел 104,6 млн. приверженцев, буддизм — 87, 1 млн. Таким образом, общая численность адептов двух религий значительно превышает численность населения всей Японии. В этом нет ничего удивительного, так как многие японцы посещают одновременно синтоистские и буддийские храмы и, вероятно, попали в число последователей обеих религий. Синтоизм обычно подразделяют на храмовый, или ортодоксальный, и сектантский. Крупнейшими сектами синтоизма являются тэнри (2,6 млн. последователей) , сэйтё-но иэ (1,4 млн.), РL Кёдан (1,3 млн.), идзумо оясиро (1,2 млн.), синри (678 тыс.), митакэ (668 тыс.), сэкай кюсэй (658 тыс.), курод-зуми (651 тыс.), конко (530 тыс.), синею (520 тыс.), ананай (215 тыс.), фусо (199 тыс.), дзикко (156 тыс.), омото (139 тыс.), мисоги (114 тыс.), синко тай (53 тыс.), синто сюсэй (52 тыс.), синто тайсэй (28 тыс.). Японский буддизм также раздроблен на секты (их свыше 200). Важнейшая буддийская секта - дзёдо син (вместе с ответвлениями секты — около 15 млн. последователей), ей уступают секты сингон (11,2 млн.), дзэн (группа сект - 10,2 млн.), тэндай (4,7 млн.), дзёдо (3,5 млн.), нитирэн (1,8 млн.). Гораздо малочисленнее секты юдзу нэмбуцу (101 тыс.), дзи (85 тыс.), кэгон (70 тыс.), хоссо (34 тыс.), рицу (12 тыс.). В последние десятилетия в Японии возникло много новых религиозных течений, из которых следует отметить необуддийские секты нитирэн сэсю (свыше 16 млн.; на ее основе создана организация сока-гаккай, пользующаяся большим влиянием в общественной жизни страны;, рэйюкай (4,2 млн.) и риссё косэй кай (5,3 млн. в Японии и за рубежом).
Христианство проникло в Японию еще в конце XVI в., но через некоторое время в результате репрессий со стороны государства было почти полностью искоренено. Снова христианство стало распространяться в стране лишь со второй половины XIX в., и в 1981 г. в Японии насчитывалось 1434 тыс. христиан, из них 3/5 - протестанты и 2/5 - католики. Протестанты разбиты на множество церквей и сект, из которых больше всего последователей имеет Объединенная церковь Христа в Японии (192 тыс.), объединившая в предвоенные годы пресвитериан, методистов, конгре-гационалистов, реформатов и других протестантов. Кроме того, существуют Святая католическая церковь Японии (по вероучению англиканская - 55 тыс. последователей), так называемое Вне-церковное христианское движение (50 тыс.) и церковная организация „Дух Иисуса Христа" (37 тыс.), а также группы баптистов (38 тыс.), лютеран (25 тыс.), пятидесятников (20 тыс.), методистов (16 тыс.), последователей Армии спасения (15 тыс.), пресвитериан (13 тыс.), назарян (7 тыс.), адвентистов седьмого дня (4 тыс.), реформатов (4 тыс.) и т. д. Имеется в стране небольшая группа православных верующих (25 тыс.) и совсем маленькая группа иудаистов (400 человек). Небольшое по численности национальное меньшинство Японии - айны придерживаются примитивных первобытных верований, которые постепенно вытесняются буддизмом и христианством.
Арутюнов С, Светлов Г. Старые и новые боги Японии. М., 1968.
Вопросы научного атеизма. М., 1979. вып. 24.
Гусева Н. Джайнизм. М., 1968.
Гусева Н. Индуизм. М., 1977.
Донини А. У истоков христианства. М., 1979.
Клибанов А. Религиозное сектангст-во в прошлом и настоящем. М., 1973.
Ковалев С. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964.
Кочетов А. Н Буддизм. М., 1983.
Крывелев И. История религий, т. 1, 2. М., 1975, 1976.
Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1981.
Народы Австралии и Океании (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1956.
Народы Америки, т. 1, 2 (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1959
Пучков П. Современная география религий. М., 1975.
Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.
Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М., 1984
Токарев С. Ранние формы религий и их развитие. М , 1964.
Токарев С Религия в истории народов мира. М., 1986
Шаревская Б, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964.
Шпажников Г Религии стран Западной Азии. М., 1976.
Шпажников Г Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980.
Шпажников Г. Религии стран Африки. М., 1981.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://religion.historic.ru