Ресурсная база социально-культурной деятельности
23. В современных рыночных условиях для учреждений культ. характ. поиск дополн. источников финансирования и внебюджетных средств. важным источником становится система договоров с конкретным заказчиком - предприятием, школой, воинской частью и т.п. При такой системе средст., поступающие учрежд. культ. от предприятий-заказчиков, формируются в результ. обмена ресурсов предприятия на деятельность учреждения культуры.
Культурно-досуговое учреждение создает и передает предприятию-заказчику определенный дух. "товар", представл. ценность для потенциального покупателя. другими внебюджетными источниками могут являться: арендная плата организаций за использование помещений культ. учрежд. (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприят., размещение рекламы, за использование транспорт. средств; различные виды плат. услуг; коммерч. деят.; спонсорство сегодня немаловажную роль играют различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающие от частных лиц, предприятий и фирм целевым назначением на нужды культуры
24. Платные услуги составляют важную часть деятельности современного культурно–досугового учреждения, действующего, в условиях рынка. Услуги имеют цену, основанную на сумме затрат по их оказанию которые включают издержки реализации, себестоимость или прибыль. Размер оплаты за услугу определяется с учетом принципа самоокупаемости затрат раздельно по каждому виду услуг. Весь объем прибыли за платные услуги полностью остается в распоряжении учреждений для развития и укрепления их материальной базы, содержания специалистов, занятых в сфере бесплатного обслуживания, поощрения работников. платные формы культурной деятельности культурно- просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование. Еще одним источником доходов в социально-культурной сфере могут являться льготы по налогообложению.
25. Укрепление материально-технической базы отрасли культуры остается важнейшим направлением деятельности. Основными материальными ресурсами учреждений являются оснащение техническим оборудованием и обеспеченность помещениями. А также финансирование. материально-техническая база обязательно должна быть отражена на отдельном балансе, само учреждение культуры не имеет "личного" имущества, также специфичны и различные средства: канцелярские принадлежности, мебель, реквизит, которые характерны только для данной сферы. Финансирование осуществляется из бюджета и на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.
26. Материально-технические ресурсы включают в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для эксплуатации и производства культурного продукта и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составная часть материально-технических ресурсов – недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социально- культурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними. Основные фонды:
1. архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей;
2. инженерно-коммуникационные системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.;
3. механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;
4. транспортные средства.
27. Термином «дизайн», как правило, обозначается вид проектной деятельности по гармонизации и эстетизации материальной культуры, проявляющейся в этой деятельности в создании утилитарно-эстетических качеств вещей, предметов, техники и других элементов предметной среды. Сущностное понимание дизайна коррелируется с его функционированием как деятельности совмещающей красоту и пользу. Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций, с целью придания результатам проектирования и производства высоких потребительских и утилитарных свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации жизни человека и общества. Уровне теории дизайн – это или внешний облик вещи (форма вещи), или процесс ее мысленного создания — проектирование художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление. Понятие “Дизайн” сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями.
28. Техника безопасности — свод правил и положений, направленный на обеспечение условий безопасного труда и проведения каких-либо других работ.
1. Обеспечение безопасности
2. Сведение получения производственных и прочих травм к минимуму
3. Охрана здоровья
4. Система организационных и технических мероприятий, направленных на уменьшение или исключение влияния опасных и вредных факторов на человека во время трудовой деятельности Обеспечение безопасных условий труда определяется следующими фактами:
1. Самыми важными являются жизнь и здоровье человека по сравнению с ценой производимого продукта и стоимостью оказываемых услуг.
2. Необходимость в сведении внештатных ситуаций к минимуму
3. Необходимость в сведении травм рабочих к минимуму для повышения эффективности работы
4. Необходимость в сведении времени отсутствия квалифицированных специалистов ввиду профессиональных травм и заболеваний на рабочем месте к минимуму. Инструктаж техники безопасности производится, как правило, во время приобретения профессионально и специального образования. Так же правила техники безопасности публикуются в соответствующих той или иной специальности учебных пособиях.
30. Специалист обеспечивает полноценную реализацию функций социально-культурной деятельности, важнейшими из которых являются: изучение, сохранение и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения; создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения проведение массовой информационно-просветительной и воспитательной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни; вовлечение людей в процесс непрерывного образования, рекреативно-развлекательного досуга;
Специалист: способен к прогностической, к проектной и экспертной деятельности в профессиональной сфере умеет осуществлять социокультурную деятельность на основе изучения запросов, интересов и с учетом возраста, образования, национальных, социогендерных и других различий групп населения умеет квалифицированно проектировать различные виды социально-культурной деятельности, определять динамику и перспективы ее развития, исходя из потребностей общества, задач социальных институтов общества, наличия собственных и привлекаемых творческих и хозяйственных ресурсов, реальных интересов и запросов населения
31. Информационно-методический ресурс – совокупность внешней и внутренней информации, на основании которой принимаются управленческие решения, средства и способы организационно-методического руководства, научно-методического обеспечения, переподготовки, повышение квалификации кадров в области социально-культурной деятельности. СМИ - средство распространения информации, характеризующиеся:
1. Обращенностью к массовой аудитории
2. общедоступностью
3. корпоративным характером производства и распространения информ. Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях. явлениях, процессах независимо от формы их представления. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Пиар-технологии — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. 39 компоненты ресурсной базы. в ресурсах отображается вся специфика, например, материально-техническая база обязательно должна быть отражена на отдельном балансе, само учреждение культуры не имеет "личного" имущества, также специфичны и различные средства: канцелярские принадлежности, мебель, реквизит, которые характерны только для данной сферы. Финансирование осуществляется из бюджета и на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские. Так как социально-культурная сфера постоянно развивается, то и кадры должны постоянно проходить переподготовку, поэтому в этой сфере велико число профессиональных работников, имеющих высшее образование или средне специальное. Социально-культурная сфера часто использует природные ресурсы.
Природные ресурсы - естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
33. Социально-демографический ресурс – совокупность физических лиц, проживающих на территории данного региона, города, микрорайона. Различаются по возрастному, профессиональному, этническому и другим принципам, а так же учитывается их активность.
34. СКД - это культ. деят. соц. субъектов ( профессиональных и непроф. групп вплоть до общества в целом) по:
1. обобществеленнию культ. инноваций
2. развитию способн. индивидов и обслуживанию из твор. деят. 3. соц. коммуникации, т.е. распространению, сохранению, общественному использованию всех видов культ. ценностей.
Потре́бность - надобность, нужда в чём-л., требующая удовлетворения. Материальные, духовные потребности человека. Потребности страны в современных технологиях. П. растения в воде и в солнечном свете. Желание, стремление. Переход к рыночным отнош. поставил учрежд. культ. перед необход. задуматься о культурных запросах и предпочтен. населения, соц.-эконом. Характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещ., степени дух. удовлетворенности их деятельностью. Организац. культуры должны знать: конкретные сведения о соц., демограф., эконом., характеризующих посетителей данных учреждений, замеч. и требованиях насел. к сфере культуры, оценкам деят. театров, муз., библ., клубных и др. досуговых организаций. конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетвор. и формирование многообразных дух. потр. людей, учрежд. культуры должны обладать обширным информац. полем о реальном участии различных соц. групп в культ. процессе. высшая потребность человека в творчестве и является, и воспринимается нами как высшее проявление культуры и как результат действующих на человека социальных и культурных институтов. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни. Потребности познания. Биологические потребности. Социальные потребности. Духовные потребности. Ценностно-ориентированные потребности.
35. Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
1. Постановка целей и задач
2. Составление программы действий
3. Выявление необходимых ресурсов и их источников
4. Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Ресурсы — всё, что необходимо человеку и организации для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды Технология как алгоритм, ведущий к цели, как четкая совокупность и последовательность методов, форм, приемов, средств воздействия. При разработке конкретных технологий учитываются, прежде всего, цель и задачи, содержание деятельности и общения, все связи и контакты, распределение ролей, ресурсное и нормативное обеспечение, анализ результатов. СКД - это культ. деят. соц. субъектов (профессиональных и непроф. групп вплоть до общества в целом) по:
1. обобществеленнию культ. Инноваций
2. развитию способн. индивидов и обслуживанию из твор. деят. 3. соц. коммуникации, т.е. распространению, сохранению, общественному использованию всех видов культ. ценностей. Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
37. Ресурс — (источник, доход) количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурсы — всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды.
Ресурсы могут быть трудовые, информационные, материальные, финансовые.
1. Входящие (то чем мы обладаем)
2. Исходящие (результат)
Сетевые ресурсы
В информационных технологиях
7. В туризме
38. Ресурсная база – совокупность основных компонентов необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. А также совокупность финансовых, трудовых, энергетических, природных, материальных, информационно-творческих ресурсов. Ресурсы — всё, что необходимо человеку (физическому лицу) и организации (в том числе юридическому лицу) для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей субъектов или объектов внешней среды.
40. Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны.
Одной из самых актуальных сегодня является проблема раскрытия этого огромного потенциала, творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло. Перед социальным менеджером стоит задача найти механизмы управления социальными ресурсами и средства их качественного и количественного измерения.
С этой целью социальные ресурсы необходимо разделить на
1) мотивационные,
2) интеллектуальные,
3) информационные,
4) коммуникативные,
5) социально-психологические,
6) соревновательные,
7) демографические,
8) социально-экологические,
9) деятельностные,
10) инновационные,
11) стратегические,
12) кадровые,
13) организационные,
14) управленческие,
15) научные.
Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов. Без их рационального использования невозможно получить эффективных результатов от реализации любых видов ресурсов — материальных, хозяйственных, природных и т.д.