Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант.
Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же.
Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент
Берг-Коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией, дал сыну хорошее домашнее воспитание. Образование свое А. закончил в
Московском университетском пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил
в гусарах. В 1823 году уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление первых его романсов: "Вечерком
румяну зорю", "Соловей" и других. Еще раньше он написал, вместе
с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или
Театральное сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге шла в
первый раз комическая опера А. "Лунная ночь, или Домовые", в двух
действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была.
Варламов, Александр Егорович - известный русский
композитор-дилетант. Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из
"волошских", то есть молдавских дворян. Еще ребенком он страстно
любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по
слуху (русские песни). Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом
придворной русской церкви в Гааге. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел
знакомство. Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения,
давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального
искусства. Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей
музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и
рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое
композиторское дарование. Заслуга Варламова состояла в популяризации
национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более
серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Под влиянием
неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и
лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.
Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни,
аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских,
небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора
(херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).
Глинка, Михаил Иванович - гениальный композитор, основатель
национальной русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с.
Новоспасском (близ гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от
матери, как его взяла на свое попечение властная бабушка (по отцу), гроза
крепостных и своих близких. Слабый ребенок рос нервным и золотушным, мнительным
и болезненным баричем-недотрогою. Несмотря на неблагоприятную обстановку,
которой окружила его бабушка, ребенок выучился читать чрезвычайно рано, но
музыкальные способности его еще дремали. К счастью для мальчика, воспитание,
грозившее превратить его в жалкого, изнеженного недоросля, было прервано
смертью бабушки. Первым пробуждением музыкальных наклонностей Глинка был обязан
небольшому домашнему крепостному оркестру и такому же оркестру дяди.
Оркестр дяди стал
для него "источником самых живых восторгов". Особенно любил Глинка
русские песни, переложенные для двойного духового квартета. Умер на чужбине 3
(15) февраля 1857 г. - Неудачная личная жизнь и тягостные общественные условия
не благоприятствовали полному и плодотворному развитию гения Глинки.
Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18
февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте
инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому
раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная
соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел
музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в
частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины
попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819
г. в Петербурге. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные
дела. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила". Он
умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки
основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична
"Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах.
Даргомыжский, Александр Сергеевич- знаменитый русский композитор.
Родился 2 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии.
Умер 5 января 1869 г. в Петербурге. Отец его, Сергей Николаевич, служил по
министерству финансов, в коммерческом банке; мать Даргомыжского, урожденная
княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Один из
братьев Даргомыжского прекрасно играл на скрипке, участвуя в камерном ансамбле
на домашних вечерах; одна из сестер хорошо играла на арфе и сочиняла романсы.
До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и его поздно
сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым, что не мешало
ему, однако, впоследствии трогать до слез выразительностью и художественностью
вокального исполнения на интимных собраниях. Образование Даргомыжский получил
домашнее, но основательное. Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него
небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться играть на фортепиано.
Настоящей системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было, и своими
теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе.
Реклама
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена