Русское коклюшечное кружево
Русское коклюшечное кружево
(реферативная часть)
Паринцева Т.О.
ГОУ СОШ №121, г. Москвы
Вводная часть
Исследование направлено на развитие знаний о русском народном творчестве – кружевоплетении. Кружево красиво, воздушно, художественно, гармонично, но, к сожалению, в России мы все больше забываем о традициях. Здесь мы попытались рассмотреть и попытаться освоить основные приемы кружевоплетения.
Актуальность. Двадцать первый век – век промышленного и научного прогресса. Все мы стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинает забываться. Вы скажете, что это было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако я считаю, что кружевоплетение на коклюшках – прекрасно успокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево – прекрасный подарок! Кружевоплетение – традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!
Цель – знакомство с кружевом – предметом русского народного творчества. Освоение техники коклюшечного кружевоплетения.
Задачи:
1. ознакомиться с одним из видов русского народного творчества – коклюшечным кружевом;
2. выявить особенности русского коклюшечного кружева;
3. освоить приемы кружевоплетения;
4. изготовить образцы кружевных изделий;
5. ознакомить с результатами других школьников.
Методы исследований:
1. информационно-аналитический (знакомство с историей кружева (теоретическая часть, обработка собранной информации);
2. технологический (изготовление материалов и инструментов, осваивание основных приемов кружевоплетения, плетение образцов кружев);
3. экскурсионный (экскурсии на выставки русского народного творчества).
Материалы:
1. барабан;
2. коклюшки;
3. сколок;
4. нитки мулине или шерстяные;
5. английские булавки.
План работы:
1. Этап планирования работы над проектом:
· формулирование темы проекта;
· целеполагание и формулирование задач;
· ознакомление с методами проведения исследований;
· выбор объекта исследований, средств и этапов деятельности.
2. Аналитический этап:
· обработка информации из Интернета, литературных источников, отбор материала по теме;
· экскурсии на выставки, в музеи;
· анализ и интерпретация полученных данных.
3. Практическая часть:
· освоение приемов кружевоплетения;
· изготовление образцов кружев.
4. Этап обобщения информации:
· обработка собранного материала, формулировка выводов;
· оформление результатов: подготовка постера, презентации, оформление коллекции изготовленных образцов кружев.
5. Этап презентации полученных результатов:
· построение устного доклада (сообщения о проделанной работе), выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
· выступление в классе, школе, на конференциях, участие в фестивале проектно-исследовательской деятельности.
Результаты:
1. Подготовлена презентация работы (видео, постер).
2. Результаты проведенных исследований представлены на городском конкурсе «Родная Земля», районном туре «Ярмарка идей на Юго-западе», школьной конференции, педсовете, а также на Дне открытых дверей в школе.
3. Образцы изготовленных кружев представлены на выставке в школе.
4. С учащимися школы проведено занятие «Изготовление кружевных фенечек».
Продолжение работы:
1. Продолжить распространение полученной информации: выступления с докладами на конференциях.
2. Подготовить образцы кружев разных губерний.
Виды кружев
Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления – коклюшки.
История кружевоплетения
На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.
С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.
В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.
В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки – дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
Еще одной особенностью кружева является его символика. На Руси принято было использовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение.
Материалы и инструменты
Валик. Для изготовления валика приготовьте кусочек ткани 70´50см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке, длинные подогните на 2–3см и сшейте по лицевой (наружной) стороне с двух сторон. В получившуюся кулиску продерните шнурок (веревку) и с одной стороны затяните его до упора. Внутрь чехла вложите картонный или фанерный круг диаметром 20 см, закрывающий стянутое шнурком отверстие. Затем чехол поставьте на пол и набивайте опилками, до тех пор, пока он не будет набит максимально туго. Сверху на сено проложите второй круг такого же диаметра, как первый. Готовый валик обтяните белой хлопчатобумажной тканью и закрепите ее булавками. Это ткань предохраняет валик от загрязнения. Сшейте и верхние наволочки – их придется чаще менять, так как изготовление кружев требует исключительной чистоты.
Валик кладется на деревянную подставку высотой около 75 см. Подушку с начатым кружевом вы потом будете накрывать белой салфеткой.
Подставка для валика. Можно подобрать картонную коробку подходящего размера, чтобы валик входил в нее туго и не крутился.
Коклюшки. Коклюшки – это деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой шейка, на шейку коклюшки наматываются нити и плетут кружева, перекидывая одну коклюшку через другую. Длина коклюшки – 170 мм, шейки – 40 мм, диаметр коклюшки – 10 мм, шейки – 5–6 мм.
Сколок (схема). Кружево плетут по определенному картонному шаблону, который называется сколок. На бумагу в клетку наносится рисунок. Цветными фломастерами отмечают направление ходовой нити. Бумагу наклеивают на картон. Основа рисунка – точки, куда нужно будет вколоть булавки. Точки соединены тонкими линиями, нанесенными тушью: они показывают расположение нитей. Если узор повторяется, в сколке достаточно показать его линиями один раз, а остальной участок сколка обозначить только точками для булавок. Булавки желательны латунные, но подойдут и обычные.
Булавки. Для плетения кружев используют булавки с твердой головкой (похожие на гвоздики).
Нити. Для плетения кружев можно использовать мягкие хлопчатобумажные нити: ирис, штапельные нити, мулине. Учиться плести кружево желательно белыми хлопчатобумажными нитями № 10. до 80, в зависимости от назначения, размера и плотности изделия. Нитку наматывают на две коклюшки – сначала на одну, затем, не отрывая, на другую. Закрепляют нитку на коклюшке петелькой так, чтобы во время работы нитка свободно сходила с коклюшки.
Основные приемы кружевоплетения
Плетешок – это туго сплетенный двумя парами коклюшек шнурок. Он является одним из основных приемов в кружевоплетении, плетется плетешок только двумя парами коклюшек. Техника состоит в многократном повторении двух приемов: поменяли, перевили. Обе пары по одному разу надо перевить и сплести, т.е. средние пары поменять местами, еще раз сделать по одному перевиву и опять средние пары поменять местами. Развести пары – одну вправо, другую влево, поставить булавку и т.д. (см. рисунок)
Плетешок выполняется двумя парами коклюшек и часто украшается отвивными петельками. Отвивную петельку можно сделать парой коклюшек с помощью булавки. Булавку пропускают под крайнюю нитку, захватывают ею вторую нитку и вытягивают петлю. Затем ставят булавку в точку накола, после чего коклюшки осторожно утягивают и продолжают плести дальше.
Полотнянка – плотное переплетение нитей, идущих строго перпендикулярно друг другу. Полотнянка по структуре схожа с тканью полотняного переплетения. Её плетут несколькими парами долевых коклюшек. Полотнянка имеет основу и уток.
Нити, идущие вдоль всего плетения, – это основа (долевые пары). Ходовая нить, проходящая поперек, – уток.
Приготовленный сколок прикрепляется к барабану. В верхние точки сколка поставьте восемь булавок и навесьте на них восемь пар коклюшек с заранее намотанными нитями. Это восемь долевых пар предназначены для плетения основы полотнянки.
Рядом с первой булавкой поставьте еще одну и навесьте на нее ходовую пару коклюшек. Нити этой ходовой пары коклюшек поочередно сплетайте с нитями всех долевых пар поперек полотнянки.
Возьмите в левую руку ходовую пару, а в правую первую долевую пару., проплетите их нити в такой последовательности: поменяли, перевили , поменяли. долевую пару из левой руки отложите. Ходовую пару возьмите в левую руку, а в правую – долевую пару 2.проплетите все долевые пары, как и первую. Когда ходовая пара пройдет через все нити всех восьми долевых пар, в конце ряда поставьте булавку. Сделайте нитями ходовой пары вокруг булавки два перевива и продолжайте плести в обратном порядке.
Полотнянка с перевивом крайних пар отличается от полотнянки без перевива долевых пар ажурной каймой. Ее плетут по тому же сколу, что и простую полотнянку, тем же количеством пар коклюшек. Особенность плетения этой полотнянки заключается в том, что перед сплетением нити ходовой пары с нитью крайней долевой пары делают по одному перевиву коклюшками ходовой и долевой пар и проплетают их одну через другую, затем ставят в край сколка булавку. Нити ходовой пары перевиваются вокруг булавки два раза и сплетаются с нитями крайней долевой пары. После сплетения нитей ходовой и долевой пар снова перевиваются один раз, и продолжается плетение в обратном направлении.
Полотнянка с перевивом всех пар выглядит как ажурная тесьма. Она отличается от других полотнянок тем, что всеми парами (и ходовой, и долевыми) перед каждым переплетением делается один перевив на протяжении всего ряда.
Полотнянка с пришивным краем отличается от обычной полотнянки наличием двух ходовых пар. С одного края сколка навешиваются две ходовые нити на одну булавку. Первая пара служит ходовой, вторая долевой, и отделяется перевивом от остальных пар.
При повторном прохождении через долевую ходовая откладывается, перед долевой ставится булавка, долевая перевивается и дальше проплетается как ходовая.
Полотнянка с двумя пришивными краями плетется, как и с одним пришивным краем, только ходовых пар три, и навешиваются 2 пары с одной стороны, одна с другой.
Полотнянка с косичкой. В качестве центральной долевой пары, на одну булавку навешиваются сразу 2 пары. Когда к ним подходит ходовая пара, то она проходит между ними не переплетаясь, одна пара долевых идет сверху, другая снизу, при следующем прохождении меняются местами.
Полотнянка с плетешком. В качестве центральной долевой пары будет идти плетешок. Когда к ним подходит ходовая пара, то она проходит между ними, переплетаясь один раз, пара долевых пропускает их между собой, одна коклюшка идет сверху, другая снизу, при следующем прохождении меняются местами
Приемы кружевоплетения
Выводы
Плести кружева очень нелегко. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делать кружева может каждый. Мы не только познакомились с кружевами, но и сами научились плести.
В результате работы:
1. проведено ознакомление с одним из видов русского народного творчества – коклюшечным кружевом;
2. выявлены особенности русского коклюшечного кружева;
3. освоены приемы кружевоплетения;
4. изготовлены образцы кружевных изделий;
5. с результатами работы школьники знакомятся при просмотре стенда в ГОУ СОШ №121 и на конференциях.
Список использованной литературы
1. Стильные штучки из кружева. Лукашева Р. А. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2005. – 144 с.