Сравнительная характеристика художников-романтистов в Украине и Англии
Сравнительная характеристика художников романтистов в Украине и Англии
Романтизм ( от итал.-Roma–Рим)- тенденция художественного мышления, основанная на преклонении перед итальянским искусством использовании тем,с южетов, художественных форм и техники искусства Италии, главным образом живописи римской школы. Романтизм является результатом сильного воздействия достижений искусства итальянского возрождения на художников других стран и пронизывает собой европейский классицизм и академизм ХVI-XIX вв.. В конкретно-историческом смысле как определённое художественное течение романтизм оформился в нидерландском искусстве XVI в., представители которого ориентировались в своём творчестве на современное им искусство Италии. Особое влияние на художников - романтистов оказал идеальный стиль Рафаэля и его школы. Романтисты по нескольку лет жили и работали в Италии, а вернувшись на родину, продолжили, вернувшись на родину, продолжили развивать «итальянский стиль». Среди них Ян Госсарт «был первым, принесшим из Италии искусство писать истории и пейзажи с обнаженными фигурами».
В основе романтизма лежит, безусловно, романтика. Романтика – это смутное ощущение бесконечности мира, времени и пространства. Романтическое сознание – непременное свойство всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное субъективное религиозное, интимное переживание непознанного неизвестного на протяжении жизни человека романтика как определённая мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения в различных действиях, в том числе и в художественной деятельности.
Благодаря всепоглощающему романтическому началу художественного творчества, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним. Многие художники были подлинными романтиками классицизма: А. Мантенья, Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были Рембрандт и апологет академического классицизма Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический классицизм». Романтизм и классицизм всё время «шли рядом» и только во Франции в начале XIX в. их пути стали расходиться. Поэтому в более узком, конкретно-историческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное художественное направление конца XVII-начала XIX вв. Многие считают, что Романтизм как художественное направление оформился впервые в английской живописи ещё в середине XVIII ст. отчасти под влиянием эстетики классицизма и пейзажного стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторство живописной техники Т. Гейнборо положило начало течению «питтюреск», или «пиктуреск». Этим термином обозначали живопись романтиков К. Лоррента, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов таких как
У. Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом искусстве,- типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в природе.
Условия развития искусства
Период от Хогарта до Констебля и Тернера, т.е. столетие, заключенное между 30-ми годами XVIII и XIX веков, по праву считается «золотым веком» английской живописи. Никогда в другое время не работало здесь бок о бок столько первоклассных мастеров, ни в какую другую эпоху Англия не внесла такого богатого вклада в историю мирового искусства. Этот рассвет английской живописи не был случайным. Именно в эту эпоху Англия вступила на путь бурного капиталистического развития, ознаменовавшегося небывалым ростом её этаном могущества и всеобщим подъемом национальной культуры и искусства. Захват многочисленных колоний и ограблений Индии, неуклонное расширение торговли и возрастание промышленного производства - обусловила накопление огромных материальных богатств. Стремительный рост городов и новой городской цивилизации в корне менял лицо старой сельской Англии с ёё однообразным и неподвижным патриархальным укладом. Столица страны - Лондон с начала XVIII столетия постепенно превращалась в главный культурный центр, где быстро расцветала богатая художественная жизнь. Специфические черты развития английского общества и своеобразие английского искусства того времени.
Что касается Украины: в XVIII-XIX веке она находилась под властью двух империй – Российской и Австрийской. Именно поэтому художники романтисты появлялись на арене украинской живописи в разные десятилетия и под влиянием самых разнообразных жанров и направлений искусства . Развитие украинской культуры имело определённую особенность. Она продолжала развиваться в условиях иностранного господства. На Левобережии она развивалась в условиях русификации. Продолжался отток украинской культурной элиты в Россию. Выходцы из Украины достигли в русских культурных учреждениях выдающихся успехов.
В XVIII веке начало ослабевать религиозное влияние на науку и искусство. Развивалась медицина, физика, химия, астрономия .На более высокий уровень поднялась украинская философия, самым известным представителем которой был Г.Сковорода. Под влиянием устного народного творчества, российской и мировой литературы развивалась украинская литература с её разнообразной тематикой. Начала хорошо развиваться система образования. Выросло профессиональное мастерство деятелей искусства. Всемирно известными были выходцы из Украины – художники Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые были мастерами портретной живописи. В архитектуре дальнейшего развития достиг стиль барокко.
В отличие от благоприятных условий для развития английской живописи, Украина лишь начала делать первые шаги в развитие искусства в целом, и именно это сказывается на неравных достижениях обоих стран в изобразительном искусстве.
Первые фундаменты художественного образования в Киеве были заложены деятельностью Киевской рисувальной школы М.И.Мурашка (1875 1901) и Киевского художественного училища (1901-1917).
Нормальное развитие искусства и художественное образование на Украине стали возможными лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла перед украинским искусством огромные горизонты, поставила перед ним первоочерёдное задание – служение народу, удовлетворение его эстетических запросов и духовных потреб. До революции на Украине не было высшего художественного учебного заведения. Было лишь художественное училище «рисовальная школа Одесского общества» в Одессе (1865), которое возникло во второй половине XIX века, и частная художественная школа Раевской-Ивановой в Харькове (1869).
Художники, которые сыграли большую роль в истории украинского изобразительного искусства были выпускниками Петербургской Академии Искусств(XVIII-XXвв..). В Академии развили талант: Лосенка, Левицкого, Боровиковского, Бловачевского, Мартоса, и других выходцев из Украины. В основном украинские художники получали образование закордонном и приезжали в Украину перестраивать искусство.
Констебль и Труш
Живописне картины украинских художников разительно отличаются от английских, но всё же есть в ни что-то общее что объединяет и тех и других.
Возьмем, к примеру, Ивана Труша и Джона Констебля.
Художником, как бы обобщившем в своём искусстве все прогрессивные устремления свого времени явился Джон Констебль( 1776-1837),которого по праву называют отцом реалистического пейзажа XIX века. Отбрасывая традиционные нормы и образы, Констебль с первых шагов выступает как последовательный реализм, стремящийся сочетать живость непосредственного впечатления с глубоким изучением природы. «Первое, что я стараюсь делать, берясь за кисть, - писал он, - это забыть, что я когда-либо видел какую-нибудь картину». И действительно, в своей живописи Констебль является подлинным революционером, давшим и новое понимание природы и новый художественный язык для его выражения. Утверждая всем своим творчеством ценность живого реального мира, окружающего человека, Констебль стремился воссоздать этот мир во всём его красочном богатстве, в трепетной динамике постоянного становления и изменения. Отказываясь от условного коричневого колорита, он полностью обновляет свою палитру, бесконечно разнообразя её цветовые оттенки и вводя чистые несмешанные тона, что придаёт его живописи свежесть и яркость красок природы. Подобную же выразительность обретает и живописная техника Констебля с ёё смелыми сочными мазками, сменившими прежнюю заглаженность фактуры. Так по своей живописной манере Констебль больше чем на полстолетия опережает своих современников, предвосхищая не только достижения «барбизонцев», но и художников второй половины XIX века. Постоянно разнообразя свои приёмы, Констебль с одинаковой силой передаёт и тончайшие эффекты освещения, и материальную плотность изображённых предметов. Облака в его картинах как бы движутся по небу, а листва деревьев, словно колышется у нас на глазах. Констебль сумел в самой простой деревенской природе увидеть неиссякаемый источник красоты и поэзии. Впервые в истории пейзажной живописи художник выносит свой мольберт под открытое небо. Полотна, которые художник скромно называл этюдами, в действительности являются настоящими картинами, в которых удивительно объединяются непосредственная свежесть восприятия с подлинной тектоничностью построения и завершённым чувством целого. Ранние вещи Констебля, подобные его «Флетвордский мельнице», отличаются ещё некоторой дробностью в их попытке воспроизвести всё подающее в поле зрения художника. Но уже в 20-х годах он достигает полного гармонического единства, которым дышит такие монументальные полотна, как «Телега для сена» и «Прыжок лошади». Констебль не был оценен консервативной буржуазной публикой Англии. Критика обрушивалась на него за «низменность» сюжетов, упрекала в «неряшливости» и «грубости» письма. Его картины раскупались слабо, и даже при избрании в Академию он прошел большинством лишь одного голоса. Только в Парижском салоне 1824 года, куда было послано несколько его картин, Констебль нашел себе достойную оценку у лучших представителей передовой романтической школы. На родине же значение творчества Констебля было полностью признано лишь полвека спустя после его смерти.