Средневековое искусство Западной Европы
Эпоха, стиль, направление "Каролингское возрождение", готика, романский стиль
В IV в. началось вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи, получившее наименование «Великого переселения народов». Долгое время римлянам удавалось сдерживать натиск варварских племен («варварами» римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке). Варвары заключали с Римом союзы, селились на приграничных с империей территориях и даже служили наемниками в римской армии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную (Византию) и Западную. Последняя, ослабленная внутренними противоречиями, не могла противостоять варварам. В условиях непрекращающихся войн нарушались римские законы, сокращалась торговля, приходили в упадок города. В 410 г. Рим был захвачен и разграблен германскими племенами вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией. Западная Римская империя пала.
Наступил этап Средневековья — исторической эпохи, продолжавшейся почти десять столетий. Наравне с поздней античностью Великое переселение народов стало одним из источников культуры Средних веков. Прежде чем искусство Средневековья приняло самобытную и яркую форму, оно должно было пройти через необходимый этап становления новых идеалов и принципов. Главную роль в этом процессе играло христианство. Именно церковь создала духовные предпосылки для совместного существования римлян и варваров, тем самым сплотив средневековое общество.
От античности средневековое искусство заимствовало некоторые художественные формы и ремесленные навыки. Так, приемы строительства храмов, создания мозаик, фресок и книжной миниатюры берут свое начало в Древнем мире. Однако использование этого опыта в искусстве раннего Средневековья было возможно лишь в тех областях, которые прежде являлись римскими провинциями, на остальных территориях долгое время господствовали традиции варваров.
Племена варваров постоянно перемещались с места на место, в силу этого их искусство того времени представлено не архитектурными памятниками, а, в основном, оружием, ювелирными изделиями и различной хозяйственно-бытовой утварью, найденными в древних погребениях и кладах. Варварские мастера отдавали предпочтение ярким краскам и дорогим материалам — серебру, золоту, драгоценным камням.
В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли государства германских племен: остготов (позднее — лангобардов) в Италии, вестготов в Испании, франков в Галлии (современных Германии и Франции), англо-саксов в Британии. В это же время варварские народы обратились в христианство, что нашло самое непосредственное отражение в искусстве: начали возводиться христианские храмы, в которых появились изображения святых и христианская символика. Храмы строили по образцу римских базилик, складывая их из массивных камней; для перекрытий использовали дерево; колонны в большинстве случае заимствовали непосредственно из античных сооружений.
Варварские государства непрерывно враждовали друг с другом. В условиях постоянной опасности главным достоинством жилых построек считалась их защищенность — в результате появились надежные и хорошо укрепленные сооружения — замки. Замки возводили на возвышенных местах и окружали высокими насыпями и глубокими рвами.
В V в. целый ряд областей северной и центральной Франции были объединены государством Меровингов. Династия Меровингов просуществовала до VIII в. Меровингское искусство опиралось на традиции позднеантичного искусства и искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи в известной степени отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, и в то же время подготовила почву для расцвета дороманского зодчества в период «Каролингского возрождения». Для эпохи меровингов типичны баптистерии (в Пуатье, IV—XI вв.), подземные церкви-крипты (Сен-Лоран в Гренобле, кон. VIII в.) и церкви базиликального типа; зачастую в постройках использовались античные мраморные колонны. В декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с чертами «звериного стиля»; особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенного золотыми и серебряными вставками и драгоценными камнями. В книжной миниатюре главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов, в декоре рукописей использовались орнаменты, в которых встречаются раннехристианские мотивы в виде венков, крестов, фигурок ангелов и птиц вокруг райских дерев.
В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все еще преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетенок, узлов, образующих бесконечное кружево линий. Среди узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, а также на страницах древних ирландских рукописей. Не севере Европы было также развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях. Для украшения крестов поначалу использовался орнамент из виноградных лоз, позднее в резьбе стали преобладать стилизованные изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры.
Когда в 800 г. папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814) «корону римских императоров», — в Западной Европе возродилась империя. Под владычеством Карла Великого оказалась значительная часть территории бывшей Западной Римской империи. Со времен этого императора европейские государи стали называть себя королями. При Каролингах — так называлась династия, основанная дедом Карла Великого Карлом Мартеллом, — идеалом в искусстве была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы и строители, зачастую просто заимствуя детали из древних зданий; римская живопись служила образцом для миниатюристов. Искусство той эпохи получило наименование «Каролингского ренессанса».
Из архитектурных памятников «Каролингского ренессанса» до наших дней дошли немногие. Среди них — капелла императорской резиденции в Ахене (788—805, Германия), «ворота» с надвратным залом в Лорше (ок. 800, Германия) и др. Ахенская капелла и надвратная постройка в Лорше — нетрадиционные сооружения раннего Средневековья. По литературным источникам известно об интенсивном строительстве обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций — «пфальцев».
Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806), а также фресками, содержание которых с течением времени становилось все более разнообразным. Церковь Св. Иоанна Крестителя (ок. 800) в Мюнстере (Швейцария), где находятся древнейшие из известных каролингских фресок, была расписана на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Именно в этой церкви впервые появилось изображение Страшного Суда, что впоследствии стало одной из характерных черт средневекового искусства. На фресках пропорции фигур выдержаны в античных традициях, с другой стороны, здесь нет той уравновешенности, которая свойственна античному искусству: жесты персонажей резки, широкие складки их одеяний развеваются, будто подхваченные вихрем. Имеются свидетельства, что в эпоху Каролингов развивалась также светская живопись, однако памятники этого рода до наших дней не дошли.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла Великого в дворцовой книгописной мастерской в Ахене было создано Евангелие Годескалька, названное по имени художника. Среди прочих иллюстраций в книге имеются изображения, повествующие о визите Карла в Рим на пасху в 781 г., а также о крещении его сына Пипина папой Адрианом I. В книге античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой. Спустя несколько десятилетий традиции ахенской миниатюры стали известны в Туре, Реймсе (современная Франция) и других городах. В изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам.
Одним из замечательнейших произведений «Каролингского возрождения» считается Утрехтская Псалтирь (IX в.), хранящаяся ныне в университете города Утрехта (Нидерланды). В книге сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного горна иллюстрирует следующий стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как серебро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневековый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ, он наполнил яркими и живыми образами. Его герои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение. Стиль Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появляться на книжных окладах, выполненных из слоновой кости и золота, а также на небольших алтарях.
С середины IX в. приобрели известность иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Св. Мартина в Туре. В так называемой библии Карла II Лысого (846—51) изображена торжественная сцена поднесения книги этому государю: процессия монахов в окружении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстает перед императором. Эта миниатюра — одно из самых ранних изображений реального события в западноевропейском средневековом искусстве.
В 843 г. империя Каролингов распалась. Всю вторую половину IX столетия на территории бывшей империи не прекращались междоусобные войны, что привело к почти полному упадку культуры.
В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. Формирование романского стиля было обусловлено развитием феодальных отношений и идеологией католической церкви. В области культовой архитектуры главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, а строителями, живописцами, скульпторами и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян.
Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок вызывали ощущение устойчивости конструкции, это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже — куполами), пришедшими в романский стиль на смену деревянным перекрытиям и первоначально появившимся в боковых нефах.
Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной.
В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд и т.п.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.
Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250). Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.). Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в.). На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.). Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66 и 1100—30). Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).
Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.
Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв. Хотя общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. Центральное произведение монументальной живописи — росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI — начало XII вв.). Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. В 1028—72 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их автором считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чье имя дошло до наших дней.
Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн. В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности, это проявляется и в сюжетах, и в манере исполнения. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. статью.)
В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33). Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях, и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в.), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в.) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240).
На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237).
Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.
Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов; на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Сначала это были рельефные вставки, позднее — развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.д. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (ок. 1230). На грани светского и религиозного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников — фигура бронзового льва перед замком Данквардероде в Брауншвейге. (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. статью.)
В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв.) наступил расцвет немецкой живописи. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в.), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др.). Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.
Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». Другим центром искусства миниатюры был Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Это сборник писем папы Григория Великого. Сама книга не сохранилась, но до нашего времени дошли две миниатюры.
В Англии к моменту нормандского завоевания в 1066 г. была создана превосходная школа книжной миниатюры, влияние которой ощущалось на материке. Напротив, островная архитектура — хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (1049—65) был учтен опыт континентальных мастеров — пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Специфической особенностью английского культового зодчества стало соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. В силу этого протяженность нефов и хора была увеличена, более того — они становились почти равными друг другу. Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали в длину 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Композиция западного фасада варьировалась. Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада (собор в Дареме, XI—XII вв.). Исходя из местной традиции на западном фасаде возводили только одну башню (собор в Или). Английские зодчие долгое время предпочитали деревянные перекрытия. Однако в соборе Дарема сначала боковые нефы (1096), а затем и центральный (1130—33) были перекрыты ребристыми сводами, что позволило сохранить освещение верхнего яруса. Интерьеры романских храмов Англии поражают разнообразием архитектурной фантазии. Внушительность сочетается здесь со стремлением к сложным обработкам и подразделениям (интерьеры соборов в Ромзи, XII в., и Саутуэлле, первая половина XII в.). В наружном облике английских храмов зодчие отдавали предпочтение архитектурному декору. Они членили поверхность стены арочными проемами и различными типами аркад, проявляя при этом завидную изобретательность. Фасады обладают поэтому своеобразной «двухслойностью». Собор в Или в этом смысле является одним из величественных и наиболее «английских» романских зданий. Скульптура играла в облике английских соборов подчиненную роль.
Живописное искусство Англии романской эпохи сохранилось, главным образом, на страницах рукописных книг. Они были созданы по преимуществу в скрипториях на юге страны. Наиболее значительными были мастерские Кентербери и Винчестера.
В Италии раннее развитие городов наложило отпечаток на характер зодчества XI—XII вв. Наряду с обычными для всей Европы замками, крепостями, монастырскими комплексами здесь развивалась и собственно городская архитектура. Возник тип многоэтажного богатого жилого дома, строились здания цехов и торговых гильдий.
В культовом зодчестве итальянские строители стойко придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален; кампанилы (колокольни) в плане были круглыми или квадратными. Главными центрами романской архитектуры в Италии были Ломбардия и Тоскана. Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. В их убранстве применялись лизены, карликовые галереи, выносные портики-крыльца, скульптурный декор. К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (1117—55), собор в Модене (1099—1164 и первая четверть XIII в.). Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 — 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Фасад пармского собора украшен легкими аркадами и портиками, карликовые галереи придают ему ажурность. Восьмигранное здание пармского баптистерия опоясано шестью воздушными галереями и прекрасно сочетается с фасадом собора. Сооружение пармского баптистерия и его скульптурная декорация связаны с именем Бенедетто Антелами. Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (XI—XIV вв.), в Тоскане. Чрезвычайным своеобразием отличалась в XI—XIII вв. художественная жизнь Южной Италии и Сицилии. В Сицилии в эпоху норманнского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры (Палатинская капелла в Палермо,1131—43). Богатством наружного декора восточной части поражает собор Санта-Мария Нуова в Монреале (1174—89), где доминирует мотив стрельчатой арки, но перекрытия здания стропильные.
Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры. Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Центральный памятник романской живописи на юге Италии — фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых связано с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (1058—87), поклонника византийской культуры. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Его программа включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене. Живописцы переработали византийские образцы в романском духе: росписи стали экспрессивнее и тяжелее по формам, иконография дополнилась западными элементами эсхатологического плана. Фигуры в композициях грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями, при этом художники не всегда понимали суть византийского живописного приема.
Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья — житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа римского художника поражает своей изысканностью и тонким колоритом. Полны деликатности и благородства орнаментальные мотивы, особенно бордюр под сценами из жизни св. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно, искусством античной поры.
Большое воздействие на развитие романской живописи Европы оказали сицилийские мозаики (Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Монреале), особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, созданное византийскими и местными мастерами. Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему, расширять ее за счет повествовательных сюжетов — этого требовала протяженность нефов. Усилилось поэтому действенное начало, появилось желание связать сюжеты между собой, пронизать их непрерывностью повествования. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер коврового заполнения стен.
Важную сторону развития итальянской живописи XII—XIII вв. составили станковые произведения — живописные триптихи и распятия. Мы их встречаем в Лацио, Пизе, Лукке.
Мастерство итальянских живописцев проявилось также в искусстве иллюстрирования книги. Ведущее место среди книгописных мастерских занимала школа монастыря Монтекассино. Миниатюры украшали также и светские книги.
Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII — начала XIII вв. — Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг.). Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора — рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в.). Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида и пророка Иезекиля представляют собой скорее статуи, помещенные в нишах, чем высокие рельефы.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в.) и городских укреплений. Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов. От последних были восприняты двойные ряды стен и ступенчатые зубцы, но, в отличие от мавров, строивших стены из кирпича, испанцы возводили их исключительно из камня. Среди памятников гражданского зодчества почти неизменным дошел до наших дней город-крепость Авила (начало строительства 1090). Культовая архитектура Испании XI—XII вв. достаточно многообразна в своих решениях. Восточная область страны — Каталония — оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (1066—1085/90). Наиболее важная постройка средневековой Испании — собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/78—1088, 1100—28) в Галисии. Перестройки XVII—XVIII вв. значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII — начало XIII вв.).
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Около 1200) и миниатюра. Основу формирования стиля романской испанской живописи составил мосарабский элемент с его склонностью к линейным контурам и напряженным, подчас диссонирующим красочным сочетаниям. Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Большая часть сохранившихся монументальных росписей — ныне почти все они перенесены в музеи — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок.1123—50). Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).
Скульптурные изображения сосредоточивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания — на обрамлениях дверных проемов, на капителях колонн, на угловых опорах клуатров. Твердые породы камня, в которых по преимуществу были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам; мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. стало скульптурное убранство клуатра монастыря Санто-Доминго де Силос в провинции Бургос (1085 — ок. 1100). Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами евангельского цикла страстей Христовых. В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя. Чеканной строгостью отличается рельеф с изображением явления Христа ученикам на пути в Эммаус. Рассказ об этом доверителен, рост и лаконичен, чудо мыслится скульптору как нечто вполне осязаемое: у Христа на суме раковина — знак паломника к гробнице св. Иакова. Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (1168—1188) в соборе Сантьяго де Компостела.
Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения, как уничижительное название всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Впоследствии термин «готическое искусство» был отнесен к европейскому искусству позднего Средневековья (между серединой XII и XV—XVI вв.). С начала XIX в., когда для искусства X—XII вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражи). На развитие искусства готики оказали влияние и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира, складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады двух-, реже трехэтажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, проходили собрания горожан.
Готические соборы существенно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готическом соборе стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, так называемые нервюры. Основу готической конструкции составлял крестовый нервюрный свод. Вообще говоря, применение арок для поддержания сводов было известно задолго до готической поры. В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Четыре опоры первоначально соединяли щековыми арками, затем перебрасывали две диагональные арки — оживы. Эта конструкция составляла скелет будущего свода. Образующие свод арки получили название нервюр. Они были призваны нести и скреплять распалубки, которые выкладывались из облегченных плит камня. Теперь, с использованием нервюрного свода, точки приложения сил тяжести и распора становились предельно ясными для строителей. Важным нововведением готической архитектуры стало последовательное использование стрельчатых арок в качестве сначала торцовых, а затем и диагональных нервюр. Они обладали меньшим распором, основное давление было направлено вниз, на опору. Устои, а не стена, стали рабочей частью готической архитектуры. Для того чтобы снять возникавшие нагрузки, боковой распор сводов гасили за счет самостоятельного элемента конструкции, вынесенного за пределы наружных стен, — подпорного уступчатого столба, контрфорса. В зданиях базиликального типа, где средний неф был выше боковых, использовались специальные соединительные арки — аркбутаны, — которые перебрасывались от свода главного нефа на контрфорс наружной стены. Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен и увеличить внутреннее пространство храма. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу — изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в оконный проем. В романском храме отдельные его части четко разграничивались, в готическом — границы между ними стерлись. Пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создавало образ небесного мира, воплощая мечту о чуде.
Основным видом изобразительного искусства была скульптура — внутри и снаружи собор украшался большим количеством статуй и рельефов. Застылость и замкнутость романских статуй сменилась подвижностью фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. Изменился образ Христа — на первый план выдвинулась тема мученичества. В готике сложился культ Богоматери — практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерном для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ — их изображения встречаются в готическом искусстве так же часто, как в романском (в виде химер или гаргулей — статуй-водостоков). В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, наряду с церковными книгами, богато иллюстрированными изображениями святых и сценами из Священной истории, получили распространение часословы (сборники молитв и текстов, распределенные по календарю), романы, исторические хроники. Появилась также алтарная живопись, высокого подъема достигло декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3 — 5-тинефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора, к которому примыкают радиальные капеллы ( «венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи. Благодаря контрасту высокого главного и боковых полутемных нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т.п. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галере, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — декоративные статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене — проникнуты одухотворенной красотой, искренностью и благородством чувств. Другие части храмов тоже украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов: сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения. Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и желтые тона. К ранней готике относится собор Нотр-Дам в Париже (1163—середина XIV в.). Переход к зрелой фазе развития готики на рубеже XII—XIII вв. был отмечен строительством соборов в Бурже и Шартре (1194—1225). Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211—1481) и Амьене (XIII— XV вв.). Стиль зрелой готики во Франции иногда именуют «лучистым» по специфическому и широко распространенному в этот период рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Искусство приобрело в «лучистом» стиле черты царственной величавости, подвижной одухотворенности и изысканного изящества. Объемно-пластические композиции отступают на задний план, стены превращаются в бесплотный ажурный орнамент. Переход особенно заметен, например, в южном рукаве трансепта собора Нотр-Дам в Париже (после 1257). Вершиной развития «лучистой» готики стала часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48). С XIV в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней («пламенеющей») готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались композиционные и декоративные приемы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличавшийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV—XV вв.). В миниатюрах (главным образом, часословах) наметилось стремление к одухотворенной человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
В Германии, как и в других странах, основу готического искусства составляла архитектура. Ее переход к новой художественной системе не был легким. Вторжение готических элементов носило спорадический и неравномерный характер. Немецкие строители воспринимали в первую очередь декоративную, а не конструктивную сторону французской готики: круглые окна-розы, гурты, стрельчатые арки и т.п. К зданиям переходного типа могут быть отнесены соборы Магдебурга, Бонна (XI—XIII вв.) и ряд перестроенных кёльнских зданий, например, церковь Гереонскирхе в Кёльне (1219—27). Расцвет немецкой готики относится к середине XIII в. (собор в Наумбурге и др.). В Германии рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83), на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-им-Бресгау, в Ульме); на севере строились кирпичные церкви (Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объемов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и узорного кирпича. Наиболее близкими французским прототипам оказались восточный хор Кёльнского собора (начат в 1248) и собор в Страсбурге. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и т.п.).
Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают жизненная конкретность и монументальность, глубокая выразительность образов, однако по сравнению с французской, произведения немецкой готической скульптуры исполнены менее изящно и тонко. К ранней готике относится скульптурное убранство собора в Бамберге, здесь находятся многочисленные рельефы, а также фигура Всадника (около 1237). Выдающимся произведением немецкой скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге (Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута, вторая половина XIII в.). (Более подробно о немецкой готической скульптуре см. статью.)
Поздняя немецкая готика (конец XIV — начало XVI вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись.
Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно — богато декорированные гражданские постройки: суконные ряды (в Брюгге, 1248—1364) ратуши (в Брюгге, 1376—1421, в Брюсселе, 1401—55; в Генте, 1518—35).
Готика проникла в Англию в последней четверти XII в. и за Ла-Маншем приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Главным средоточием соборного строительства оставались крупные аббатства. Характерные особенности английской готики обозначились рано. Уже Кентерберийский собор, перестроенный после пожара 1174 г., являл ряд существенных отличий от французских прототипов. Они обнаружились в плане: здание имеет два трансепта, один из которых короче другого. Сдвоенный трансепт стал впоследствии отличительной чертой соборов в Линкольне, Уэлсе, Солсбери. Романские традиции оказались в Англии стойкими. Старые соборы были вместительны и не требовали коренной перестройки, на старое ядро надевали лишь новые готические «одежды» (восточная часть собора в Глостере, собор в Винчестере). Усилия английских зодчих сосредоточивались не столько на конструктивной, сколько на декоративной стороне нового искусства. Пространство английских соборов долгое время оставалось расчлененным: хор, нефы, трансепт были обособлены, горизонтальные членения преобладали над вертикальными. Соборы сохранили значительную протяженность. Для английской готики характерны растянутые фасады, далеко вынесенные трансепты, различного рода притворы. Апсиды имели по преимуществу прямоугольное завершение, хор с обходом и капеллами встречается редко. Западные башни невелики, зато сильнее выделяется башня над средокрестием. В интерьере средний неф не поднимался, как правило, над боковыми на значительную высоту, роль аркбутанов была ограничена, их скрывали под кровлей боковых нефов. Строгая геометрическая простота объемов компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. С соборами в английском зодчестве были связаны постройки монастырского типа — залы капитула, капеллы, клуатры. Готика сохраняла в Англии свое значение вплоть до середины XVI в. Принято выделять раннюю, или «ланцетовидную» (по форме окна) готику (XIII в.), зрелую, или «украшенную» (конец XIII — XIV вв.) и позднюю, или «перпендикулярную» готику (XV в.). Самобытность готической архитектуры Англии наиболее отчетливо выступила в соборах Солсбери, Линкольна, Уэлса, Йорка.
Этапы строительства собора в Уэлсе, перестроенного из романского здания, с его богато украшенным скульптурой западным фасадом (1220—39), залом капитула (1290—1319), капеллой Богоматери и восточным хором (XIV в.) последовательно обозначили смену стилей английской готики, складываясь в цельный и значительный по силе впечатления архитектурный ансамбль. Единство замысла наметилось у же в первоначальном наброске плана этой трехнефной базилики с трансептом и хором; достройки XIV в. лишь развивали и усложняли его. Растянутый фасад воспринимается как подвижная, волнообразно колышущаяся масса. Невысокие боковые башни обрываются внезапно и замедляют вертикальные ритмы, порталы включены в декоративные членения. Примечательна в соборе Уэлса смелая конструкция арок средокрестия, которые соединены друг с другом вершинами («опрокинутые арки»). Построенные в XIV в., они связывают старую часть нефа с хором, выполненном в «украшенном» стиле.
Перестройка романского здания в в Линкольне (1192—1380), одного из наиболее протяженных в Англии (157 м), принесла в английскую готику ряд новых архитектурных приемов.
Цельностью замысла и исполнения выделяется собор в Солсбери (1220—84). Большое свободное пространство вокруг собора делает его хорошо обозримым со всех сторон. Силуэт определяет башня над средокрестием, самая высокая в Англии (124 м, завершена в 1320—1330). Западный фасад со слабо выраженными башенками украшен нишами, геометрическим орнаментом и скульптурой. В интерьере наметилось стремление слить воедино трифорий и верхние окна.
В XIII в. в готическом стиле был перестроен собор Вестминстерского аббатства в Лондоне — место коронации и погребения английских королей.
Наличие при соборе зала капитула было характерной чертой английской готики. Эти многогранные в плане сооружения пристраивались к клуатру или трансепту, они имели каменные сводчатые или деревянные перекрытия. Наиболее совершенным предстает зал капитула в Уэлсе (XIV в.). Превосходная ажурная каменная кладка переплетов больших окон, веерные своды с резными замковыми камнями, двухъярусный портал, лестница — составляют целостный архитектурный ансамбль.
Облик собора в Йорке определили черты, присущие «украшенному» стилю (зрелая готика). Объединение трифория с окнами, единые тяги, связывающие все ярусы интерьера — все эти особенности намечали систему стены, характерную для XIV в.
Начало новому этапу в истории английской готики было положено перестройкой восточной части собора в Глостере (1329—77). Определяющими в конструкции и декоре здания стали прямоугольные пересечения при общей вертикальной устремленности архитектуры. Стена практически исчезла, ее заменила решетка окон и арочные проемы; своды приобрели сложный декоративный рисунок нервюр. Напряженность и безудержная расточительность архитектурного декора отличают клуатр собора в Глостере с веерным сводом и воронкообразными распалубками.
Развитие «перпендикулярного» стиля в английской готике связано с именем Генри Йевела, работавшего во второй половине XIV в. В период господства этого направления материальные возможности страны были ограничены, усилия сосредоточивались поэтому на достройке уже начатых зданий. Популярным стало сооружение небольших капелл во дворцах, аббатствах, при университетах. Заключительное звено английской «перпендикулярной» готики составляют три капеллы — в Виндзорском замке (1474—1528), Кембридже (1446—1515) и Вестминстерском аббатстве (1503—19). Здесь торжествовало единое пространство, опоры растворились в общем орнаментальном ритме. Кружево, сплетенное нервюрами сводов, дополняет впечатление простора и нематериальности.
Готические росписи и скульптура в Англии практически не сохранились — многое было уничтожено в период Реформации. С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву, вышивки.
В Испании готические формы захватили в основном культовое зодчество, гражданская архитектура оказалась более тесно связанной с мавританской строительной практикой. Наиболее близкими к французским прототипам оказались соборы Кастилии. Однако климатические условия и обилие солнечного света, местные строительные навыки, социальная среда и особенности литургии внесли коррективы в разработанную во Франции конструктивную схему и декоративное убранство. Обширные готические соборы Испании имели небольшие окна и плоскости стен, четко расчлененные на ярусы декором. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом со скульптурой и живописью. Крупнейшими испанскими соборами XIII в. стали храмы в Бургосе (начат в 1221 г.), Толедо (начат в 1226 г.) и Леоне (начат ок. 1255 г.). Леонский собор — одно из наиболее стройных и гармоничных зданий испанской готики. Но по сравнению с произведениями северофранцузской архитектуры в нем ощущается общая грузность масс, значительна роль горизонтальных членений. Западный портал воспроизводит основную схему французских готических порталов, но отличается жанровым своеобразием трактовки фигур и испанским типом лиц. Относительно сжатые сроки строительства собора в Леоне позволили сохранить единство замысла. Напротив, в Бургосе и Толедо позднейшие достройки, продолжавшиеся до рубежа XV и XVI вв., внесли значительные изменения в первоначальный план, придав зданиям живописность.
На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство. Характерны для Каталонии однонефные храмы (собор в Жероне, 1325—1607). В трехнефных соборах царит центральный неф, боковые нефы строились узкими. Во внешнем облике самых крупных каталонских соборов в Барселоне (начат в 1298 г.) и Пальме на острове Мальорка (начат в 1230 г.) преобладают кубические объемы и внушительная поверхность стен. Яркую страницу в историю испанской архитектуры вписали гражданские постройки Каталонии (биржа в Пальме на острове Мальорка, 1426—51).
Как и повсюду в Европе, в XIV в. в Испании переживала подъем мемориальная пластика. Ретабло, в которых соединялась скульптура и живопись, достигали внушительных размеров. Живопись Испании, энергичная, простая по рисунку, склонная к подробному повествованию, стала заметным явлением в европейском искусстве. Те же качества отличают испанскую миниатюру XIII—XV вв.
В Италии XIII—XIV вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров. Собор в Орвьето (начат в 1290 г.) — лучшее создание итальянской культовой архитектуры XIV в. Обширное здание продолжало традиции раннехристианских базилик в планировке и открытых стропильных конструкциях. В интерьере господствуют полуциркульные аркады, карнизами и декором подчеркнуты горизонтали. Готические элементы в наибольшей степени наполнили фасад, над которым в 1310—30 гг. работал сиенец Лоренцо Майтани, однако они были восприняты в чисто декоративном аспекте: остроконечные щипцы, башни, окно-роза — всего лишь графический рисунок на плоскости. Появившиеся позднее мозаики еще больше подчеркнули плоскостно-живописный характер фасада Майтани. В церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1295 г.) лишь стрельчатое очертание арок говорит о влиянии готики. Венеция восприняла праздничную живописность готики; ажурность готических конструкций в сочетании с яркой полихромией придала венецианским зданиям поэтически-пейзажный характер. Заслуженной славой пользуется Дворец дожей (южное крыло построено в 1309—40 гг.), фасад которого с двухъярусной ажурной аркадой неразрывно связан с панорамой города. Коммунальные здания ряда других городов Италии восприняли некоторые готические формы. В Сиене Палаццо Публико (1298—1349) своим изогнутым фасадом с характерным рисунком окон организует площадь. Взлет башни придает зданию торжественность и одухотворенность. На север Италии готика проникла позже. Собор в Милане (начат в 1386 г.), в котором немецкий план сочетается с ломбардским фасадом, лишен функциональной ясности конструкций, поражает обилием мраморных украшений и своей приземленностью, несмотря на множество вертикальных членений и башен. Живопись и скульптура Италии XIII—XIV вв. более решительно, несмотря на все готицизмы, пролагали пути искусству Возрождения.
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в XIV — начале XVI вв. во французской миниатюре, в скульптуре и живописи, в декоративной пластике, в алтарной скульптуре и живописи. В XV—XVI вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении XVI в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/