Сущность Ваххабизма
Содержание
Введение
1 Сущность понятия “религия
2 Особенности становления и развития ислама
3 Становление и развитие ваххабизма
3.1 Возникновение ваххабизма
3.2 Идеология ваххабитов
3.3 Распространение ваххабизма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время существует проблема, связанная с правильным пониманием и употреблением термина “ваххабизм”, зачастую происходит отождествление весьма далеких друг от друга явлений.
Сегодня для многих термины “ваххабизм” и терроризм являются синонимами.
Ваххабизм понимают в двух значениях:
· как собственно ваххабизм — учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийских последователей (аравийский ваххабизм);
· как собирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени, которые укладываются в определение возрожденческого направления в исламе.
Цель нашей работы: раскрыть сущность религиозного учения ваххабитов, выявить основные постулаты идеологии ваххабитов.
Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть понятие «религия»;
· рассмотреть особенности становления и развития ислама как одной из религиозных верований;
· проследить историю возникновения учения ваххабитов;
· выявить основные принципы религиозного учения ваххабитов;
· остановиться на распространении данного религиозного течения в мире.
Актуальность работы обусловлена тем, что практически все теракты, произошедшие в последние несколько лет, относят к деятельности ваххабитов.
Поэтому необходимо разобраться в особенностях религиозного учения ваххабитов, знать их догмы и постулаты.
1 Сущность понятия “религия”
Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть, как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внутренней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений таких, как существование высшего идеала – Бога, способность общения человека с Богом.
Эта аксиома религиозного учения составляет самое его существо. От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово “религаре”, от которого происходит слово “религия”, означает “связывать, соединять”.
Религия есть то, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага – Богом.
Каждая религия предстает как система догматов, нравственных требований и определенных священнодействий.
О внутренней стороне религии непричастный к ней человек сказать, передать много не сможет. Феномен существования многообразия религий объясняется тем, что практически любая реальность или явление как мира внешнего, так и мира чувств различно воспринимается, понимается и объясняется разными людьми.
Выделяют религии естественные, они рассматривают человека как часть природы, и монотеистические (ветхозаветная, иудейская, христианство, ислам) – источником своего учения называют особое откровение Бога, записанное в Священных книгах.
Религии, получив распространение в обществе, вызывали к себе часто активное отношение со стороны государственной власти – признание и поддержку или, наоборот, осуждение и преследование.
Мировые религии в определенных условиях находились и находятся в тесной взаимосвязи с государством, с официальной религиозной идеологией. В средневековье во многих государствах существовала одна, господствующая религия, а другие, если они возникали или проникали в страну, преследовались.
В христианских государствах Европы католицизм на Западе, православие на Востоке были государственными вероисповеданиями, к ним обязательно принадлежали короли, князья, основная масса феодалов, крестьян, горожан.
В мусульманских странах такой государственной религией является ислам.
Выделяют следующие функции религии:
1.компенсирующая – религия выступает в роли все объясняющего покровителя и утешителя. В иллюзорно – мистической форме религия компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства.
2.интегрирующая – объединяя людей в рамках санкционированного его мировоззрения, сложившихся под влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освещает сложившиеся нормы и существующие порядки.
3.регулирующе – контролирующая – возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивые структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемониал, праздники, обряды, стереотипы поведения и т.д.
4.экзистенциальная – касается философского аспекта религиозной концепции, то есть стремления религиозных теоретиков объяснить законы и обстоятельства существования и места человека в этом мире.
Исходя из понятия «религии», ее особенностей и функций попробуем рассмотреть подробнее сущность ислама как одного из вероисповеданий религии, а затем остановимся на идеологии ваххабизма.
2 Особенности становления и развития ислама
Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VI веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих миссий, свойственные христианству и иудаизму.
В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи и верования привлекают все большее число племен.
Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином боге, с которым тесно переплетаются проповеди занифов – представителей аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедовавших от лица единого Бога – Аллаха.
Одним из важнейших хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка – крупный город на пересечении главных торговых путей, в которой расположена святыня, почитавшаяся большинством племен – языческий храм Кааба. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем, пророком Мухаммадом.
К новому пророку большинство мекканцев отнеслось с насмешками и с враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первых последователей ислама (с арабск. – предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) – мусульман (арабск. «муслим» - предавший себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. 15 июля 622 года Мухаммад со своими последователями переселяется в город Ясриб (позднее назван Мединой).
Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления. Медина стала центром расположения новой религии. При жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, лишь после смерти Мухаммада было создано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман – Корана.
Вера в единственного Бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва, совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог на пользу бедных и неимущих и паломничество в Мекку к храму Кааба.
Позднее мусульманские богословы значительно детализировали систему запретов и предписаний, в результате чего вся жизнь мусульманина оказалась строжайшим образом регламентированной шариатом, причем эта регламентация касается далеко не только вопросов культа морали или частной жизни, она включает также общественную, хозяйственную и политическую жизнь общины, право, сферы существования мусульманского общества.
Тесная связь между светской и духовной религией и политикой, экономикой и правом стала характерной чертой ислама.
Почти за полтора тысячелетия своего существования ислам привлек миллионы последователей, охватив своим влиянием огромные территории в Азии, Африке, Европе.
В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (более 800 миллионов человек).
Из более 120 стран, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан).
В ряде государств Азии и Африки ислам признан государственной и официальной религией, в некоторых слово “исламский” включено в их название.
Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни страны.
Существует и целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующая как на государственной, так и на неправительственной основе.
Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозно – культурной сфере, часть – в политике, некоторые – в сфере экономики
Ислам подразделяется на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.
Шиизм (от арабск. “шиа” - группировка, партия) шиитское направление в исламе объединяет мусульман, признающихся едиными приемниками пророка Мухаммада.
Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедают суннитский ислам.
Хариджисты выступали за строгое следование обрядности и за чистоту ислама.
На современном этапе ислам сохраняет свои позиции как действенного фактора общественной и политической жизни, выполняет функции мировоззренческой и социально – культурной системы для своих приверженцев.
Ислам играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях.
3 Становление и развитие ваххабизма
На данном этапе не существует однозначного понимания термина “ваххабизм”, для многих это своего рода синоним слова “терроризм”.
Существует проблема, связанная с правильным употреблением данного термина. Дело в том, что не существует однозначного понимания того, что конкретно подразумевается под ваххабизмом, в результате нередко возникает определенная путаница, связанная с отождествлением весьма далеких друг от друга явлений.
Сегодня ваххабизм может пониматься в двух значениях: как собственно ваххабизм — учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийских последователей (аравийский ваххабизм) и как собирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени, которые укладываются в определение возрожденческого направления в исламе [3, с. 44].
В первом случае речь идет о доктрине в рамках исламского правоверия, послужившей идеологической основой формирования государства Саудовская Аравия.
На протяжении довольно долгого периода существования в качестве государственной идеологии этого государства данное учение претерпело значительную эволюцию в сторону смягчения основных постулатов.
Поэтому говорить о том, что и в настоящее время ваххабизм является официально исповедуемой “религией” Саудовской Аравии, можно лишь с определенными оговорками.
При употреблении термина “ваххабизм” во втором значении обычно говорится о всевозможных экстремистских террористических организациях, ведущих активную деятельность в различных регионах Земного шара.
Основными лозунгами исламского возрожденчества, к которому принадлежат подобные организации, являются: очищение религии от нововведений; возврат к первоначальному исламу времен пророка Мухаммада; строгое соблюдение морально-этических норм ислама, осуждающих роскошь, блуд, пьянство; пропаганда джихада против язычников, к которым относятся и мусульмане, отошедшие от принципов «чистого», первоначального ислама.
Основной целью своей деятельности возрожденческие движения называют установление власти, которая должна руководствоваться исламскими законами.
Иное правительство, по их убеждению, не имеет права на существование, поскольку политика и ислам не могут существовать отдельно.
Безусловно, нельзя отрицать, что между аравийским ваххабизмом и современным возрожденчеством существует определенная связь.
Учение аль-Ваххаба стояло у истоков движения за восстановление истинного ислама и на полном основании считается примером раннего возрожденчества.
Современные борцы за веру, как и ваххабиты XVIII в., выступают за «очищение» ислама, восстановление его первоначального смысла, за отказ от новых интерпретаций, искажающих истинное значение мусульманских принципов.
И в том, и в другом случае практическая деятельность ваххабитов отличается фанатизмом, нетерпимостью и часто непомерной жестокостью. Однако наряду с общими, лежащими на поверхности чертами существуют некоторые менее очевидные, на первый взгляд, нюансы, которые, тем не менее, необходимо принимать во внимание для адекватного понимания ситуации.
3.1 Возникновение ваххабизма
Основателем ваххабизма является выходец из племени тимим, обитавшего в Неджде (центральный район нынешнего Саудовского королевства), Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792 гг.), изложивший свои взгляды в “Китаб аль-таухид (Книге единобожия)”. Ваххабизм является частью такого явления в суннитском исламе как салафия.
Салафия (от арабского глагола "салафа" - "быть изначальным") - фундаменталистское религиозно-этическое направление, возникшее в 14 веке из трудов мусульманского философа ибн Таймии, апеллирующее ко времени Мединской общины (622-630гг) пророка Мухаммада как "золотому веку" ислама.
Мединская община провозглашается обществом максимально приближенным к идеалу, а значит примером и целью коррекции абсолютно любого социума.
В период его жизни аравийское общество находилось в глубоком кризисе. Аравия являлась периферией Османской империи, где отсутствовала сильная государственная власть.
При этом само общество разъедали межплеменные конфликты. Несмотря на то, что большинство населения исповедовало ислам, в повседневную жизнь стали возвращаться доисламские языческие обычаи.
В таком историческом контексте шейх аль-Ваххаб выступил как вероучитель, призванный предотвратить дальнейшую порчу ислама, консолидировать племена на базе единой исламской идеологии, создав тем самым основу для борьбы с господством Османской империи.
Основой его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей.
Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества (бида).
Поэтому, считал аль-Ваххаб, необходимо очистить ислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т.д.
В области догматики ибн Абд аль-Ваххаб следовал в основном ханбалитским ученым ибн Таймии и ибн аль-Каййиму.
В целом его учение представляло собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении (ханбалиты - последователи одной из четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского ислама).
В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство.
Важное место отводилось идее о священной войне (джихаде) против многобожников и мусульман, "отступивших" от принципов раннего ислама (Ибн Абд аль-Ваххаб считал, что такие мусульмане - "многобожники" в большей степени, чем люди джахилии - аравийского язычества доисламского периода).
Для раннего ваххабизма был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками.
Проповедь ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд - правителей эмирата ад-Дирийя.
С середины 40-х годов XVIII в. ибн Абд аль-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее - официальной идеологией первого государства Саудидов.
К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке [8, с.67].
Таким образом, движение ваххабизма в значительной степени руководствовалось политическими целями, ему изначально были, присуши националистические идеи.
Основные принципы ваххабизма отличались от классической модели ислама жесткостью и бескомпромиссностью.
В центре ваххабитской доктрины лежал принцип строгого единобожия, даже основополагающий столп ислама — «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк Аллаха» был интерпретирован таким образом, что поклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммаду.
Следствием данного положения являлся запрет на посещение святых мест ислама — могил Мухаммада и его сподвижников.
Это объяснялось тем, что данная практика ведет к обожествлению пророка и соответственно является шагом к многобожию.
Аль-Ваххаб был непримиримо настроен в вопросах нововведений, выходящих за рамки Корана и сунны, эти источники считались высшей степенью знаний, а выход за их пределы — недопустимым грехом.
«Врата» для толкования Корана и сунны, по мнению ваххабитов, закрылись с тех пор, как оформилась ханбалистская школа мусульманской православной мысли.
Принцип «такфир» (неверие), занимающий особое место в ваххабитской идеологии, предполагал возможность объявления неверными мусульман, которые не разделяют ваххабитское видение религии.
Для ваххабитов такие лицемеры были во много раз хуже иудеев и христиан, поскольку в отличие от последних скрывали свое чужеродное лицо за благочестия.
Принимая во внимание опасность данных членов общества для мусульманской общины, считалось необходимым их разоблачить и казнить.
Обязанностью истинно верующих было провозглашено ведение джихада против язычников, к которым были отнесены и все мусульмане, не разделяющие ваххабистских установок.
Жесткая формулировка основных принципов доктрины и их жестокая реализация на практике сыграли в определенной мере положительную роль, поскольку смогли обеспечить единство общества, внеся тем самым свой вклад в формирование саудовского государства. Однако после того как задача по восстановлению ислама в Аравии и созданию государства была благополучно решена, идеология ваххабизма претерпела определенную эволюцию в сторону смягчения и впоследствии сблизилась с нормативным исламом.
Претензия Саудовской Аравии на лидирующую роль в мусульманском мире, втягивание страны в мировую экономику, необходимость выстраивать отношения с другими государствами определили перестановку приоритетов.
Таким образом, идеология Саудовской Аравии в настоящее время является значительно более мягким аналогом классического ваххабизма.
В официальных документах Королевства, в заявлениях высших должностных лиц — нигде не упоминается о ваххабизме как об официальной религиозной доктрине.
О ваххабистском движении говорится, как правило, в историческом контексте или при рассмотрении сугубо религиозной проблематики
Чаще всего слово ваххабизм употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом, официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия.
Под ваххабитами подразумеваются либо носители идей, составляющих учение ибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением.
Как ваххабитское характеризуется то, что к этому учению имеет отношение.
Хотя сами ваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).
Самая главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда имплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов, - в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками, то есть людьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием.
Арабское слово ересь (бида) происходит от бадаа, вводить новое, и означает порицаемое, отвергаемое новшество.
В том, что такого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их с момента возникновения движения, можно убедиться, прочитав предисловие к упомянутой выше "Книге единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба.
Поэтому ваххабиты не называют себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами, "последователями благодетельных предков" (салафийюн).
Прежде чем остановиться на идеологии ваххабизма, рассмотрим, что же такое идеология.
В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее определение: идеология – “система взглядов, идей, характеризующих какую – нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество” [5, с.219].
Источником для характеристики идеологии ваххабитов является корпус ваххабитских текстов - книги и брошюры ваххабитского содержания, распространяемые на русском языке на территории России или среди российских граждан на территории Саудовской Аравии саудовскими официальными органами (в первую очередь - Министерством по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации КСА) и общественными организациями (саудовским фондом "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим", который издает книги и брошюры совместно с Министерством по делам ислама); переводы ваххабитских сочинений саудовских авторов, опубликованные и распространяемые в России издательствами и фондами, зарегистрированными как российские (так, тот же фонд "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим" зарегистрировался у нас в стране как российский); саудовские ваххабитские книги, изданные за рубежом с фальшивыми выходными данными российских издательств и ввезенные в Россию.
Ваххабизм представляет собой результат селекции (отбора) и адаптации (приспособления) положений Корана и Сунны к ваххабитским представлениям и идеям.
Действительно, подавляющее большинство сочинений ваххабитских авторов построено по следующему принципу. Сначала идет некое положение, затем приводится цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. (Если такой цитаты не обнаруживается, авторы ваххабитских трактатов оставляют провозглашаемое положение без цитирования Корана и Сунны).
Этот прием, притом, что он создает впечатление соответствия провозглашаемых положений Корану и Сунне, реально имеет обратную направленность по сравнению с традиционным для ислама отношением к Корану и Сунне как зафиксированному Божественному Откровению.
В исламе задача улемов-ученых состоит в том, чтобы понять, что Бог счел нужным довести до людей в Коране и в Сунне Божьего Посланника, а не в том, чтобы использовать цитаты из Корана и Сунны для подкрепления собственных идей.
Более того, даже в случае такого цитирования нередко устанавливается частичное или полное несовпадение смысла провозглашаемого ваххабитского положения и цитаты из Корана и Сунны.
При этом в ваххабитских сочинениях игнорируются не совпадающие с ваххабитскими постулатами положения Корана и Сунны, как если бы их не существовало вообще.
Поскольку ваххабизм является результатом селекции исламских положений, при его анализе и оценке необходимо, с одной стороны, не рассматривать в качестве ваххабитских те исламские положения, которые не содержатся в ваххабитских произведениях, а с другой - не расценивать как общеисламские те положения, которые в этих сочинениях обнаруживаются.
Ваххабиты абсолютизируют понятия "неверие" (араб. куфр, в ряде текстов на русском языке называется "безбожием") и "многобожие" (араб. ширк, в ряде текстов на русском языке называется "язычеством").
Ваххабиты провозглашают строгое единобожие, то есть единственность Бога (араб. Аллах).
Это - главное положение ваххабизма, и последователи этого учения даже называют себя соответствующим образом - единобожники. В истории ислама как монотеистической религии в рамках правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа), теоретического суфизма (тасаввуф) реализована задача максимально полного и адекватного пониманию сути единобожия как оно доведено до людей в Коране и Сунне.
Но ваххабиты отрицают саму возможность теологического и, тем паче, философского понимания текста Корана и Сунны. И в определении сути единобожия они идут по иному пути - "от противного", через определение того, что единобожием не является.
В этом нетрудно убедиться на примере главного произведения ваххабизма - "Книга единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба.
Что же такое, по утверждению ваххабитов, "многобожие" и "неверие", и, соответственно, кто такие "многобожники" и "неверные"?
"Неверными" в ваххабитской литературе объявляются иудеи и христиане.
В самом тексте "Книги единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положение подтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммада: "Когда у них (у христиан) умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это (то есть христиане) наихудшие из творений Аллаха!"."Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!" (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. "Книга единобожия).
"Неверие" и "многобожие" иудеев и христиан - общее место ваххабитских трактатов. Иудеи и христиане являются "многобожниками" потому, что они "избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв". Подобные люди, строящие церкви над могилами своих праведников и украшающие их иконами, "относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом".
"Неверными" объявляются мусульмане, совершившие, по оценке ваххабитов, самомалейшее отступление от единобожия ("вероотступничество").
Собственно, вся "Книга единобожия" ибн-Абд-аль-Ваххаба посвящена рассмотрению этих отступлений.
Это и возвеличивание праведников, и поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонение идолам, и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращения неприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и возвеличивание какого-то человека, и масса других вещей.
Кроме того, "неверными" объявляются те мусульмане, которые "вводят какие-либо новшества в сферу религии".
Провозглашение "неверными" мусульман, совершивших, по оценке ваххабитов, самомалейшее отступление от единобожия - такфир, - сущностная примета ваххабитского учения.
В исламе принято положение о том, что верующий, совершивший некое действие (например, надел амулет, возложил цветы к памятнику, совершил зиярат к могиле праведника-вали - сделал то, что ваххабиты расценивают как "неверие") остается при этом верующим, если только это действие не представляет собой отречение от символа исламской веры."Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник".
В отличие от этого ваххабиты утверждают, что любое, самомалейшее отступление от единобожия превращает мусульманина в "неверного". И он оказывается в этом случае "вероотступником", а "вероотступничество" в исламе наказывается смертью.
Ваххабиты прямо утверждают, что ни произнесение формулы "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник", что в исламе означает превращение человека в мусульманина, ни даже строгое следование положениям ислама не являются гарантией того, что мусульманин, совершивший самомалейшее отступление от единобожия, остается мусульманином.
Более того, ваххабиты утверждают, что мусульманин перестает быть мусульманином в случае мельчайшего отступления от единобожия, и его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными, то есть он может быть убит, а имущество его будет изъято.
Особым разрядом "неверных" среди мусульман оказываются так называемые "лицемеры".
"Лицемер" - это тот мусульманин, который "выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие".
Иными словами, "лицемером" и "неверным" ваххабиты могут объявить любого мусульманина.
"Неверными" объявляются ваххабитами последователи всех без исключения идеологических течений.
Так, принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии Ислама.
Список этих идеологических течений включает также антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство.
"Неверием" является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его представляют ваххабиты.
"Неверием" объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность.
Ваххабиты объявляют "неверным" всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе - в процессе обмена ценностями и услугами.
Является, по утверждению ваххабитов, "многобожником" и "неверным" тот, кто взывает с мольбой к пророку, царю, правителю или еще кому-нибудь, либо испрашивает помощи не у Аллаха.
Ваххабиты приписывают ваххабитскому движению абсолютную непогрешимость в вопросах единобожия и узурпируют право суда и санкций в отношении "неверных", "многобожников", "лицемеров".
В ваххабизме есть, наряду с другими, один пункт, от обсуждения которого они чаще всего уходят. Кто дал или что дало им право, в исламе принадлежащее Богу и никому более, выносить окончательное суждение о том, является ли человек истинным единобожником (особенно - в случаях так называемого "скрываемого" или "тайного" "неверия" - "лицемерия") или нет, и применять к нему санкции (вплоть до лишения жизни)?
Но ваххабиты не могут игнорировать эту проблему - им о ней постоянно напоминают противники-мусульмане.
И ваххабиты пытаются решить эту проблему тремя способами:
1. Голословно утверждается, что ваххабиты следуют истинному единобожию. Еще они себя называют салафитами, то есть теми, кто следует тому, чему следовал Пророк и первые три поколения мусульман - сподвижники Пророка, те, кто следовал за ними, и последователи тех, кто следовал за сподвижниками Пророка.
Называют они себя и "спасенной группой" - так называется в одном из хадисов Пророка группа, которая избегнет (предполагается - на Страшном Суде) адского пламени.
2. Они изыскивают дополнительные признаки своей избранности, заявляя, что "спасенная группа" "представляет собой меньшинство" в умме - сообществе мусульман.
Кстати сказать, в этом случае выделяется реально миноритарный характер ваххабитов (то, что они составляют меньшинство) и сектантский характер их движения.
3. Дополнительным признаком избранности ваххабитов делается то, что ваххабитское движение исходно носит особый этнический характер. Ваххабиты вносят уточняющий элемент в то, какая именно группа является носительницей истинного единобожия.
Это, по мнению ваххабитов, арабы.
Обоснование этой идее в виде цитаты из Корана или Сунны не приводится, этого ваххабиты и не смогли бы сделать. Ислам с самого начала был религией наднациональной, отрицающей превосходство одной племенной, национальной группы над другой.
А среди "носителей миссии Ислама" даже на самых ранних его этапах были и арабы, и эфиопы, и персы, и евреи, и т.д.
Но ваххабитам важно сделать эту заявку, чтобы уточнить характеристику той группы, которая еще до Божественного приговора на Страшном Суде знает, что именно она - "спасшаяся". И свое учение ваххабиты характеризуют как арабское.
Только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит, является, по утверждению ваххабитов, решающим свидетельством единобожия того или иного человека.
Как человек может уберечься от того, чтобы его провозгласили "неверным" и, тем самым, спастись от санкций за свое "неверие"?
Естественно, отказаться от любых форм "неверия" и "многобожия" и, покаявшись в своем "неверии", стать последователем единобожия, как его понимает ваххабизм.
Но это не убережет такого человека от обвинений в "неверии" и "многобожии", ибо он может иметь колебания и сомнения, а то и может быть обвинен в "лицемерии", то есть в тайном, скрываемом "неверии" и быть подвергнутым такфиру, что лишит неприкосновенности его жизнь и имущество, и он станет объектом санкций вплоть до убийства.
Решающий довод единобожия человека (в первую очередь мусульманина), то есть условие, при котором мусульманин не провозглашается "неверным", это - лояльность (симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всем не-ваххабитам. "Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (к единобожникам, так называют себя ваххабиты), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам)."
Принадлежность к ваххабитской группировке устанавливается принятием идентификационных признаков - особым внешним видом (например, мужчины бреют усы и не бреют бороду) и особой одеждой (носят короткие, выше щиколоток брюки и т.п.). Примечательно, что опять-таки это делается "от противного" - как реализация принципа "недопустимости подражания неверным".
Но главное - мусульманин, принявший ваххабизм, должен подтверждать свое единобожие "ненавистью и враждой". Истинный единобожник, как его представляют ваххабиты, должен ненавидеть всех тех, кого ваххабиты считают "неверными", "многобожниками", "лицемерами".
Однако ненависть - это эмоция, которую трудно проконтролировать.
Ваххабиты особое внимание обращают на внешнее поведение человека. Именно такое внешнее проявление ненависти может уберечь мусульманина от обвинения в "неверии", в противном случае лишаются неприкосновенности его жизнь и имущество.
Ненависть должна иметь постоянное внешнее проявление - вражду по отношению к "неверным".
Чтобы быть мусульманином, человек должен "враждебно относиться к многобожникам и неверным. В подобном случае человек не может быть мусульманином.
Каждый истинный мусульманин должен в обязательном порядке проявлять к язычникам вражду и испытывать ненависть.
Налагается запрет на какое-либо положительное отношение или доброе дело по отношению к "неверным".
Дружелюбие по отношению к неверным и оказание им помощи не разрешены.
Главная санкция в отношении всех "неверных" - лишение их жизни. Так, если человек не следует шариату, как это следование понимают ваххабиты, то он "неверный".
А по утверждению ваххабитов, "Всевышний сказал: "Тот, кто допустил подобное, тот неверный, которого следует убить", если он не вернется к Закону Аллаха и Его Посланника".
Убийство "неверных" должно, по утверждениям ваххабитов, проводиться системно и организованно - в форме джихада против "неверных".
Джихад как вооруженная борьба является, по мнению ваххабитов, условием распространения их учения.
Джихад направлен против "неверных", "многобожников" и "лицемеров".
Ваххабиты указывают разные типы джихада.
Например, "Джихад бывает четырех типов:
1. Джихад против шайтана;
2. Джихад против души;
3. Джихад против неверных;
4. Джихад против лицемеров".
Однако в ваххабитской литературе, распространяемой на русском языке, не обнаруживается никаких подробностей относительно "джихада против шайтана" или "джихада против души". Все ваххабитские постулаты о джихаде касаются джихада против "неверных", "многобожников" и "лицемеров", то есть тех, кого ваххабиты таковыми объявляют.
Джихад определяется как "вооруженная борьба с позиций ислама.
Цели джихада как вооруженной борьбы следующие (в разных ваххабитских публикациях различается последовательность пунктов).
Во-первых, вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству.
Вооруженная борьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а вся религия была целиком посвящена Аллаху.
Ликвидация любых препятствий, мешающих распространению призыва к Аллаху.
Защита религиозных догм и исламской акиды от любых опасностей, которые угрожают им.
Во-вторых, целью ваххабитского джихада как вооруженной борьбы является борьба со всеми "неверными", "многобожниками" и "лицемерами.
Борьба с язычеством и язычниками , так как Аллах абсолютно не допускает приобщения к Себе кого-нибудь еще.
Вооруженная борьба с лицемерами Правда, "неверные" могут спастись от убийства, если примут ислам или признают власть ваххабитов.
Предводитель мусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе - вооруженная борьба.
Но, здраво рассуждая, и это не спасет их от убийства. Ведь эти люди в любой момент могут быть обвинены ваххабитами в том, что они "лицемеры".
В-третьих, джихад как вооруженная борьба ведется для защиты мусульман и их родной земли.
При этом есть один очень важный нюанс - защищать вооруженным путем ислам, мусульман и их родную землю ваххабиты призывают и в случае потенциального врага, то есть такого, чьи намерения могут быть расценены ими как враждебные.
Мир в ваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы.
Ведение Джихада зависит от того, насколько это возможно. И так претворяются в жизнь мекканские аяты (более ранние аяты Корана), где говорится о мире, о прощении, пока мусульмане еще слабы, и мединские аяты (более поздние), предписывающие в обязательном порядке воевать и участвовать в военных действиях, когда мусульмане обретут силы.
3.3 Распространение ваххабизма
Если бы ваххабизм оставался в пределах Саудовской Аравии, считает Бабикова О.П, особых проблем не возникало бы [1, 23].
Однако с начала 70-х гг. ваххабизм стал целенаправленно и очень активно распространяться за пределами Саудовской Аравии.
И активнейшим образом ваххабитское проникновение в разные страны поощрялось в ходе "холодной войны" Соединенными Штатами, стремившимися найти противовес Советскому Союзу и коммунизму в странах Ближнего и Среднего Востока.
Распространение ваххабизма проходило в три этапа по трем направлениям: 70-е - 80-е гг. - арабские страны (Египет, Сирия, Алжир и др.). 80-е гг. - Афганистан. 90-е гг. - территория бывшего Советского Союза (Россия, Центральная Азия, Украина, Азербайджан и т.д.), Юго-Восточная Европа, Западная Европа, обе Америки, Австралия, Африка.
Сначала ваххабизм стал идеологией антиправительственных экстремистских группировок в арабских странах (70-е - 80-е гг.).
Возникновение исламского экстремизма в форме экстремистских и террористических группировок и незаконных вооруженных формирований в Египте, Алжире и других арабских странах - результат внедрения ваххабизма в мусульманскую среду этих государств. В Алжире (при всей сложности и противоречивости событий в ходе гражданской войны, унесшей более 100 тыс. жизней и по сути дела разрушившей общество и государство) в полной мере проявилась логика ваххабитского такфира и джихада.
В соответствии с программными идеями ваххабитских группировок Алжира, убийству подлежат все правители, отошедшие от ислама, все те, кто выполняет их приказы, все те, кто не сопротивляется этим правителям, все те, кто в чем-то не согласен с ваххабитами. (Естественно, они называют себя не ваххабитами, а салафитами или мусульманами).
Ваххабизм был содержанием идеологической подготовки арабского экспедиционного корпуса в период войны в Афганистане, когда тот воевал не только против советских "неверных", но и против афганских мусульман, тоже объявленных "неверными".
Ваххабизм является идеологией "арабских афганцев", расползшихся по миру, а также "афганцев второго поколения" - экстремистов разных национальностей, готовящихся в ваххабитских лагерях на территории Афганистана, контролируемой движением "Талибан" (союзником ваххабизма, составной части ваххабитско-талибского альянса).
В мире создана сложная сеть ваххабитских группировок, форпостов, плацдармов, тренировочных лагерей, учебных заведений, координационных центров и т.п.
Пожалуй, нет страны, которую не охватывала бы эта сеть, - Саудовская Аравия, Афганистан, Великобритания, Алжир, Германия, Нигерия, Швейцария, Соединенные Штаты, Палестина, Уругвай, Филиппины...
В 90-е гг. объектом ваххабитской агрессии стала Россия. Наиболее яркое проявление вооруженной ваххабитской агрессии - вторжение с территории Чечни в Дагестан в 1999 г. дагестанских, чеченских и арабских ваххабитов.
Вооруженная агрессия сочеталась с агрессией идеологической - с начавшимся еще раньше распространением ваххабитских идей, которое приводило (и продолжает приводить) к созданию ваххабитских ячеек и плацдармов на территории России.
Внедрение ваххабизма обязательно приводит (об этом свидетельствует 30-летний опыт его распространения в мире) к следующим сугубо негативным для общественной стабильности и государственной безопасности последствиям:
· раскол национального мусульманского сообщества в той или иной стране;
· создание из части расколотого национального мусульманского сообщества (она может быть небольшой) активной антисистемной (атиобщественной и антигосударственной) группы или групп;
· включение этой группы (групп) во всемирную сеть ваххабитских организаций с единой идеологией, централизованным руководством, внешним финансированием и, естественно, идущим извне, из ваххабитского центра (центров) политическим целеполаганием;
· распространение идеологии религиозной и национальной нетерпимости и вражды, реальное осуществление религиозной дискриминации и сегрегации в тех зонах, где ваххабизм сумел закрепиться;
· теоретическое оправдание насилия, экстремизма и терроризма в отношении всех тех, кто провозглашается "неверными";
· активное ведение вооруженной борьбы или осуществление террористических актов против "неверных" [4, с. 12].
Теракты 1999 г. в Москве, Буйнакске, Волгодонске, как показали следствие и суд, осуществлялись ваххабитами.
В Чечне ваххабиты убивают имамов и шейхов, всех мусульман, не приемлющих ваххабизм.
Многие города России захлестнул ваххабитский террор.
За каждым насильственным действием, за каждым случаем применения оружия, за каждым терактом стоят какие-то конкретные причины и побуждения.
Но именно ваххабитская проповедь джихада как обязательной для ваххабита вооруженной борьбы против "неверных" сняла общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, ибо они, согласно ваххабитским установкам, "наихудшие создания перед Аллахом", то есть хуже всех тварей, их "ненавидит Аллах".
Западная цивилизация не поняла, что произошло. Исторический вызов, перед которым человечество оказалось в последней четверти прошлого века, стал трактоваться как столкновение цивилизаций.
Либеральный гуманизм заставлял трактовать противника "на равных" - одна цивилизация сталкивается с иной, тоже цивилизацией.
К тому же ваххабитское учение и ваххабитская практика расценивались неадекватно - как проявление ислама как такового.
На самом деле мировая цивилизация (включая ее важную составляющую - цивилизацию исламскую) столкнулась с варварством - с новым тоталитаризмом, который стремится опустить человечество, довести его до такого состояния, когда можно будет везде - в Кабуле и Грозном, Нью-Йорке и Москве, Иерусалиме и Джакарте, Алжире и Париже - править людьми в соответствии с нормами и принципами, которые разработал ибн-Абд-аль-Ваххаб в качестве религиозного учения, приспособленного к нуждам и целям племенной аристократии Аравийского полуострова в XVIII веке.
Заключение
Таким образом, остановившись на понятии “ваххабизм”, мы можем сделать следующие выводы:
На современном этапе термин “ваххабизм” понимается двояко:
1. как собственно ваххабизм — учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийских последователей (аравийский ваххабизм);
2. как собирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени, которые укладываются в определение возрожденческого направления в исламе.
В первом случае речь идет о доктрине в рамках исламского правоверия, послужившей идеологической основой формирования государства Саудовская Аравия.
Во втором значении обычно говорится о всевозможных экстремистских террористических организациях, ведущих активную деятельность в различных регионах Земного шара.
Ваххабизм как религиозное учение характеризуется жесткими принципами.
Основные постулаты ваххабитов:
· ваххабиты считают себя избранными;
· они провозглашают строгое единобожие, для существует только один Бог – Аллах;
· ведут жестокую борьбу с “неверными” вплоть до убийства последних;
· джихад как вооруженная борьба является, по мнению ваххабитов, условием распространения их учения;
· мир в ваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы;
· только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит, является, по утверждению ваххабитов, решающим свидетельством единобожия того или иного человека.
Исходя из основных постулатов ваххабизма, ведется вооруженная борьба против так называемых "неверных".
Тем самым ваххабиты снимают общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, ибо они, считают ваххабиты, наихудшие создания перед Аллахом.
Список использованной литературы
1. Бабикова О.П. «Феномен ваххабизма»// Африка и Азия сегодня, № 8, 1999
2. Баликоев В.З. «Ваххабиты: кто они и чего добиваются?»// Советская Сибирь, № 179, 1999
3. Киселев К. «Египет и государство ваххабитов: война в пустыне»// Новая и новейшая история, № 4, 2003
4. Овсянникова Е. «Ваххабизм и исламский радикализм»// Власть, № 3, 2005
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1978
6. Саватеев А.Д. «Ваххабит ваххабиту рознь»// Азия и Африка сегодня, № 2, 2002
7. Саватеев А.Д. «Ваххабит ваххабиту рознь»// Азия и Африка сегодня, № 3, 2002
8. Шумов С.А. Ваххабиты XVIII – XX века, М., 2002