Святой Андрей Боголюбский
Андрей Боголюбский, Св. (ок. 1111–1174), князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Именно ему, выдающемуся политику домонгольской Руси, Владимиро-Суздальский край обязан своим ранним возвышением.
В молодости активно помогал отцу в борьбе за киевское княжение против Изяслава Мстиславича (племянника Юрия), проявив незаурядную воинскую храбрость, однако в целом, как сообщает летопись, «не величав (был) на ратный чин». Устав от яростной междоусобицы Юрия и Изяслава, в которой он выступал не только как воин, но и как посредник, Андрей – несмотря на то, что отец после своих побед не раз сажал его княжить на Киевщине, прежде всего в Вышгороде, – в 1155 ушел в Суздальские земли. По пути им было заложено село Боголюбово, которое стало любимой его резиденцией и дало князю его прозвище.
После смерти Юрия (1157) ростово-суздальская знать призвала Андрея на княжение. Тот сразу повел решительную борьбу за централизацию власти, сделав своей столицей Владимир-на-Клязьме, прежний «пригород» (т.е. подчиненный город) Ростова Великого. Ходил в походы на камских болгар, на Киев и Новгород; стремился ограничить традиционные права местных бояр и князей, проявляя себя (по слову летописи) как настоящий «самовластец». Андрей мечтал превратить Владимир во вторую столицу Руси, более полновластную, чем Киев; он даже попытался учредить здесь особую, независимую от Киева, церковную митрополию, но получил решительный отказ от патриарха Константинопольского. При князе Андрее на Руси были установлены новые церковные праздники, Спаса и Покрова, а также перенесена из Вышгорода в новый стольный град окруженная великим почитанием Владимирская икона Божьей Матери (по преданию, на месте, где остановился конь, везший эту икону, и было основано Боголюбово).
Перемещая центр русского православия на новые земли, князь Андрей открыл и новую главу в истории русского искусства, создав условия для формирования особой владимиро-суздальской художественной школы. Из памятников его времени лучше всего сохранились Золотые ворота (1158–1164) и величественный Успенский собор, заложенный в 1158 (оба – во Владимире), а также знаменитая церковь Покрова на Нерли неподалеку от Боголюбова (1165). Традиционная ориентация на Византию зримо обогатилась здесь влияниями западной архитектуры.
Боголюбский замок Андрея (1158–1165), единственная сохранившаяся (пусть частично) домонгольская княжеская резиденция, стал местом его гибели. Боярский заговор против слишком «самовластного» князя сложился под водительством его шурина Якима Кучкова, мстившего за казнь брата. Ночью 28 июня 1174 князь Андрей был убит; за убийством последовали грабежи и бунты, продолжавшиеся пять дней. 4 июля его тело было перенесено для погребения во Владимир.
В церковную традицию Андрей Боголюбский вошел как выдающийся ревнитель благочестия и храмостроитель, равно как и мученик-страстотерпец. Местное его почитание началось непосредственно после погребения, получив новый стимул в 1702, когда мощи князя, обретенные нетленными, были открыты для поклонения во владимирском Успенском соборе. Церковь отмечает память его в день погребения 4 (17) июля.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/