Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Теория самодеятельного творчества

Теория самодеятельного творчества

План работы


1. Самодеятельность как общественно-историческое явление

2. Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях

3. Функции самодеятельного творчества

4. Самодеятельность как социально-педагогическое явление

5. Сущность творчества. Особенности творчества любителей. Творческие способности участников самодеятельного творчества и технология их развития

6. Виды самодеятельного творчества

Список использованной литературы



1. Самодеятельность как общественно-историческое явление


Самодеятельность - явление многогранное. Существует три аспекта в рассмотрении данного явления. Самодеятельность можно изучать:

1. В широком философском смысле как некую условную характеристику человеческой деятельности.

2. Как реальное общественное явление в конкретно-исторических формах.

3. В частных проявлениях, когда в условиях современного общества она становится объектом управления.

Рассмотрим каждый из этих аспектов.

I. Философский аспект. Считалось, что понятие «самодеятельность» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Но это не так. Оно использовалось еще домарксовского периода. Философия связывает понятие самодеятельности с самостоятельным и свободным проявлением человеком своих сил и способностей. Самодеятельность – деятельность, человеческая активность, которая определяется внутренними потребностями человека.

Условия проявления самодеятельности

1. Самодеятельность обусловлена внутренними противоречиями субъекта или факторами, играющими роль противоречий. Бесчисленное количество мотивов, которые рождаются из внутренних противоречий.

2. Свобода как возможность проявления творческих способностей личности. Свобода как возможность поступать и действовать по собственной воле.

3. Уровень активности самодеятельности зависит от внешних возможностей поступать в соответствии с внутренними побуждениями и потребностями.

4. Степень развитости, активности самодеятельности зависит от внутренних возможностей субъекта (его способностей).

Таким образом, философское понимание самодеятельности позволяет определить ее как деятельность по саморазвитию, самовыражению, самовоплощению, самореализации человека.

Участники самодеятельного творчества приходят в самодеятельные коллективы из потребности самореализации, самоутверждения как проявления внутренних побуждений личности. Самореализация – есть реальное выражение в действительности сущностных сил личности. Процесс самореализации складывается логически из нескольких этапов (в действительности эти этапы переплетены между собой, не всегда осуществляется последовательно, более того не всегда осознаются личностью).

Самопознание – самосознание – самомодель – объективная деятельность – самоутверждение – самосовершенствование.

а) Познание и осознание собственных интересов, потребностей, способностей.

б) Построение самомодели, которая представляет собой своеобразный стимул ее развития, способствует осознанию своих возможностей, а также недостатков, слабых сторон.

в) Самореализация в полной мере начинается лишь тогда, когда потребность в саморазвитии реализуется в действии, деятельности, самодеятельности.

г) Деятельность по самореализации ведет к самоутверждению и, в конечном счете, к самосовершенствованию личности.

II. В историческом аспекте можно рассматривать индивидуальные, групповые и массовые формы проявления самодеятельности.

Индивидуальные проявления самодеятельности – стремление человека выйти за рамки ролей, предопределенных классовой, профессиональной или иной принадлежностью, с попыткой отойти от стандартной схемы бытия или деятельности, действовать оригинально, проявить себя. Яркие примеры в истории России – М. Горький, М. Ломоносов, Е. Пугачев.

Групповые проявления – деятельность общественных организаций, к примеру, французских просветителей, русских декабристов. В 19 веке – создание светских салонов, масонских лож, литературных и музыкальных гостиных, обществ «Зеленая лампа» и «Могучая кучка», товарищества передвижных выставок. Это философско-литературные кружки вольномыслящих, «идеалистов 1830-х годов» Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, социалистический кружок М.В. Петрашевского, серебряный век русской культуры. Параллельно с научными, художественными, религиозными, профессиональными обществами, развивались народнические, марксистские, социал-демократические, социал-революционные и прочие политизированные легальные и нелегальные объединения.

Массовые проявления – все значительные общественные движения, в которых принимали участие народные массы (народно-освободительные движения, революции).

Праздник - древнейшая форма досугового социального общения, проявления самодеятельности. И.М. Снегирев писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках. М.М. Бахтин: «Праздник – первичная неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника – торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничной монотонности. Праздник близок к творчеству, т.к. в нем находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус участников. Хотя ему присущ ритуализм, которого в творчестве нет.

По общественной ценности все проявления самодеятельности в конкретно-исторической сфере могут иметь различный характер. Наиболее ценный – прогрессивный, который проявляется в тех случаях, когда самодеятельность предопределяет и развитие субъекта, и развитие общественной практики в соответствующей области.

Существует малоценная самодеятельность, которая не ставит перед собой серьезных общественно-значимых целей (дворянские развлекательные кружки, объединения, коммуны, которые играли определенную роль для определенных групп).

Самодеятельное движение отдельных личностей, групп может носить негативный характер, когда субъект противопоставляет свои цели общественным, когда его активность направлена на противодействие прогрессу общества.

III. В современном обществе нет такой сферы деятельности, которая бы не содержала компонент самодеятельности. К примеру:

- деятельность в области внутригосударственного управления (избирательная кампания, обсуждение законопроектов, народный контроль, общество защиты прав потребителей);

- участие в акциях за мир, против терроризма, движение антиглобалистов (комитеты защиты мира, красного креста и др.);

- деятельность по управлению производством (советы трудовых коллективов, советы ветеранов труда, профессиональные клубы, правления, ученые советы и т.д.);

- охрана природы (комитеты защиты природы, экологические общества, партии, отряды мэра, субботники, конкурсы на лучший дом, подъезд, балкон, улицу и т.д.);

- участие в воспитании подрастающего поколения (родительские комитеты, дворовые клубы, работа с допризывниками, трудными подростками);

- научно-техническое творчество (бюро рационализаторов и изобретателей, станции юных техников);

- создание и охрана памятников, народных музеев, уход за могилами;

- виды шефства и творческих связей (город над селом, профессиональные творческие коллективы над самодеятельными) и т.д.



2. Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях


Свободное время – это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность.

Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности.

Все, что связано с процессом создания духовных ценностей – особо-возвышенная деятельность.

Исполнительская деятельность является переходным моментом от досуговых занятий к особо-возвышенной деятельности.

Досуг является питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышенной деятельности. Переход является процессом направленным и осуществляется под социально-значимым контролем.

Уровни перехода:

Потребление развлекательной информации.

Потребление познавательной информации.

Активная деятельность исполнительского характера.

Активная деятельность созидательного характера.

Переход к потреблению более высокого порядка ставит перед работниками КДУ ряд задач:

а) формирование этих потребностей;

б) удовлетворение, дальнейшее развитие потребностей к особо-возвышенной деятельности.

Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей

1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговые учреждения финансируются государством.

2. Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности.

3. КДУ ведет пропаганду самодеятельного творчества в широком смысле слова.

Сущностные признаки самодеятельности

I. Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.

II. Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности.

III. Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес какому-либо жанру, желание развить свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, получение удовольствия, наслаждения, с пользой провести свободное время, расширение круга общения, мода на определенные виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистичные мотивы – участвовать в коллективе, который часто выезжает за границу.

Мотивы участия в самодеятельном творчестве

1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы - мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном.

2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).

3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых).

4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.

5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил.

6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько о переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.

Стимулы участия в самодеятельном творчестве

1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями.

2. Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимной поддержки (признание коллектива, рост уважения).

3. Художественно-творческие стимулы – участие в концертах, смотрах, фестивалях.

4. Престижные стимулы – все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчестве высоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участниках пишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т.д.

5. Переходные стимулы (от моральных к материальным) – дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия и т.д.

6. Материальные стимулы, в полном смысле этого слова – премии, бесплатные путевки, зарплата, ценные подарки и т.п.

IV. Самодеятельное творчество протекает в сфере свободного времени.

В свободное время включаются затраты на следующие занятия:

- учеба и повышение кадров;

- общественная работа;

- творческие и любительские занятия;

- пользование средствами массовой информации;

- посещение учреждений культуры и зрелищ;

- общение;

- занятия физкультурой и спортом;

- пассивный отдых и другие виды занятий.

Свободное время представляет большую ценность, как для каждого человека, так и для общества в целом. Оно – необходимое временное пространство для ряда важных видов деятельности. Свободное время – специфическая, нематериальная форма богатства каждого человека, семьи и общества.

Специфические признаки самодеятельного творчества

Непрофессиональное положение участников.

Отсутствие у них специальной подготовки к деятельности.

Более низкий, чем у профессионалов уровень деятельности.

Безвозмездность.

Организованность. Организованная самодеятельность- группа людей, объединенная общими интересами, имеющая руководителя (профессионала или просто лидера, не получающего за это деньги), и находящаяся в рамках какой-либо организации. Неорганизованная самодеятельность – без какого-либо руководства и вне рамок какой-либо организации (молодежные «тусовки», массовые праздники). Неорганизованная самодеятельность может являться резервом для организованной самодеятельности.

Сущность самодеятельного творчества

Самодеятельность – деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость».

Деятельность, реализуемая в силу внутренней потребности, как правило, есть весьма активный процесс.

Она осуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и без активного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была бы невозможна.

Самодеятельность имеет творческий характер, ибо, выступая средством реализации сущностных сил индивида, она нестереотипна по своей сути, максимально индивидуализирована.

Сущность самодеятельности заключается в самостоятельной, добровольной активно-творческой деятельности, обусловленной внутренними потребностями ее субъекта и свободной от внешних побуждений.

Таким образом, самодеятельное творчество – это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимально полной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время.


3. Функции самодеятельного творчества


Термин «функция» заимствован из математики, в буквальном переводе с латинского – «предназначение». Функции самодеятельности – это ее общественное предназначение, обусловленное общественными потребностями и особенностями системы социально-культурной деятельности. Существует огромное количество разных классификаций функций. Рассмотрим классификацию функций самодеятельного творчества Е.И. Смирновой.

Самодеятельность, организуемая культурно-досуговыми учреждениями, является подсистемой 3-х больших систем.

1. Организованная самодеятельность для ее участников (но не для руководителей) относится к сфере досуга. В силу этого самодеятельность обладает функциями досуга.

2. Разворачиваясь на базе культурно-досуговых учреждений, являясь содержательной частью их работы, самодеятельность сама оказывается социально-культурной деятельностью и поэтому как часть этого целого не может не обладать ее функциями.

3. Содержательная основа самодеятельности является частью какой-либо из сфер культуры: художественная самодеятельность – часть художественной культуры общества, техническая самодеятельность – часть технической культуры. Поэтому эти связи порождают новые группы функций.

Рассмотрим эти функции поподробнее.

1. Функции свободного времени (досуга)

а) Функция отдыха или рекреативная функция – восстановление сил, затраченных на производстве, в сфере труда, смена деятельности, эмоциональное переключение.

б) Гедонистическая функция (Гедонис – бог удовольствия) или функция развлечения – реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций.

в) Функция развития личности – усвоение знаний, умений и навыков.

Функции социально-культурной деятельности(СКД)

а) Воспитательная. В самодеятельном коллективе реализуется опосредованно, руководитель в роли воспитателя через творческую деятельность воздействует на личность, изменяя ее качества в лучшую сторону.

б) Созидательно-творческая. Руководитель самодеятельного коллектива создает творческую атмосферу, побуждает участников к творческой деятельности, созданию нечто нового, самобытного и оригинального, или хотя бы элементов творчества. Не все виды и жанры самодеятельности являются творческими, многие из них – репродуктивные.

в) Просветительная или информационно-комментаторская. Получение какой-либо информации, знаний в процессе творческой деятельности с комментариями руководителя коллектива.

г) Гедонистическая - реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций в процессе занятий любимым видом творчества.

д) Коммуникативная – функция общения. В самодеятельном коллективе реализуется более качественно, так как здесь происходит общение с людьми, имеющими такие же интересы и потребности в творчестве.

е) Функция культурного посредничества – участники самодеятельности пропагандируют своим творчеством тот или иной жанр искусства, тем самым являются посредниками между аудиторией, населением и профессиональным искусством.

3. Частные функции

Рассматривая частные функции, следует отметить, что система взглядов на классификацию явлений культуры, а тем более на функции каждого вида находится в процессе становления. Однако какому бы виду культуры самодеятельность ни принадлежала, она является подсистемой общей культуры в целом, а общей же направленностью культуры является социализация, гуманизация, «очеловечивание» человека, развитие его сущностных сил и способностей. Содержанием любого вида культуры (политической или технической) является соответствующих способностей человека (политических или технических).

ВЫВОД. В первых двух случаях определяются общие функции самодеятельности, присущие всем ее видам. Что касается третьего, то здесь обнаруживаются функции, присущие одним видам и не свойственные другим. Таким образом, природа самодеятельного творчества полифункциональна.



4. Самодеятельность как социально-педагогическое явление


Самодеятельность – предметная деятельность, как и всякая другая подобная деятельность, имеет предметные результаты. Например, в хоре – это песня, театре – спектакль, хореографии – танец и т.д.


Схема структуры любой производственной организации

Блок управления

Управляемый                                  Предметные

объект                 Деятельность      результаты


В первый блок (блок управления) входят цели, задачи, программа деятельности, сами руководители. Во второй блок – материалы, люди, средства производства. В третий – сам процесс производства.


Схема структуры педагогической системы

Педагогическое

управление

(педагогические           процесс изменения                новые

задачи)                         и совершенствования            качества

учеников                                                                     учеников

Объект педагогического

воздействия


Целью педагогики является образование и просвещение. Активность учеников и педагогов взаимна, они одинаково участвуют в педагогическом процессе. Продукт – новые, приобретенные в результате целенаправленного действия качества индивида или группы.

Блоком управления здесь является блок педагогического руководства, а содержанием деятельности – процесс изменения качеств личности, процесс человека более совершенного в сравнении с его же собственными качествами в момент включения в эту педагогическую деятельность.


Схема педагогического процесса в самодеятельном коллективе

Руководитель               предметные

педагогического                    задачи                          результаты

процесса и                             педагогические

предметной                  и предметные

деятельности                                                     педагогический

процесс в форме

предметной

деятельности

Участники                    потребности

самодеятельности        мотивы и

интересы                      педагогические

участников                   результаты


В самодеятельном творчестве в блоке управления должны быть обозначены не только педагогические задачи, но и задачи предметной деятельности. Специфика самодеятельных организаций заключается в том, что в отличие от других педагогических систем педагогический процесс протекает не на условно-дидактическом материале, а в форме предметной деятельности. Но в отличие от систем производственных предметная деятельность и ее результаты являются не главной целью, а средством решения педагогической задачи.

Таким образом, педагогический процесс в самодеятельном творчестве носит двойственный характер, так как в результате своей деятельности обладает как предметным, так и педагогическим результатом.

Специфика педагогического процесса в самодеятельном коллективе

1. Все педагогические организации имеют ограниченный во времени педагогический процесс (школа – 11 лет, вуз – 5 лет). В самодеятельном коллективе он не ограничен временными рамками и имеет тенденцию к максимальной продолжительности с учетом активной жизни человека.

2. Цели и задачи любой другой педагогической системы задаются извне, а конечный результат выносится за рамки этой системы, т.е. человека готовят к деятельности, которая начинается после его выхода из данной системы (выпускник вуза пользуется полученными там знаниями уже после окончания). В самодеятельности участника не готовят к другой деятельности, его развивают ради самой этой деятельности, а еще, точнее, ради самого участника. Таким образом, извне самодеятельности задается только цель – всестороннее развитие личности, которая присутствует и в педагогической системе, а остальные цели и задачи складываются в процессе предметной деятельности.

3. Участие в самодеятельности добровольно и свободно. Педагогический процесс протекает в нем опосредованно. Задачи самодеятельного творчества не могут игнорировать потребности и мотивы участников, не могут не опираться на них. Без учета реальных интересов, потребностей и пожеланий участников, без обеспечения их высокой активности, то есть без превращения объекта в субъект действия педагогический процесс в самодеятельном коллективе невозможен.


Субъект → задачи → деятельность → субъект в более совершенном виде → более совершенные задачи → более содержательная и совершенная деятельность → субъект в еще более совершенном виде….


4. Руководителю самодеятельного коллектива необходимо учитывать индивидуальные характеристики участников: возраст, уровень образования, мотивы деятельности, предпочтительные формы занятий, степень развитости специальных способностей. Это значит, что особенностью самодеятельности как педагогической системы является исключительное положение и роль блока «участники».

5. Специфическим является и положение руководителя. Он должен быть не только педагогом, но и, в первую очередь, творческим работником, специалистом в каком-либо виде или жанре искусства, психологом, руководителем, организатором всей деятельности.

6. В самодеятельном коллективе часто практикуется самоуправление – старостат, совет, правление, бюро, актив и т.п. Это также является специфической особенностью педагогического процесса в самодеятельном коллективе.

Организация творчества в системе задач самодеятельности

Нет одинаковых самодеятельных коллективов, так как задачи, стоящие перед ними многообразны. Но систему этих задач все же можно выявить. Самодеятельные коллективы чрезвычайно многообразны (даже в пределах одного жанра). Они различаются и составом участников, и творческими позициями руководителя или другими условиями. Еще больше они отличаются конкретным видом деятельности: исполнительским, авторским, художественно-критическим. Тем не менее, задачи каждого коллектива можно представить как некую систему, представляющую несколько взаимосвязанных уровня.

Высший – всестороннее и гармоничное развитие личности

Задачи, зависящие от особенностей содержания каждого класса (вида) самодеятельности – художественная, прикладная, техническая и др.

Задачи, связанные с возможностями каждого относительно узкого жанра самодеятельности. Эти задачи создают соответствующую педагогическую ситуацию в данном коллективе, свои педагогические задачи.

Задачи организации самодеятельности как творческого процесса принадлежат к числу общих задач, а поэтому могут рассматриваться как одно из главных оснований общей методики организации самодеятельности.


5. Сущность творчества. Особенности творчества любителей. Творческие способности участников самодеятельного творчества и технология их развития


Изучением творчества, творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история, этнография, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь», «деятельность». В науке существует два подхода к определению понятия «творчество».

1. Более широкий подход, когда творчество понимается как новаторство.

2. Творчество – это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам творец.

В Большой советской энциклопедии под редакцией Спиркина творчество определяется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее».

«Творчество – активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей» (Коршунов).

«Творчество – деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного, гуманного» (Е.И. Смирнова).

Признаки творческой деятельности

1. Новизна или оригинальность (нестандартность) способа деятельности или ее результата, продукта. Должна быть нерепродуктивная самобытная деятельность.

2. Общественная значимость, прогрессивный характер деятельности, обогащение опыта предшественников.

3. Исповедальный характер. В процессе, продукте творчества раскрывается внутренний мир творца, его отношение к окружающей действительности, к проблемам, существующим в обществе.

4. Гуманный характер творчества. Творчество не совместимо с жестокостью, насилием. Оно должно нести идеи человеколюбия, мира, согласия.

5. Творчество должно быть максимально свободным (также и от профессиональной принадлежности), не должно продаваться. Оно должно быть отделено от государственной идеологии и политики, быть автономным, неподцензурным, нерегламентированным.

Признаки творческой личности

Самостоятельность мышления.

Способность к критическому взгляду на предшествующий опыт и окружающую действительность.

Способность к анализу и синтезу.

Индивидуальность, неповторимость, оригинальность качеств самой личности.

В творчестве необходимо отличать такие понятия как «мастерство» и «творчество». Мастерство – основная часть творчества, ему можно научиться. Мастерство – высокое умение, овладение всем лучшим, совершенным в опыте предшественников.

Творчество – это способность сделать шаг вперед по сравнению с опытом предшественников, действовать индивидуально, оригинально, новаторски.

Творческая деятельность не всегда заканчивается творческим результатом, творческим продуктом. Картина, музыкальное произведение, скульптура может быть не закончена.


ТВОРЧЕСТВО=ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС+ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ


Существует два уровня творчества:


1 уровень

Более низкий

Репродуктивный

Самодеятельный

Распредмечивание замысла творца

2 уровень

Более высокий

Созидательный

Профессиональный

Опредмечивание замысла творца.


На первом уровне творческий процесс присутствует только по отношению к самой личности, которая самообогащается, развивает свои творческие способности. Работая над самим собой, он может создать нечто новое не только для себя, но и для общества, тем самым выйдя на второй профессиональный уровень.

Нет определенной границы между профессионалами и любителями. Кардинальное отличие между ними состоит в целях. Цель профессионального искусства – обогащение человеческой культуры новыми выдающимися образцами (создать что-то новое относительно общества). Цель самодеятельного искусства – развитие творческих способностей широких масс участников любой степени одаренности (создать что-то новое относительно каждого участника).

Основным определением человека как субъекта являются его способности. Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Только в деятельности и через посредство ее могут сформироваться (на базе тех или иных задатков) способности.

Проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Она широко представлена в трудах отечественных ученых (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Не существует четкой методики определения способностей. Это одна из сложных проблем современности.

Существует 2 группы способностей:

Общие способности человека (к обучению, труду и т.п.).

Специальные способности человека.

По специальным способностям двух одинаковых людей не существует. Даже близнецы не имеют одинакового набора специальных способностей. Специальные способности делятся на доминантные и сопутствующие (по Ухтомскому). Чтобы человек самореализовался, необходимо развивать все способности. По специальным способностям различают 2 типа личности:

1. Художественный тип личности – эмоционально-образное восприятие действительности, когда человека мыслит образами.

2. Исследовательский, поисковый тип личности – рационально-логическое восприятие действительности, когда человек мыслит символами, абстракциями.

В чистом виде такие люди не встречаются. В каждом человеке эти типы представлены пропорционально, но какой-нибудь всегда доминирует. Если доминирующую способность не развивать, она постепенно затухает. Сопутствующие способности в процессе творческой деятельности могут также развиваться: поэт - художник, математик – музыкант и т.п.

Способности не исчерпывают сами себя, не исчезают. Чем больше я реализую свои способности, тем больше они проявляются. Предела реализации способности не существует. Платон сказал: «Как много надо знать, чтобы знать, что ничего не знаешь».

Методик различных творческих способностей существует множество (по видам, жанрам искусства). Остановимся на основных и общих моментах.

1. Способность к творчеству может развиваться только в творческой обстановке, которая предполагает возможность свободной инициативы, нацеливает на создание чего-то нового, оригинального, а не повторения, копирования известного. Репродуктивная деятельность, подражание образцам может повышать мастерство, но не развивать творческие задатки. Такая деятельность может играть роль учебной (в лучшем случае), в худшем – может блокировать творческие способности участника, привести к бездумному копированию.

Огромную роль в развитии творческих способностей играет семья. «От рождения до 5 лет – вечность, от 5 до смерти – один миг» (Л.Н. Толстой. Дневники).

2. Развитие ценностного отношения к оригинальности. Научить участников различать и ценить в творчестве больших мастеров, художников своеобразие, индивидуальность, новаторство. Для этого необходимо обучение на качественном материале.

Очень важно вселять в участников уверенность, что подлинность, новаторство доступно не только профессионалам, но и участникам самодеятельности. Знакомить их с лучшими образцами народного творчества, народных умельцев, изобретателей-самоучек, наивными, но свежими творениями детей.

Установка на творчество закрепляется, если в процессе учебной деятельности, на выставках, смотрах, фестивалях особо поощряется, активно поддерживается индивидуальность их стиля, «собственный почерк», свежесть и оригинальность. Но здесь необходимы такт, высокая личная культура и мастерство со стороны руководителя. Иначе установка на оригинальность может перейти в оригинальничание, установка на новизну – в отрицание опыта предшественников.

3. Важное средство развития установки на творчество – поощрение индивидуального стиля деятельности. В авторских видах самодеятельности проявляется в большей степени, чем в исполнительских (коллективных).

4. Поскольку творчество – это не любая новизна, а создание общественно-ценного, нового, то при развитии установки на творчество важно поощрять участников не на любые новации, а только те, которые имеют бесспорную общественную значимость.

5. Необходимо развить у участников умение принимать собственные решения. Это можно осуществить через индивидуальные задания, связанные с анализом чего-либо (рецензия на фильм или спектакль, обзор специальной литературы, подготовка докладов по заданной теме и т.д.). Мышление формируется при сравнении нескольких точек зрения или источников на одинаковые темы.

6. Предпосылкой творчества является развитое воображение, способность к отдаленным ассоциациям и неожиданным решениям. Основной методический прием – постановка творческой задачи с условием найти нестандартное решение. Наиболее эффективен здесь коллективный поиск, когда воображение одних будит воображение других.

Строить работу и давать задания на малоизвестном материале. Работа над неизвестным сразу же ставит исполнителей в творческую ситуацию, вынуждает искать собственное образное решение.

7. В развитии творческих способностей участников важно создавать условия для реализации индивидуальности каждого. Учет индивидуальных возможностей – один из принципов подбора репертуара в самодеятельности. Наряду с крупными произведениями ставить и мелкие (в театральном коллективе – ставить миниатюры, в хореографических – групповые, сольные танцы).

8. Необходимое условие творчества – активность личности. Создать такие правила жизни коллектива, такие ситуации, когда трудно быть пассивным.

Существует проблемно-эвристическая методика – система логических правил теоретического исследования, которая способствует развитию активности личности. Она исходит из признания нескольких уровней самостоятельности и активности, а также из необходимости выстраивания работы в последовательном переключении на более высокий уровень.

1 уровень. Руководитель формулирует и решает задачу. Участник запоминает и воспроизводит ход решения.

2 уровень. Руководитель ставит задачу или проблему, формулирует условия, знакомит с возможными вариантами решения и предлагает выбрать наиболее эффективные.

3 уровень. Руководитель только указывает на проблему или задачу. Участникам предлагается всесторонне исследовать ее и решить.

4 уровень. Участник сам должен увидеть проблему, сформулировать и решить ее.

 

6. Виды самодеятельного творчества


По содержанию деятельности все самодеятельное творчество условно можно разделить на 6 видов:

Художественное творчество

Техническое творчество

Прикладное творчество

Естественнонаучное творчество

Социально-политическая самодеятельность

Физкультурно-оздоровительная самодеятельность

Дадим подробную характеристику каждому из них.

Техническое творчество

Техническое творчество – процесс по освоению технических знаний и созданию технических систем на основе предшествующего опыта и знаний.

Целью технического творчества является развитие технических способностей личности, формирование его технического решения.

Содержание технического творчества – моделирование, конструирование, радиолюбительство, электроника, картинг, обобщение всего технического опыта и его пропаганда.

Стимул – научно-технический прогресс.

Классификация технического творчества

I. По степени связи с техникой

1. Чисто технические виды (моделирование, конструирование, компьютерное программирование и т.д.);

2. С преобладанием эстетического момента (кино и фотолюбительство, художественное литье, кузнецкое дело и т.п.);

3. Со спортивной доминантой (картинг, авиамодельный спорт, дельтапланеризм и др.).

II. По содержанию деятельности

1. Техническое творчество, связанное с новейшими областями техники (электроника, компьютерная техника);

2. Техническое творчество, связанное с традиционными областями техники (механика);

3. Техническое творчество, связанное с ремеслами, соединенными с простейшей «древней техникой» (плотницкое дело, художественная обработка металла, камня и др.).

III. По степени творческого вклада

1. Конструирование и создание принципиально новых материальных систем. Возможно решение на уровне изобретения.

2. Повторение известных технических систем с небольшими изменениями.

3. Моделирование.

4. Мастерское овладение эксплуатацией чего-либо (починка, виртуозная работа с готовой «покупной» системой).

Существует техническое творчество в профессиональной сфере (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов – ВОИР, Бюро рационализаторов и изобретателей при заводах – БРИЗ), а также техническое творчество, не связанное с профессиональной производственной деятельностью. Оно может быть как неорганизованной, так и организованной любительской деятельностью, представленной такими формами как станции юных техников и юношеские технические клубы.

Прикладное творчество

Прикладное творчество – процесс по самостоятельному созданию овеществленных предметов, имеющих утилитарное значение.

Цели прикладного творчества:

- воспитание художественного творчества или создание реальных вещей через внедрение художественного вкуса;

- овладение определенными навыками и умениями;

- ликвидация профессиональной ограниченности личности.

Содержание прикладного творчества – кройка и шитье, вязание, вышивание, выжигание, резьба по дереву, мягкая игрушка, аппликация, икебана, гильоширование (выжигание по шелку), пейчворг (лоскутная техника), таксидермия, плетение соломкой, лепка из соленого теста и др.

Прикладное творчество синтезирует в себе художественное и техническое творчество, оно носит утилитарное значение, так как все изделия используются в быту. Коллективы прикладного творчества одними из первых в российской культурно-досуговой практике стали работать на самоокупаемой основе.

Естественнонаучное творчество

Естественнонаучное творчество – это процесс по развитию логических способностей личности.

Цель естественнонаучного творчества – дисциплинировать мышление человека, научить его логически мыслить.

В культурно-досуговой деятельности элементы научного творчества связаны с:

а) Гуманитарными исследованиями – объединения краеведческой, поисковой направленности, клубы Брейн-ринг, искусствоведческие клубы по интересам (Клубы любителей чтения, любителей фантастики, поэзии, балета, театра, литературные и музыкальные гостиные и т.д.);

б) Естественнонаучными исследованиями – объединения экологической направленности, объединения, связанные с такими науками как астрономия, археология, геология, биология, зоология (Клубы любителей кактусов, аквариумистов, кошек, собак, экзотических животных, голубей и птиц, уфологии и т.д.).

Формы работы – экспедиции, научные конференции, семинары, выставки.

Социально-политическая самодеятельность

Два вида объединений социально-политической самодеятельности:

1. Объединения политической направленности ставят перед собой политические цели и задачи. Это могут быть массовые движения, к примеру, Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии.

2. Объединения социальной направленности ставят перед собой цель – защищать социальные права отдельных категорий граждан. К ним относятся Клубы ветеранов Великой отечественной войны и труда, войны в Афганистане, Чечне, Союз чернобыльцев, Комитет защиты жертв сталинских репрессий, Комитет малолетних узников фашизма, Союз многодетных семей и т.д.

Физкультурно-оздоровительная самодеятельность

Коллективы физкультурно-оздоровительной направленности функционируют практически во всех культурно-досуговых учреждениях, которые работают в двух направлениях:

Пропаганда физической культуры.

Пропаганда здорового образа жизни.

К первому направлению относятся клубы любителей бега, клубы здоровья, туристические клубы, клубы аэробики (шейпинга, фитнеса), клубы атлетической гимнастики, клубы любителей пэйтбола, боулинга, бильярда, городков, армреслинга, дартса, экстремальных видов деятельности и др.

Ко второму направлению относятся клубы закаливания или клубы моржей; объединения, пропагандирующие учение Порфирия Иванова и имеющие одно название - «Озарение», объединения, пропагандирующие здоровое питание, клубы вегетарианцев, клубы трезвости и т.п.

Художественное творчество

Художественное творчество – процесс по созданию новых, никогда не бывших оригинальных, общественно-значимых духовных ценностей на основе предшествующего опыта и знаний.

Цели самодеятельного художественного творчества:

- воспитание эстетического художественного вкуса;

- развитие творческих способностей личности;

- пропаганда искусства.

Существует 2 уровня художественного творчества:

1 уровень – репродуктивный (исполнительский)

2 уровень – созидательный (непосредственно творчество)


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО = ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Классификация художественной самодеятельности

I. По ориентации на основные пласты художественной культуры

1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей, движение «Играй, гармонь!» и т.д.);

2. Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стили профессионального (академического) искусства (академические и народные хоры, оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения, фотостудии и т.д.);

3. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.).

II. По типам творчества

1. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);

2. Авторская и авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства, клубы самодеятельной песни – КСП, театр малых форм и т.п.);

3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.).

III. По степени организованности и субъекту организации

1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);

2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клуб деловых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);

3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.

IV. По преобладающему виду деятельности

1. Объединения учебного типа (студии)

2. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);

3. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);

4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»);

5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);

6. Объединения комплексного типа.

V. По месту локализации (расположения)

1. Сельская художественная самодеятельность

2. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

3. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

VI. По возрастному составу

1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);

2. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы);

3. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности.


Список использованной литературы


1.                Дранков, В.Л. Природа художественного таланта/ В.Л. Дранков; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб, 2009. – 324 с.

2.                Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 2008.

3.                Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора. 2007. – 288 с.

4.                Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое мышление. – Мн.: Харвест, 2008. – 432 с.

5.                Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре / Л.И. Михайлова // Социол. исслед. – 2009.-№ 4.- С.3-16.

6.                Попова, Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. В сб. Социально-культурное пространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – С.21-25.

7.                Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся: сборник. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. –164 с.

8.                Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях. – М.: Просвещение, 2007.

9.                Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2007. – 512 с.

10.           Столяров Ю.С. Уроки творчества: из опыта организации технического творчества школьников. – М.: Педагогика, 2008.- 176 с.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена