Технология производства и декорирования древнегреческой керамики
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Филологический факультет
Отделение реставрации
Реферат:
«Технология изготовления и декорирования древнегреческой керамики»
Сдал: Жукова А.А.
Принял: Шевелева Е.В.
Санкт-Петербург 2006 год.
Содержание:
1.Вступление………………………………………………………………….. 2
2.Технология изготовления и декорирования древнегреческой керамики……………………………………………………………………….. 3
2.1 Общие сведения об изготовлении керамики………………......................3
2.2Общие сведения о греческой керамике……………....................................4
2.3Виды греческих глин………………………………………………...……5
2.4 Техника и материалы росписи………………………………………......6
2.5 Фигурные вазы и рельефные сосуды…………………………………….12
2.6 Античные гончарные мастерские………………………………………...14
2.7Реставрация античной керамики…………………………………………..16
3.Заключение……………………………………………………..........17
4.Библиография……………………………………………………………….. 18
1.Вступление.
Ничто на земле не проходит бесследно, расцвет греческой цивилизации миновал несколько столетий назад, но искусство не легло в могилы, оно не просто является объектом изучения, как что-то очень древнее и интересное, но мы получаем от него удовольствие, подражаем ему. Эта работа посвящена керамике древней Греции, а именно тому, как она изготавливалась и декорировалась.
Изучая росписи, мы обогащаем наши сведения об античной мифологии, литературе, театре, быте, не говоря уже об искусстве: архитектуре, скульптуре, художественной утвари и в особенности об утраченных произведениях эллинской монументальной живописи.
Вместе с тем, изучая греческие вазы, мы не должны забывать, что они являются не только произведениями искусства. Вазы изготавливались специально для того, чтобы служить предметами повседневного домашнего обихода; они имели различное бытовое и культовое назначение.
Масло в кладовых греков хранилось в глиняных кувшинах. Рядом на деревянных полках стояло множество других сосудов из глины: горшки всех размеров, чашки, кубки и миски, блюда и тарелки, котлы и жаровни, цедилки и воронки, горшки и корчаги с припасами. Комнаты дома украшали расписные кувшины и глиняные коробки тонкой работы. В них хозяева держали дорогое душистое масло, лекарства, румяна, мелкие вещи и украшения.
В этой работе большая часть материала взята из двух книг. Основа –«История античной расписной керамики» В.Д.Блаватского. отсюда почерпнута информация о материалах, о способах работы и пр. Книга А.Н.Букиной «Круговращение колеса гончарного» послужила своего рода справочником, на основе которого была составлена часть об общих основах производства керамики, также из этой работы взяты объяснения некоторых терминов. Из остальных книг, указанных в библиографии в этот реферат включены лишь небольшие фрагменты.
2.Технология изготовления и декорирования древнегреческой керамики
2.1 Общие сведения об изготовлении керамики
Керамика это все, что сделано из глины и обожжено в печи (от греческого keramos – глина). Сырые глины из разных месторождений различаются по химическому составу, а потому из них при обжиге получаются изделия разного цвета (от чистого белого до темного коричневого). В любой необожженной глине содержится вода, которая улетучивается только в гончарной печи при нагревании до температуры 500-600 ºС. Одновременно оставшиеся элементы спекаются в плотный, похожий на камень, хотя и хрупкий материал. Керамические горшки и фигурки могут разбиться, но их обломки почти не подвержены разрушению временем. Поэтому ученые, изучающие историю и искусство древности, всегда могут рассчитывать, что, даже если от той или иной эпохи не сохранилось никаких других следов, керамика хоть что-то да расскажет им о тех людях, которые создавали и использовали ее.
Хороший обжиг – это только последний этап в сложном процессе изготовления глиняной вазы. Сперва нужно правильно выбрать глину и подготовить ее – отмучить, а именно придать ей необходимую плотность, избавить от примесей. Для этого у гончаров есть много разных приемов: глину выдерживают в ямах и чанах с водой, в темноте и на свету, долго мнут, чтобы не осталось комочков и проделывают с нею еще много других операций, как кому подсказывает собственный опыт. В результате получается мягкая пластичная масса. Из которой можно лепить предметы любой формы. В отмученную глину для улучшения ее свойств вносят примеси, например мелкий песок или толченые ракушки.
Если постараться сделать это, сосуд получится стройным и прочным, а его обожженная поверхность – ровной и приятной для глаза. Это особенно важно, если глина, которой пользуются в той или иной местности не очень хороша. После обжига она может оказаться пористой и пропускающей жидкость. Чтобы этого не произошло, изготовленные из такой глины горшки обмазывали изнутри и снаружи глиной, тщательно подготовленной и очищенной для того, чтобы частицы в ней спекались крепче. Растирая с водой цветные камни и глину, мастера получали также специальные краски, которыми они могли расписывать свои горшки. Такие краски закрепляются на поверхности глиняных ваз в огне.
2.2Общие сведения о греческой керамике
Вазы из глины на территории современной Греции начали делать около восьми тысяч лет назад. Примерно в это время ее тогдашние жители открыли первые секреты гончарного производства. Самый важный из них был таков: если обжечь глиняный горшок в огне, он станет крепче, не рассыплется со временем и не размокнет от воды. Ведь в огне глина превращается в новый материал – керамику. Техника ее производства в Греции стояла на значительной высоте. Изучая многочисленные дошедшие до нас сосуды и их обломки, среди которых особенно интересны различные образцы производственного брака, мы можем исследовать технику изготовления ваз. Облегчают эту задачу сохранившиеся орудия труда гончаров (печи, формы и пр.), изображения гончаров и вазописцев за работой, и, наконец, скудные письменные источники. Большинство греческих глиняных ваз изготовлялись на ручном гончарном кругу. При выделке больших сосудов формовка производилась мастером, а круг вращал его помощник. Вазы сложной формы делались по частям, которые затем склеивались жидкой глиной. Аналогичным образом приставлялись от дельно от руки сформованные ручки. Сформованную вазу просушивали, потом расписывали и обжигали в специальной печи. Нужно думать, что обжиг вазы обычно производился один раз, иногда два и, может быть, большее число раз.
Глиняное тесто, из которого делались греческие вазы, было хорошо отмучено и отличалось высоким качеством, особенно в эпоху высшего расцвета керамического производства в VI—V вв. до н. э. Глина, употреблявшаяся для простой и художественной посуды, в различных областях Греции не была однородной, отличаясь по цвету, плотности и примесям. Различить эти разновидности не всегда легко, ибо глина нередко приобретает при обжиге различные оттенки. Несколько затруднительно также достаточно точно определить признаки, по которым можно было бы отличить один от другого различные виды глины слишком для этого несовершенна и мало разработана терминология, которой мы пользуемся для обозначения цвета, фактуры и плотности обожженной глины. Остановимся на главнейших видах греческих глин.
2.3Виды греческих глин
Коринфская и аналогичная ей сикиопская глина отличаются светлыми тонами, чаще всего желтоватого цвета; иногда они имёют сероватый, оливковатый, теплый оранжеватый или оранжевато-розовый оттенок. Встречается и беловатая глина, очень близкая по цвету слоновой кости. Глина на наружной поверхности черепка нередко бывает светлее, чем внутри последнего. Поверхность глины обычно очень гладкая, этим особенно отличаются беловатые сорта. Коринфская глина обладает небольшим весом, в силу чего при наличии весьма тонких стенок довольно большие сосуды могут быть очень легкими. Коринфской глине близка по цвету глина беотийских ваз, подражающих коринфской керамике. Преимущественно желтая, она имеет разнообразные оттенки. Характерным отличием так называемых беотийско-коринфских ваз являются довольно обильные выбоины, появляющиеся на поверхности сосудов в результате выпадения небольших камешков и крупных песчинок. Такие примеси, видимо, в значительном количестве заключались в беотийской глине. На более ранних беотийских вазах геометрического стиля глина светло-коричневого цвета имеет многочисленные, большей частью белые, включения мелких известняковых камешков.
Лаконские вазы геометрического стиля исполнены из тонкой, довольно твердой глины светло-красного, желтоватого, реже серого цвета.
Родосская глина бывает различных оттенков светлого красноватого, красновато-желтоватого или коричневатого цвета
с большим или меньшим количеством мелких блесток слюды; встречается также желто-коричневатая и красноватая глина без примеси слюды.
Вазы с острова Феры сделаны из местной глины вулканического происхождения красноватого цвета; она имеет включения красноватого или серого цвета. Клазоменские вазы исполнены из твердой тонкой глины от желтого до красновато-коричневатого цвета с гладкой тускло-блестящей поверхностью; встречается также глина различных оттенков от розовато-желтого до светло-красного. Навкратийская глина различных тонов от коричневатого до бледно-красного с легким желтоватым оттенком, применялась и более яркая по цвету красноватая глина, в которой встречаются белые включения но нет слюды). Для ионийских ваз характерна светлая красноватая с желтоватым оттенком бледная глина с небольшим количеством мельчайших блесток слюды. Встречаются и несколько иные оттенки оранжевато-коричневатого цвета.
Оранжевато-коричневатые, теплые, сравнительно яркие тона свойственны и халкидским чернофигурным вазам. Но особенно теплым и сочным тоном отличается аттическая глина, имеющая различные оттенки от желтовато- и оранжевато-коричневатого до красновато-коричневатого тонов. Поверхность аттической глины нередко отличается исключительно гладкой фактурой; иной раз она обладает легким блеском, благодаря нанесенному на нее тончайшему слою прозрачной глазури.
Глина италийских ваз, подражающих аттической керамике, не имеет присущего последней замечательного теплого тона. Луканская глина более светлая, бледных желтоватых оттенков. Глина кампанских ваз светло-желтая, нередко с грязно-серым оттенком.
Наконец, упомянем глину боспорских расписных ваз (так называемых акварельных), она довольно груба с хорошо заметной зернистой структурой. Цвет ее желтоватый или оранжеватый с сероватым оттенком; встречается также и серая глина.
2.4 Техника и материалы росписи.
Роспись большинства греческих ваз наносилась непосредственно на глину. Некоторые из них целиком или частично предварительно покрывались светлой облицовкой. Такой прием встречается уже на вазах геометрического стиля. Так, например, вазы с острова Феры покрывались довольно толстым слоем высококачественной светло-желтой глины, возможно, привозившейся извне.
Облицовка беловатого цвета встречается на беотийских вазах коврового стиля. Родосские вазы покрывались довольно толстым слоем облицовки различных тонов от беловатого до желтоватого (содержащей иногда немного блесток слюды). Более тонким пластом наносилась облицовка коричневатого цвета.
На клазоменских вазах можно наблюдать облицовку желтовато-беловатого тона, а на ионийских желтоватого; последняя накладывалась очень тонким слоем. Навкратийские вазы иногда покрывались белой с легким желтоватым оттенком, прочной обмазкой.
На аттических вазах применялась облицовка двух типов. На чернофигурных вазах она очень прочна и не поддается действию воды. Значительно более хрупкой была облицовка аттических белых лекифов, специально предназначенных для культа мертвых.
Довольно прочная желтовато-беловатая облицовка покрывала некоторые
ранне-эллинистические сосуды, особенно характерна она для расписных
лагионов. Наконец, на некоторых вазах позднего времени, исполненных
в Северном Причерноморье, мы наблюдаем совсем непрочную
известковую облицовку
с слегка шершавой поверхностью, несколько напоминающую облицовку
терракотовых статуэток. На такую облицовку роспись наносилась непрочными возможно, акварельными
красками, вследствие чего как роспись,
так и облицовка страдали от воды.
Роспись греческих ваз производилась главным образом особой блестящей черной глазурью, которую принято называть черным лаком. Рецепт изготовления черного лака до сего времени окончательно не установлен. Густо нанесенный на поверхность сосуда, он давал глубокий черный, иногда с зеленоватым, коричневатым или синеватым отблеском тон. Положенный очень жидко или разбавленный лак имел коричневато-желтый или золотисто-желтоватый цвет. По условиям обжига черный лак иногда имел коричневатую, красновато-корнчневатую или даже красную окраску. Это прекраснейший черный лак на греческих сосудах не следует смешивать с характерным для римской керамики красным лаком, получившим распространение с Iв.до н.э.
Изложение истории развития античного лака сопряжено с значительными затруднениями, ибо цветовые и особенно фактурные отличия между различными видами лаков, сравнительно легко воспринимаемые зрительно, крайне трудно поддаются словесному определению, так как наша терминология для передачи соответствующих оттенков paзработана совершенно недостаточно. Не могут оказать нам существенной помощи и различные виды репродукций (фотография, акварель): в них не улавливаются мало заметные нюансы, которые дают возможность распознать различные виды лаков.
Греческий лак, видимо продолжает традицию лака эгейской керамики. Основные разновидности черного лака в общем отвечают главным этапам развития греческой керамики: эпохам геометрического стиля, архаики, классики и эллинизма.
Лак на вазах геометрического стиля обычно отличается тусклым блеском. Цвет его на аттических сосудах по большей части коричневатый, на беотийских темно-коричневый с зеленоватым отблеском.
Высоким качеством обладает лак лаконских ваз геометрического стиля, выделяющийся сильным металлическим блеском; обычно черноватый, цвет его иногда переходит в коричневатый или красно-коричневый тон.
На мелосской керамике геометрического стиля встречается лак от черного и темно-коричневого до серовато-бурого цвета. Темные тона мы наблюдаем там, где лак наложен густо, а более светлые там, где его наносили жидким слоем. На частях, находившихся в особых условиях обжига, заметно некоторое покраснение лака.
На коринфских вазах коврового стиля лак имеет тусклый блеск; цветовая гамма его очень разнообразна: она колеблется от темно-коричневого, почти черного цвета (обычно с оливковато-коричневатым оттенком), до коричневого, коричневато-красного и красно-коричневатого, иногда с оранжеватым оттенком. Довольно близок по тону коринфскому лак на так называемых беотийско-коринфских и итало-коринфских вазах.
Из ваз других групп коврового стиля следует отметить родосскую керамику с черно-коричневым и коричневым лаком,
а также навкратийскую с черным, черно-коричневым и коричневым лаком; последний при нанесении жидким слоем приобретает золотисто-желтый тон, а в особых условиях обжига - красный цвет.
В VI в. до н.э. мы наблюдаем заметное изменение в характере и качестве греческого лака.
На клазменских вазах этого времени встречается черно-коричневый и черный лак, иной раз обладающий довольно интенсивным отблеском. Вазы VI в. до н.э. из западно-ионийских центров также дают образцы блестящего лака черного цвета. На изготовленных в то же время халкидских вазах мы находим черный с синеватым отблеском лак, мало чем уступающий аттическому.
Аттический лак бесспорно занимает первое место среди других греческих лаков. Уже на вазах VI в. до н.э. он отличается очень интенсивным глубоким черным цветом и весьма сильным блеском. Нередко этот лак имеет различные оттенки: коричневатый, оливковатый, синеватый.
Особенно резко заметно превосходство аттического лака над лаками других центров в эпоху классики, когда в греческом керамическом производстве Афинам принадлежало доминирующее положение. Наибольшего расцвета производство аттического лака достигло в V в. до н. э., мастера того времени умели придавать лаку изумительно ровную, зеркальную, блестящую поверхность. Это довольно хорошо можно почувствовать даже на ощупь. Аттический лак в известной мере можно отличить от других лаков посредством осязания поверхности. Сплошь покрытая лаком аттическая ваза V в. до н. э. нередко настолько хорошо отражает находящиеся возле нее предметы, что почти может служить зеркалом. Способность такого лака очень сильно отражать свет вызывает даже значительные неудобства, возникающие при фотографировании, ибо крайне трудно бороться со световыми бликами. Мы уже отмечали, что аттический лак V в. до н. э. имеет глубокий черный тон, нередко, однако, на некоторых частях вазы он обладает характерным оливковым оттенком.
Помимо обычного густого черного лака в аттической краснофигурной вазописи V в. до н. э. широкое
применение имел и
разбавленный лак,
преимущественно употреблявшийся
для обозначения деталей рисунка.
Этот лак имел различные оттенки коричневого, серовато-желтого и золотисто-желтого цветов; очень
сильно разбавленный, он был
мало заметен: глина становилась
лишь немного темнее и приобретала легкий, немного тусклый отблеск, в силу чего поверхность ее казалась
как бы лощеной.
С IV в. до н. э. можно наблюдать некоторое снижение качества аттического лака. Правда, нередко встречаются великолепные образцы иссиня-черного лака, не уступающие по интенсивности блеска и глубине тона лучшим произведениям предшествующего столетия, но у них нет той изумительной зеркальной поверхности, которая была на вазах V в. до н. э. Черный лак италийских ваз, имитировавших аттические образцы, заметно уступает последним, отличаясь значительно менее интенсивным блеском и менее глубоким черным тоном.
Вапулнйскои керамике IV—111 вв. до н. э. применяется блестящий черный лак, иногда приближающийся по качеству к хорошему аттическому, но не достигающий последнего. Апулийский черный лак нередко имеет оливковатый или оливковато-коричневатый оттенки. Образцы блестящего черного лака дает также и луканская керамика.
На кампанских вазах встречается лак черного и коричневато-черного цветов, иногда с оливковатым и коричневато-оливковатым оттенком. В отличие от блестящего апулийского лака, кампанский лак часто более тускл и кажется матовым. Встречается, однако, и лак с довольно интенсивным «беспокойным» отблеском, поверхность которого производит впечатление не зеркально-ровной, а как бы зернистой. Такой лак нередко встречается на каленских вазах, где он обладает оливковатым оттенком и беспокойным отблеском.
В эллинистическую эпоху качество черного лака постепенно падает; этот процесс завершается полным исчезновением самого лака. В III в. до н. э. встречаются еще довольно хорошие образцы блестящего черного лака, но в II в. до н. э. этот лик вырождается в коричневатый или сероватый (иной раз с буро-зеленоватым оттенком) тускло блестящий так называемый «графитный» лак с характерной неровной «зернистой», а не гладкой поверхностью.
На расписных вазах III в. до н. э. широко применялся лак темно-коричневого цвета, переходящий в светло-коричневый и золотисто-желтый. Яркость золотисто-желтой окраски лака усиливается нанесением последнего на светлый фон облицовки.
В керамике II в. до и. э. встречается коричневатый лак с красноватым оттенком. Характерные для этого времени «мегарские чаши» покрывались лаком различных оттенков сероватого (графитного), серовато-черного и коричневато-красного цвета, со слабым, нередко «беспокойным» блеском.
В I веке до н.э. эллинистический лак вытесняется красным лаком. Краснолаковая керамика производилась в Малой Азии, Италии и в ряде римских провинций. Лак на этих сосудах имеет различные красновато-коричневатые оттенки и отличается различной степенью блеска.
Помимо лак греческие вазописцы довольно широко применяли различные краски. Уже на некоторых вазах геометрического стиля (Лаконика) мы встречаем белую краску. В VII-VI вв. до н.э. в широком ходу были и белая и пурпуровая краски. Пурпуровая имела различные оттенки цвета запекшейся крови: от розовато-коричневатого до темнокоричневого тона, но по большей части лиловато-коричневатых оттенков. Как белая, так и пурпурная краски закреплялись обжигом и отличались довольно большой прочностью. Обе они имели слегка шероховатую поверхность, заметно отличавшуюся по фактуре от блестящей, гладкой поверхности лака. Так кК белая и пурпуровая краски обычно накладывались поверх лака, то эта особенность позволяет установить их наличие даже в тех случаях, когда они кажутся совершенно утраченными. Покрытая в древности краской поверхность лака после утраты краски вновь приобретает черный цвет, но фактура ее продолжает быть немного матовой и лишенной блеска, что резко отличает ее от обычной поверхности лака.
В краснофигурной вазописи V в. до н.э. значение этих красок сильно падает, но взамен получают распространение краски в росписи погребальных лекифов с белой облицовкой. Эти краски были значительно менее прочными. Поверхность их также слегка шероховата. Контуры обычно исполнялись коричневато-красноватым цветом, а поля покрывались различными тонами (синим, серым, розовым, светлокоричневым, желтоватым).
В росписях IV-III вв. до н.э. на поверхность глины и особенно часто лака наносились прочные минеральные краски пурпурового, красно-белого и белого, переходящего в желтый, цветов. Последняя краска особенно типична для рассматриваемого времени в отличие от чистого белого тона ранней эпохи. Применялись в эту пору и менее прочные краски, обычно именуемые акварельными (голубая, розовая, красная, серая, желтая).
Орнаменты, надписи, изображения отдельных деталей, оружия, предметов обихода на поздних вазах наносились желтовато-коричневатой жидкой глиной, в отличие от обыкновенной краски, накладывавшейся легким, а порой и довольно высоким рельефом. Позолотой греческие вазописцы пользовались довольно редко – для выделения небольших деталей; так, в V в. до н.э. она встречается в росписях по белому фону и несколько чаще в следующем столетии, когда ею охотно покрывали части, выполненные накладной глиной.
Как видно из сказанного выше, краска, как правило. Служила для росписи, реже ее использовали для подцвечивания поверхности глины. Так, на кампанских краснофигурных вазах для подцвечивания светлой желтоватой глины применялась легкая красная краска.
Наконец, следует упомянуть о глазури, сравнительно редкой в древнегреческой керамике. На подражающих египетскому фаянсу архаических фигурных вазах навкратийского производства встречается голубая, белая и черная глазурь. На фигурных вазах того же времени восточно-ионийской работы глазурь бывает голубая, зеленоватая, желтая, желтоватая, белая и черная.
На поздеэллинистических рельефных сосудах применялась темнозеленая глазурь со стекловидной блестящей поверхностью. Как мы уже отмечали, роспись греческих ваз в основном производилась черным лаком, по большей части непосредственно наносившимся на поверхность глины. При этом иной раз мастера применяли особые упрощенные приемы нанесения лака, облегчавшие массовое производство сосудов. Так, для быстроты расписывания небольших арибаллических лекифов с краснофигурными пальметтами на тулове, их обычно обмакивали в лак; погружалась в жидкость вся верхняя часть сосуда и тыльная сторона тулова. При нанесении концентрических кругов на доньях сосудов или поясков лака на стенках мастера прибегали к гончарному кругу, что немало способствовало не только быстроте, но и качеству работы. Однако эти приемы имели место при работе над второстепенными частями, в основном же роспись греческих ваз проводилась вручную. Главными инструментами греческого вазописца были кисть и перо (бекасиное), которыми наносились тонкие, немного выпуклые линии. Особое значение получило перо в краснофигурных росписях, в которых им исполнялись практически все линии внутри фигуры, для чего вазописей пользовался не только густым черным лаком, но также и разбавленным коричневатого или золотисто-желтого тона.
В отличие от графиков более поздних времен, которые помещали рабочий конец инструмента между большим, указательным и средним пальцами, греческие мастера держали его совершенно другим образом. Они пропускали рабочий конец между средним и безымянным пальцами, зажимая противоположный конец инструмента большим и указательным пальцами. Такое положение пера, удерживаемого четырьмя пальцами, придавало рисунку большую уверенность и способствовало широкой манере в рисунке, исполненном твердым движением всей руки; однако так работать может только мастер, виртуозно овладевший техникой графики.
Помимо пера и кисти, греческие вазописцы пользовались еще острым инструментом, служившим для процарапывания линий по лаку уже после обжига сосуда. Таким образом на вазах коврового и чернофигурного стилей наносились внутренние линии, моделирующие фигурные изображения и детали орнаментов. Процарапанные линии встречаются и на поздних вазах с накладной росписью (так называемые группы Гиафии и др.), но почти не применялись в классическую эпоху.
Процарапаны линии по большей части наносились свободно, от руки, но иногда они исполнялись посредством циркуля. Так обозначились контуры и ободы круглых щитов или дугообразные линии чешуйчатого орнамента.
На краснофигурных вазах, особенно украшенных сложными многофигурными композициями высоко художественного достоинства, росписи нередко предшествовало нанесение предварительного рисунка. Эскиз будущей росписи набрасывался на сухой поверхности глины каким-нибудь твердым инструментом, вероятно, заостренной деревянной палочкой. При внимательном рассмотрении аттических ваз V в. до н.э. нередко можно подметить чуть вдавленные лини первоначального эскиза. Такой предварительный рисунок намечался лишь в самых общих контурах и не включал сколько-нибудь тщательно отработанных деталей.
Наносившаяся поверх предварительного рисунка, роспись повторяла намеченную композицию в главных чертах, нередко отступая в некоторых подробностях. Основные линии часто проводились не по намеченным предварительным рисунком, а немного отклоняясь от них. Так, линии складок одежды нередко идут параллельно первоначально намеченным, отстоя от них на 1-2 миллиметра. Иной раз случалось, что вазописец при исполнении какой-нибудь детали изменял первоначальный замысел и рисовал ногу или руку одной из фигур в несколько другом положении.
При нанесении краснофигурной росписи мастер сначала обводил снаружи кистью контур фигуры. Затем фон сплошь закрашивался лаком, а детали внутри фигуры обозначались пером или кистью. Чтобы придать контуру фигур большую четкость и выразительность, на более ранних краснофигурных вазах его обычно проходили пером.
При расписывании вазы случалось, что художник вносил те или иные изменения в первоначальный замысел; особенно легко могли подвергаться переделке детали. Весьма интересен в этом отношении рисунок на одном краснофигурном стамносе, хранящемся в Лувре. Там вазописец, изображая силена, заменил первоначальное изображение хвоста другим. Очевидно, он предполагал закрасить первый хвост, но забыл это сделать, и у силена оказалось два хвоста: один, свешивающийся между ногами, а другой, изгибающийся позади него.
2.5 Фигурные вазы и рельефные сосуды.
Фигурные вазы сравнительно редко исполнялись греческими мастерами. Главным образом это были ритоны и туалетные сосуды. Скульптурные части их оттискивались в специальных формах, сделанных из обожженной глины и аналогичных формам, которые служили коропластам для изготовления терракотовых статуэток. К этим скульптурным частям приклеивались жидкой глиной части, сформированные на гончарном кругу (раструб с устьем ритона, горлышко и шейка лекифа) и от руки (ручки). Сделанный таки м образом сосуд подвергался росписи и обжигу подобно другим вазам.
Особые приемы употреблялись гончарами при изготовлении рельефных сосудов. Рельефные украшения на архаических греческих вазах и подражающих им этрусских оттискивались штампами (оставлявшими на поверхности сосуда своего рода метопы) или прокатывались цилиндрами, выдавливавшими пояса фризов.
На некоторых краснофигурных вазах IV в. до н.э. главные фигуры делались в рельефе: их оттискивали в особых формах и приклеивали жидкой глиной у фону сосуда, а затем раскрашивали; второстепенные фигуры наносились обычной краснофигурной росписью. Таков находящийся в Эрмитаже арибаллический лекиф работы Ксеофанта.
Иногда круглые рельефные медальоны, оттиснутые в простой форме, вкомпоновывались в сосуд, выполненный на гончарном кругу. Такие украшения особенно характерны для италийской керамики IV в. до н.э. и последующей эллинистической эпохи (в виде человеческого лица, театральной маски и пр.), обычно помещавшейся у корня ручки.
Особенно широкое распространение рельефные сосуды получили в эллинистическую эпоху. Типичные для этого времени «мегарские чаши» изготовлялись в специальных формах из обожженной глины. Механизировано было производство не только самих ваз, но также приготовление форм. На которых негативные рельефы орнаментов оттискивались специальными (позитивными) штампиками.
Имея сравнительно небольшой набор таких штампиков, мастер мог сильно разнообразить свою продукцию, давая различные сочетания орнаментальных мотивов и декоративных фигур.
При помощи аналогичных штампиков и сделанных посредством и сделанных посредством их форм изготовлялись не только «мегарские чаши», но также части других рельефных сосудов, например , плечи и тулова амфор.
Наряду с барельефными сосудами в керамике эллинистического времени встречаются и вазы, украшенные очень высоким рельефом. Такие фигуры исполнялись отдельно и прикреплялись к фону.
В позднеэллинистическую эпоху вазы иногда украшались легкими рельефами особого типа, сделанными в так называемой барбатинной технике; на поверхность сформированного сосуда узор наносился мазком жидкой глины. Такие украшения часто представляли собой незамысловатые значки виде запятых, так же исполнялись и более ложные растительные мотивы.
Начиная с v в.до н.э., но особенно в IV в. и в более позднее время скромная чернолаковая посуда нередко украшалась орнаментами. Оттиснутыми внутри сосуда на дне посредством особых штампиков, или узорами, исполненными процарапанной линией. Реже такие орнаменты покрывают боковые стенки сосудов (чернолаковые амфориски). Мотивами штампованных орнаментов были различные пальметты с волютами и усиками, розетты, маски Медузы, фигурки дельфинов. Простые насечки и пр. нередко встречаются и незамысловатые геометрические узоры из простых врезанных линий.
Наконец, следует упомянуть излюбленное в поздние эпохи украшение. В виде вертикальных ребер, они наносились особыми гребешками на наружные стороны боковых стенок сосудов.
2.6 Античные гончарные мастерские.
Археологические раскопки познакомили нас с античными гончарными мастерскими. Крупная гончарная мастерская эллинистическтго времени была обнаружена раскопками 1900 г. в Херсонесе за пределами крепостной стены города. Такое вынесение гончарных печей за пределы городской черты, вероятно, было вызвано стремлением предупредить пожары и улучшить санитарные условия в жилых кварталах города. основание большой обжигательной печи было вырублено в скале, возле него было восемнадцать так же вырубленных в скале углублений для установки остродонных амфор, приготовленных для обжигания. В развалинах разрушенной обжигательной печи было найдено двадцать восемь разбитых амфор, на ручках которых оттиснуто клеймо с именем херсонесского астиома (должностного лица) Истрона, сына Аполлонида.
Около печи находились мастерские, состоявшие из нескольких помещений, большой бассейн для размешивания глины и колодези, один из которых, оказавшийся непригодным, был заполнен обломками забракованной посуды – расписной, рельефной, чернолаковой. Там же были обнаружены и орудия производства херсонесских гончаров: глиняный штампик, которым оттискивались розетты на донышках тарелок и блюдечек, а равно и штамп для выдавливания рельефов не терракотовых карнизах. Рядом были откопаны развалины второй, меньшей по размерам, печи, в которой обнаружены формы для терракот. Таким образом, херсонесская находка показывает, что древняя гончарная мастерская могла изготовлять не один, а самые различные виды гончарной продукции.
Дошедшие до нас обжигательные печи относятся главным образом к позднему времени. Обычно эти печи, круглые в плане имели улеевидную форму. Такие печи, относящиеся к позднеантичному времени были обнаружены раскопками в греческих городах Северного Причемноморья – на Боспоре. Их внутренний диаметр достигал четырех, а наружный превосходил пять метров. Печи состояли из двух отделений. Нижнее, топочное, имело сбоку отверстие для закладывания горючего, а посередине – мощный столб, поддерживающий потолок, который вместе с тем служил полом верхнего отделения обжигательной камеры, снабженной сбоку особым отверстием для загрузки и разгрузки. Для более легкого проникновения горячего воздуха из топки в обжигательную камеру в полу последней делались многочисленные небольшие отверстия, закрывавшиеся сверху черепками. Обжиг в печи был довольно трудным делом, требовавшим большого опыта и искусства. Проявленная мастером неосторожность оказывалась пагубной для обжигаемых сосудов.
О трудностях, связанных с обжигом и персонифицированных в виде злых демонов, вредящих гончару, красочно говорит приводимая ниже песня древнегреческого гончара. Вся она пронизана свойственным грекам мифологическим мировоззрением. Гончар обращается с молитвой к покровительнице ремесла богине Афине, прося ее сохранить печь; вредоносные демоны производственного брака носят соответствующие названия:
Если вы денег дадите, спою, гончары, я вам песню:
Внемли молитвам Афина! Десницею печь охраняя,
Дай чтобы вышли на славу горшки и бутылки и миски,
Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно,
Чтоб продавалися бойко на рынке, на улицах бойко,
Чтоб от той прибыли жирной за песню и нас наградили.
Если же, бесстыжее племя, певца вы обманете дерзко,
Тотчас же всех созову супостатов я печи гончарной:
Эй, Разбивалка, Трескун, Горшколом, Сыроглинник коварный,
Эй, Нетушим, на проделки во вред мастерству тароватый,
Бей и жаровню и дом, вверх дном опрокидывай печку.
Все разнеси, гончары же пусть криком избу оглашают.
Как лошадиная челюсть скрежещет, так печь да скрежещет,
Вдребезги все разбивая, горшки и бутылки и миски.
Также и ты, дочь Солнца, царица колдуний Цирцея,
Зелья им злого подбрось, чтоб с мастером дело погибло,
Также и Хирон – владыка, своих пусть приводит кентавров,
(Тех, что избегли десницы Геракла и тех, что побиты):
Все истопчите кругом, пусть с треском обрушится печка,
Пусть они с жалобным воем на лютое бедствие смотрят.
Буду, смеясь, любоваться на жалкую долю злодеев.
Если ж спасать кто захочет, тому пусть голову пламя
Всю обожжет, и послужит другим его участь наукой.
Желая избежать неудачи в своем производстве и связанных с нею убытков, греческие гончары стремились заручиться расположением божеств – покровителей их ремесла, посвящая им соответствующие «вотивные» (исполненные по обету) таблички с росписью. Много таких табличек VII-VI вв. до нашей эры было найдено около Коринфа. На них встречаются изображения формовщика, работающего за гончарным кругом, перекрытых полусферическим куполом гончарных печей с апотропеическим (отвращающим несчастья) идолом около них и, что особенно интересно, внутреннего вида обжигательной камеры печи, в котором представлены заложенные туда для обжига различные вазы.
Продукция не всегда выходила удачной. Иной раз при обжиге в вазах появлялись трещины, которые делали ее непригодной для употребления в домашнем обиходе. Однако такой сосуд можно было положить в качестве погребального инвентаря в могилу. Случалось, что сосуд распадался на части или так сильно деформировался, что был совершенно непригоден для дальнейшего употребления. Такой брак выбрасывался на мусорные свалки. Находки таких обломков - ценная добыча для археологов, так как она позволяет определить место производства вновь обнаруженной группы керамики, как это было при находке в 1940 г. в Фанагории фрагментов, клейменых ойнохой.
2.7Реставрация античной керамики.
Глиняная посуда довольно хрупка и подвержена бою. В местностях, удаленных от центров производства керамики, битую высококачественную посуду нередко чинили, просверливая отверстия у краев обломков и соединяя их металлическими (обычно свинцовыми) скрепами. Иной раз случалось, что утраченную часть заменяли черепком другого сосуда. Так, например, в Лувре имеется краснофигурный скифос, реставрированный посредством чернофигурного фрагмента.
С античными реставрациями эллинской керамики не следует смешивать те поновления греческих ваз, которые постоянно можно наблюдать в наших музеях и частных коллекциях. Невежественные антиквары, нередко производящие их, сплошь да рядом не ограничиваются необходимой склейкой сохранившихся обломков, они доделывали утраченные части и украшали их росписью. Иногда вся поверхность сосуда покрывалась облицовкой и сплошь записывалась. Случается, что недостающие части вазы заменяются более или менее подходящими частями другого древнего сосуда. Не приходится говорить о том, что все эти доделки только искажают облик древней вазы и должны быть тщательно удалены.
О социальном положении древнегреческих керамистов мы располагаем по большей част ограниченными сведениями. Наиболее ясно для нас их положение в Афинах в VI-V вв. до н.э. Там владельцами гончарных мастерских были афинские граждане или чаше всего свободные, но политически бесправные метеки. Что касается мастеров, расписывавших вазы, та таковыми, помимо афинян, были как метеки, так и рабы.
3.Заключение
Нет смысла в миллиардный раз повторять, что греческая керамика дала нам бессчетное множество шедевров искусства. Достаточно просто зайти в Эрмитаж и вы в этом убедитесь. Глину для приготовления посуды и украшений использовали и используют по всему миру, но в разных местах земного шара это искусство достигло разного уровня. Эта работа является попыткой разобраться, почему же именно греческая керамика стала феноменом искусства, в чем ее особенность. Мы выяснили, что производство изделий из глины в Греции не стояло на месте, оно развивалось, менялось, возможно, не очень динамично, но все равно мастера были в поиске. Изменялись материалы и стили росписи, главные мотивы в ней. Оставалось главное, а именно отношение к предмету, это не просто посуда, не просто амфора, а предмет, наделенный своей особенностью, своим духом и уникальностью.
4.Библиография:
1.Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М.: Изд-во Московского ун-та, 1953
2.Букина А.Г. Круговращение колеса гончарного. С-Пб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005
3.Словарь античности. Составитель Йоханес Ирмшер. М.: Прогресс, 1989
4.Соколов Г.И. Искусство древней Греции. М.: Искусство, 1980