The Beatles
Ахтмеская гимназия
Реферат о
Дёмина Юрия «9Б»
Английская рок-группа. Была образована в
1959 в Ливерпуле (Великобритания). В ее состав входили: Джон Леннон (полное имя
Джон Уинстон Леннон; 9 октября 1940, Ливерпуль — 8 декабря 1980, Нью-Йорк;
вокал, гитара, гармоника, клавишные), Пол Маккартни (полное имя Джеймс Пол
Маккартни; р. 18 июня 1942, Ливерпуль; вокал, бас, гитара, клавишные), Джордж
Харрисон (р. 25 февраля 1943, Ливерпуль; вокал, гитара, ситар, клавишные),
Ринго Старр (настоящее имя Ричард Старки; р. 7 июля 1940, Ливерпуль; вокал,
ударные, перкуссия, клавишные).
Приведенный состав не исходный состав группы — это те, кого весь мир знает как
THE BEATLES. Но первым барабанщиком группы был не Пит Бест, а Томми Мур,
близкий друг Джона Леннона. Продержался он недолго, но Джон считал его исходным
барабанщиком своей группы.
Будущие THE BEATLES родились и выросли в Ливерпуле — месте, где в конце
пятидесятых годов влияние американской популярной музыки было едва ли не
сильнее, чем в столице Великобритании. Джон Леннон уже выступал в любительской
скиффл-группе THE QUARRYMEN, когда на пикнике, устроенном 6 июля 1957,
познакомился с Полом Маккартни. Пол был приглашен в группу, и с первых дней они
с Джоном начали писать собственные песни (именно в тот период они сочинили The
One After 909, вошедшую в последний студийный альбом Let It Be), что было
явлением нехарактерным для тех лет: обычно исполнители пользовались либо
готовым материалом, либо композиторы писали им музыку на заказ.
К концу 1957 Маккартни уговорил Леннона принять в группу — название которой к
тому времени изменилось на JOHNNY AND THE MOONDOGS — Джорджа Харрисона. На
следующий год Джон пригласил Стью Сэтклиффа, своего соученика по
художественному колледжу, занять место бас-гитариста. Сэтклифф вообще не умел
играть ни на одном музыкальном инструменте, но незадолго до приглашения Джона
удачно продал одну из своих картин, и вырученные деньги пошли на приобретение
аппаратуры для THE SILVER BEATLES (через пару месяцев слово «silver»» выбросили
из названия). И только в августе 1960 на сцене появляется Пит Бест, который
сменяет за ударными Томми Мура. В таком составе THE BEATLES совершают первые
четыре поездки в Гамбург. Группа провела более тридцати выступлений в
гамбургских пивных. Их репертуар состоял главным образом из вещей Чака Берри,
Литл Ричарда, Карла Перкинса и Бадди Холли. В декабре 1960 Харрисона как
несовершеннолетнего депортируют из Германии, кроме того, у него отсутствует
разрешение на право работы. В январе 1961 THE BEATLES дебютируют в клубе
«Каверна» на Мэтью-стрит (Ливерпуль), и за два года дают там более 300
концертов.
В апреле 1961 группа снова выступает в Гамбурге — новые прически четверых
музыкантов (первым ее начал носить Сэтклифф) с тех пор известны как
«классические битловские». По завершении гамбургских концертов Сэтклифф
покидает THE BEATLES и находит работу в Гамбургской художественной галерее, а
спустя год 10 апреля 1962 от кровоизлияния в мозг умирает. В конце 1961 на один
из концертов THE BEATLES в «Каверне»» случайно забрел Эпстайн. Комиссованный по
состоянию здоровья из армии, Брайан Эпстайн, также уроженец Ливерпуля, год
учился в Королевской Академии драматического искусства (Лондон), а вернувшись
домой, стал управляющим отцовского магазина грампластинок. Незадолго до
посещения «Каверны» Эпстайн получил запрос на выпущенный в Германии сингл My
Bonnie (который THE BEATLES записали в Гамбурге как аккомпанирующая группа
певца Тонн Шеридана — для этого студийного проекта они взяли себе название THE BEAT BOYS), и вскоре он стал менеджером THE
BEATLES. Первым делом Эпстайн изменил имидж музыкантов: вместо черных кожаных
курток музыканты облачились в пиджаки без воротников от Пьера Кардена
(получившие название «битловки»), а взбитые «коки»» а-ля Элвис Пресли сменили
длинные челки. Когда практически все европейские фирмы грамзаписи отвергли
музыку THE BEATLES, Эпстайн добился контракта с Parlophone, входившей тогда в
состав ЕМI. В июне 1962 группу прослушал продюсер Джордж Мартин и подписал с
группой контракт на месяц. А в августе 1962 Леннон, Маккартни и Харрисон пришли
к выводу, что Пит Бест не справляется с обязанностями барабанщика, и Бест — в
ту пору единственный секс-символ группы — покинул группу. На его место был
приглашен Ринго Старр, игравший во второй по популярности ливерпульской группе
ROR STORME AND THE HURRICANES. В сентябре 1962 THE BEATLES записали свою первую
«сорокапятку», в которую вошли Love Me Do и P.S. I Love You, в октябре попавшие
в национальный Тор20. В начале 1963 композиция Please Please Me заняла в
хит-параде Великобритании второе место, а 11 февраля 1963, всего за 13 часов,
был записан дебютный альбом группы. Когда третий сингл From Me То You занял в
чартах первое место, рекорд-индустрия Великобритании обогатилась новым
термином: Мегseybeat, то есть «ритмы с берегов реки Мерси». Дело в том, что
большинство групп, работавших в стилистике, аналогичной THE BEATLES, — GERRY
AND THE PACEMAKERS, BILLY J. KRAMER AND THE DAKOTAS и THE SEARCHERS — были
выходцами из Ливерпуля, расположенного на реке Мерен.
Летом 1963 THE BEATLES, которые должны были открывать британские концерты Роя
Орбнсона, оказались по рейтингу на порядок выше американца — именно тогда
появились первые признаки явления, получившего термин «битломания»». По
окончании первых европейских гастролей (октябрь 1963) THE BEATLES и их менеджер
Эпстайн перебрались в Лондон. Преследуемые толпами поклонников, THE BEATLES
появляются на публике только под охраной полиции. В конце октября того же года
сингл She Loves You становится самой тиражируемой пластинкой в истории
граммофонной промышленности Великобритании, а в ноябре 1963 THE BEATLES
выступают перед королевой-матерью. Capitol Records, американская ветвь фирмы
ЕМI, отнеслась к успеху группы настороженно и не выпустила ни одной пластинки,
датированной 1963, рискнув перепечатать только четвертый сингл I Want To Hold
Your Hand, а также выпустить «лонгплей» (долгоиграющую пластинку). Так американские
слушатели получили в январе 1964 диск Meet The Beatles. В американские гастроли
THE BEATLES фирма Capitol вложила всего 50 000 $, и 7 февраля 1964 в
нью-йоркском аэропорту Кеннеди группу встречали несколько тысяч их американских
фэнов, а 9 и 16 февраля уже более 70 миллионов телезрителей смотрели
выступление THE BEATLES в программе Эда Салливэна. В апреле 1964 композиция
Can't Buy Me Love одновременно возглавила хит-парады Англии и США; в том же
месяце THE BEATLES заняли все верхние пять строчек в хит-параде журнала
Billboard. Премьера первого фильма с участием THE BEATLES (Hard Day's Night —
«Вечер трудного дня», режиссер Ричард Лестер) состоялась в США в августе 1964
(первая неделя проката принесла доход 1,3 миллиона $). THE BEATLES встали во главе
«британского вторжения», проложив на американский рынок дорогу для таких групп,
как DAVE DARK FIVE, ROLLING STONES и KINKS.
К 1965 Леннон и Маккартни уже не писали песни вместе, хотя по условиям
контракта (и по взаимной договоренности) песня каждого из них считалась
совместным творчеством. В 1965 THE BEATLES побывали с концертами в Европе,
Северной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке. Второй фильм с их участием
Help! («На помощь!», режиссер Ричард Лестер) снимался в Англии, Австрии и на Багамских островах весной 1965; премьера картины
состоялась выступали перед в США в августе того же года. 15
августа 1965 THE BEATLES выступали перед 55 000 зрителей на нью-йоркском
стадионе «Ши», установив рекорд посещаемости рок-концертов. Написанная в тот
период композиция Пола Маккартни Yesterday (1-е место, 1965) до сих пор
является самой популярной в репертуаре более чем 55 000 зрителей на
нью-йоркском стадионе «Ши», установив рекорд посещаемости рок-концертов.
Написанная США в августе того же года. 15 августа 1965 THE BEATLES в тот период
композиция Пола Маккартни Yesterday (1-е место, 1965) до сих пор является самой
популярной в репертуаре более чем 500 исполнителей.
В июне 1965 «за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании» королева наградила
музыкантов орденом Британской империи — событие было воспринято неоднозначно,
некоторые кавалеры ордена вернули свои регалии, однако 26 октября церемония
награждения состоялась в Букингемском дворце (в 1969 году Джон Леннон вернул
свой орден). Выход альбома Rubber Soul ознаменовал новый этап в творчестве
группы и выход за рамки поп-формулы. THE BEATLES и Боб Дилан привлекли к
рок-музыке взрослую аудиторию; они стали своего рода рупором послевоенного
поколения, тексты группы становились все более поэтически зрелыми и часто более
политическими. Летом 1966 года Джон Леннон стал причиной скандала, заявив:
«Христианство рано или поздно изживет себя. Оно съежится и исчезнет. Спорить по
этому поводу бессмысленно — я прав, и будущее покажет, что я прав. Мы уже
сейчас популярнее Иисуса Христа». Последняя фраза привела к массовым сожжениям
пластинок группы, и спустя некоторое время Леннон был вынужден принести свои
извинения всем, чьи чувства он оскорбил. 29 августа 1966 в Кэндлстик-парк,
Сан-Франциско, BEATLES дали свой последний концерт в сосредоточились на
экспериментах в студии (точкой отсчета, видимо, следует считать композицию
Norwegian Wood (1965), где впервые прозвучал «экзотический» инструмент ситар),
первым результатом которых стала Rain с пущенными задом наперед треками. А
такие вещи, как Taxman и Love You То, вошедшие в альбом Revolver,
свидетельствовали о композиторском росте Джорджа Харрисона. Выпущенный в
июне1967 альбом Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Bandстал мощным аргументом в
пользу того, что рок — очень серьезное концептуальное искусство, а сама
пластинка — ее гармоническая гамма, тексты, наложенные шумы — стала предметом
исследования серьезных ученых. «Сержант» — это Красная книга исчезнувшей
добродетели. Именно этим THE BEATLES притягивают к себе и сегодняшнюю молодежь,
появившуюся на свет уже после распада группы: дефицит души в обществе
компенсируется в волшебной стране по имени THE BEATLES. К 1967 THE BEATLES уже
окончательно сформировались музыкально и морально, чтобы сделать Главное Заявление.
Альбом Help был еще, по сути, просто набором песен, но Rubber Soul уже
предлагала слушателю настроение, объединившее все композиции пластинки,
изящество же воплощения говорило о переходе к подлинному мастерству. Талант
исполнителей и технические достижения сотрудников студии стали отличительным
признаком THE BEATLES. Диск Revolver стал предвестником эры технических чудес в
поп-музыке, а сами THE BEATLES очутились в роли отцов-основателей. Но
усложненная студийная запись имела и свои отрицательные стороны: THE BEATLES
решили больше не выступать. Они полностью сосредоточились на студийной работе,
и в конце команда записала три новые песни: Когда мне будет 64, «Стробери
Филдс» навеки и Пенни лейн. «Меня потрясли эти вещи, — говорит Джордж Мартин. —
Было совершенно ясно, что мальчики очень возмужали творчески: уже Revolver был
весьма сложным в музыкальном плане, но эти две песни свидетельствовали о чем-то
принципиально новом». THE BEATLES тем временем хранили молчание, которое
настораживало руководителей EМI, и фирма решила выпустить «сорокапятку» с двумя
песнями, предназначавшимися для нового альбома — выбрали Пенни лейн и «Стробери
Филдс» навеки. 17 февраля пластинка поступила в
продажу. У THE BEATLES никогда не было проблем с музыкальным материалом, к
концу марта они написали еще пять песен — на том этапе они назывались Рита с
бензоколонки, Один день из жизни, Доброе утро, Она покидает дом и Блюз сержанта
Пеппера. Песни записывались на четырехдорожечных аппаратах, сейчас они кажутся
смехотворными по сравнению с устройствами, которыми пользуются даже дилетанты.
С точки зрения современной технологии, когда при монтаже пластинки используются
сорокавосьмидорожечные аппараты, запись «Сержанта Пеппера» выглядит полнейшей
авантюрой, и все же на пластинке записана музыка, равную которой рок-музыка
пока еще не создала. «Нам пришлось изобретать собственные приспособления, —
вспоминает Джордж Мартин. — Словно какой-то неистовый дух импровизации реял над
аппаратурой».
Однако стержнем пластинки стала композиция Один день из жизни, единственная
вещь THE BEATLES, действительно составленная из двух совершенно разных песен —
одну написал Леннон, другую (среднюю часть) — Маккартни. «Когда THE BEATLES
записали примерно половину материала, — вспоминает Блейк, — уже было ясно, что
пластинка станет называться «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Идея
альбома — концерт, настоящий концерт с увертюрой и финалом, и каждый из
«оркестрантов сержанта Пеппера» исполнял свою песню»...
Слухи о том, что THE BEATLES записывают новый альбом, просочились в прессу, и с
чьей-то «нелегкой» руки все заговорили о наркотиках, которыми музыканты якобы
подстегивали свою творческую фантазию. (Когда пластинка появилась в продаже,
необычность музыки, или «странность» ее, как настаивали наиболее ортодоксальные
критики, стала для легковерных еще одним доводом в пользу наркотиков.) Мартин
же высказывается по этому вопросу весьма категорично: «Соавторами «Сержанта
Пеппера» были нечеловеческий труд и подлинный талант. Наркотиков не было, это
говорю я, Джордж Мартин, — их придумали те, кто до сих пор ненавидит мальчиков
за нестандартность мышления». Как же создавались остальные песни «Сержанта»?
Дженин Бойд, невестка Харрисона, увлекалась в то время индийскими философами, в
одной книге ей запомнилась строка: «Жизнь продолжается и с
тобой, и без тебя». Фраза мелькнула в разговоре с Джорджем, и, как говорится,
остальное было вопросом техники. Песня Харрисона «С тобой и без тебя», которой
открывается вторая сторона пластинки, никогда не нравилась Мартину: «Я очень
уважаю Джорджа, но иногда его заносит...». Но он все же решился на запись: сам
Джордж играл на ситаре, а два его приятеля из Лондонской ассоциации индийской
музыки — на табле и дилрубе (табла — разновидность индийского национального
барабана, дилруба — инструмент, несколько напоминающий скрипку). Мартин сделал
аранжировку, включив европейские инструменты, которые вели тягучую индийскую
мелодию, — получилась забавная «механическая смесь» «восточной экзотики и
западного пуританизма». Вторую песню — С помощью моих друзей — исполнял Ринго.
«Жизнь действительно очень сложная штука, — рассказывает Тейлор, — да и вообще,
что такое наша жизнь? Вы можете ответить на этот вопрос? Я — нет. А они сумели.
THE BEATLES сделали большее: они ее показали, и оказалось, что в жизни есть не
только любовь, которую воспевала поп-музыка 60-х годов, но и дружба и еще
кое-какие важные вещи. Человек — загадка, кто спорит, но сколько же об этом
можно петь? Человек всесилен, и «битлы» не побоялись сказать это.