Усадьбы Волосовского района
Нонна Мурашова, Лина Мыслина
В состав района, образованного после 1917 года, вошли части бывших Ямбургского, Петергофского и Царскосельского уездов. Его центром стала деревня Волосово, и эта сельская основа до сих пор ощущается в облике поселка.
По данным историков на территории нынешнего Волосовского района насчитывалось около 80 усадеб, в по списку ГИОПа их 44. В районе нет таких дворцово-парковых ансамблей, как Тайцы, Сиворицы, Елизаветино, Гостилицы.
Усадьбы в западной части района отличаются от типично русских. Это обусловлено несколькими причинами.
Издавна в этих местах национальный состав был пестрым: здесь жили русские, водь, ижора, вепсы, карелы, эстонцы, а также ингерманландские финны, которые селились компактными группами и сохраняли лютеранскую веру. После завоевания Петром I Ингерманландии финны большей частью были обращены в казенных или государственных крестьян, только оставшиеся на территории нынешнего Волосовского района стали помещичьими. Известно, что православные эстонцы еще до 1703 года переходили в Ингерманландию, но наибольшее их переселение наблюдается после отмены крепостного права в России. Поэтому в конце XIX - начале XX веков здесь жило много эстонцев-арендаторов.
Другая особенность этих мест в том, что с начала XIX века большинство имений Ямбургского и Петергофского уездов стало владениями дворян нерусского происхождения, в основном выходцев из Прибалтики. Они считали честью служение России и особенно отличались на военном поприще. Живя в столице, бароны Эстляндии, Лифляндии и Курляндии начали приобретать имения недалеко от Петербурга, но ближе к западным границам губернии.
Немало нового внесли их владельцы в устройство усадеб. Так, различные по назначению здания хозяйственных комплексов возводились ими не из дерева, а по прибалтийской традиции из валунов, скрепленных мелкими камнями и гашеной известью. Углы таких построек, арки, оконные и дверные проемы, карнизы выкладывались из кирпича. Они были прочны, удобны, теплы, гигиеничны и долговечны. Нетрадиционный для русской сельской архитектуры материал привносил черты романтизма. В них соединялось эстетическое и функциональное начало, сочетались польза и красота. Хорошая сохранность сооружений в таких усадьбах, как Анташи, Беседа, Власове, Гомонтово, Добряница, Извара, Кудрино, Касково, Молосковицы, Ново-Ивановская, Сельцо, Раскулицы, Пелбово, Торосово, Терпилицы дает все основания для исследования различных аспектов этого совершенно неизученного направления в отечественной архитектуре.
Расцвет усадебного строительства происходит в конце XVIII - начале XIX веков. Возникновение новых усадеб во второй половине XIX - начале XX веков - большая редкость. Один из таких примеров - Торосово. Это единственная в районе усадьба, которую можно отнести к категории архитектурного ансамбля, где художественное решение составляет неразрывное целое с ландшафтно-планировочными особенностями.
Дом-дворец в усадьбе Торосово. Автор проекта неизвестен.
Дом-дворец в Торосово, построенный в 1870-е годы, в период эклектики, стилизован в характере «английской готики». На фоне неоштукатуренных стен, сложенных из красного кирпича, контрастно выделяются белые штукатурные тяги, широкие наличники окон, венчающий карниз с машикулями. Колористический эффект дополняется выразительным силуэтом и пластичностью объемного решения.
Замок-дворец в Торосово гармонично вписался в большой пейзажный парк, сформированный вокруг него. Парк целиком рукотворный, он насажен на месте пашен. Тщательно продумана последовательность чередования отдельных его участков. Этому способствует свободная композиция, не скованная симметрией планировка, подбор древесных и кустарниковых пород. Раскидистые кроны лип, лиственниц, дубов, ясеней, вязов чередовались с четкими силуэтами елей и пихт. Рисунок обогащался разнообразием древесных насаждений и декоративных кустарников: акации желтой, калины, ирги, жостера, рябинника, жимолости, сирени, боярышника, бузины, черемухи. Живописно выделяясь на фоне густозеленых, ровных ковров полян и лужаек, они создавали живые ландшафтные картины. Дворец, расположенный на возвышенности, у края склона просматривается сквозь листву и виден из различных уголков парка.
Сейчас дворец заброшен и разрушается, но парк сохранился довольно хорошо. Усадьба до сих пор оставляет ощущение целостности и гармоничности.
Крупный хозяйственный комплекс выстроен бывшими владельцами усадьбы напротив нее, через дорогу. Он усиливает романтические черты, присущие всему ансамблю. Многочисленные постройки, сложенные из булыжного камня, с оригинальной фактурой и разнообразными формами, создали своеобразный «средневековый городок». Весь хозяйственный комплекс сохранился и активно используется совхозом.
Хозяйственный двор в Торосово
Усадьба создана при Михаиле Георгиевиче Врангеле, отец которого, Егор Ермолаевич, купил деревню Торосово в 1840-е гг. Его наследники в начале XX века продолжили строительство, отремонтировали старые сооружения [2]. До 1917 года усадьба содержалась в идеальном порядке.
Одновременно с Торосово Е. Е. Врангель купил еще деревню Волосову и имение Терпилицы. В отличие от Торосово, в Терпилицах уже существовала усадьба, созданная в начале XIX века Александром Федоровичем Веймарном и переустроенная затем Иваном Устиновичем Пейкером [З].
Потомки Е. Е. Врангеля значительно увеличили усадьбу [4]. Старый парк дополнили посадками дуба, лиственницы, клена, пихты на лугу и рядами ясеней по обочине дороги.
В настоящее время старые каменные постройки включены в производственно-хозяйственный комплекс совхоза, перестроенный усадебный дом используется под клуб. Среди современных жилых домов с огородами и сараями местами еще растут липы, ясени, клены, дубы, вязы, пихты 100-150-летнего возраста.
В XVIII веке вдоль тракта Нарва - С.-Петербург создалось несколько усадеб, объединенных между собой пойменной долиной проточины, тянущейся от усадьбы Литвина (Шундорова) на север через Анташи, Сельцо, Касково. Благодаря этому естественному явлению, характерному для карстовых районов, значительную площадь в.усадьбах занимали водные пространства.
Лучшая среди них - усадьба Сельцо. Она принадлежала представителям двух фамилий, выходцев из Лифляндии: с середины XVIII века Карлу Ефимовичу Сиверсу, затем его дочери и внучке, а с 1852 года - Николаю Ивановичу Корфу и его потомкам [5].
Усадьба Сельцо вписалась между трактом на севере и озером на юге. Это обусловило ее компактность и живописность. От дороги к господскому дому вела подъездная аллея, которая заканчивалась дорожкой вокруг круглого партера перед домом. За ним, до самого озера, тянулся регулярный сад, разбитый сеткой дорожек на прямоугольники. К востоку от него создан пейзажный парк, ограниченный валом. К западу от зеленой зоны сгруппировались различные постройки хозяйственного назначения.
Со временем регулярная часть потеряла строгую четкость, а парк в середине XIX - начале XX века дополнился новыми посадками. На месте старых строились каменные сооружения: скотный двор, конюшни, склады, ледники, винокуренный завод, кузница, мельница, водонапорная башня. Все хозяйственные сооружения в настоящее время используются совхозом и своевременно ремонтируются.
Сохранился и укрепленный булыжником вал, ограничивающий пейзажный парк. Среди насаждений лиственницы, пихты, ели, липы, вязы, ясени, клены в возрасте 100 - 150 лет. Пруды окаймляются пышными купами серебристой ивы.
Необходимо отметить редкую для наших дней ухоженность парка и хорошее состояние старинных построек.
В Касково была - это видно по плану 1794 года -совсем небольшая усадебка.
В середине XIX века на ее месте возникла новая усадьба, созданная Петром Федоровичем Веймарном [б]. За домом был разбит сад регулярной планировки, а перед ним образован большой луг с пологим спуском, замыкающийся прудом.
Расцвет усадьбы наступил в 1880 году, когда имение перешло к Александру Петровичу Веймарну, получившему право на титул Барклай де Толли [7]. Именно при нем близлежащую рощу соединили аллеей со старой частью парка, сохранив принцип регулярности в планировке, создали пейзажные композиции.
В настоящее время регулярный сад-парк перерезала спрямленная трасса Таллиннского шоссе. На месте усадебного строения стоит современный частный дом с огородами и сараями. Территория запущена. Между тем усадьба Касково с расположенной неподалеку почтовой станцией, построенной по проекту Л.Руска в 1806-1807 гг., имеет большое историко-культурное значение.
Фамилии Веймарнов принадлежало в XIX веке немало имений в Ямбургском уезде, часть которых вошла в Волосовский район. Продав Терпилицы и Волосово, Александр Федорович оставил себе Беседу. Здесь на берегу ручья он создал небольшую усадебку, центром которой стал фруктовый сад, расчерченный дорожками на квадраты, обсаженные по границам деревьями. После смерти его сына Павла Александровича наследники в 1900 году передали усадьбу и Мельничную дачу площадью 350 десятин Ямбургскому уездному земству для устройства сельскохозяйственной школы. Впоследствии она носила имя Павла Александровича Веймарна. В 1910-1913 гг. усадьба была полностью переустроена, возведены новые постройки, создан небольшой парк.
Усадьба частично сохранилась до наших дней, но современный поселок постепенно внедряется в старинный комплекс, поэтому срочно нужна строгая охрана его исторической части,
Другой ветви Веймарнов принадлежала усадьба Сяглицы, небольшая, но очень красивая, расположенная на берегу озера. Сохранились господский дом, флигель и амбар, выразительные по своим архитектурным формам.
Выходцам из Португалии баронам Велио принадлежали имения Гомонтово и Ново-Ивановское. Гомонтово купила в 1838 году жена Осипа Осиповича Велио Екатерина Ивановна [8]. Усадьба была невелика по площади, но соединялась множеством дорог с соседними деревнями и селами. Аллеей из лип и пихт она связывалась с трактом. Вокруг каменных построек располагались огороды и небольшой пейзажный парк. Наследники содержали усадьбу в образцовом порядке. До сих пор частично сохранился парк, аллея и каменные постройки.
Сын владельцев Гомонтово Николай Иосифович Велио женился на Аглаиде Романовне Эссен, которая в приданое получила имение Ново-Ивановское [9]. Усадьба здесь была устроена еще ее дедом по матери Александром Ивановичем Гамбургом в начале XIX века. Уже тогда господский дом, службы, хозяйственный двор располагались прямо у дороги, а парк на основе естественного леса - к северу от них.
С 1865 по 1897 годы площадь усадьбы увеличилась в пять раз за счет расширения парка, в котором было множество озер. Сын и внучки А. Р. Велио продолжали совершенствовать усадьбу. В документах XX века отмечалось хорошее состояние построек и подчеркивалась особая ценность парка, с живописно разбросанными прудами, могучими деревьями и идущими в разных направлениях аллеями.
В настоящее время территория усадьбы запущена, здесь выстроен комплекс молодежного лагеря.
К сожалению, заброшена усадьба Раскулицы, известная в конце XIX - начале XX веков своими урожаями и высокими надоями молока. С конца XVIII века до 1853 года она принадлежала семье Бахтиных и обозначалась в документах как «мыза Раскулицы, что ныне село Преображенское» [10]. Село располагалось на перекрестке дорог, а крохотная усадьба с рощицей - к западу от него.
В 1853 году имение купил Евгений Дмитриевич Корф. Свою усадьбу он устроил между дорогой и озером, к востоку от села. Вокруг парадного двора были выстроены деревянные господский дом, швейцарский домик и службы. Парк около них отличался естественным характером пейзажей. Пруду был придан извилистый контур, в его центре устроен островок.
В конце XIX века Константин Николаевич Корф и его наследники создают здесь рентабельное молочное хозяйство [11]. На месте села, которое исчезло еще в середине XIX века, воздвигаются многочисленные каменные постройки: амбары, конюшни, скотные дворы, молочни, ледники, зерносушилка, навесы, склады, включенные как архитектурные акценты в парковые пейзажи.
Сейчас бывшую усадьбу с трех сторон окружают поля, лишь на юге к ней примыкает лесной массив. От господских строений остались два дома, перестроенные и обветшавшие. На парадном дворе разрослись посаженные группами липы, лиственницы, сосны, ели, дубы. На большой поляне к востоку - остатки декоративных кустарников. На юге большой луг с одиночными дубами, ясенями, липами завершается двумя живописными прудами. Правда, соединяющая их протока заболотилась и покрылась порослью ольхи и ивы. Парк в запустении, много сухостоя, поврежденных деревьев, поляны не прокашиваются и частично используются под пастбища. В усадьбе сохранилось немало хозяйственных построек, сложенных из валунов. Прекрасно устроенные, они и сегодня используются совхозом.
Другие усадьбы интересны тем, что они принадлежали иностранцам, приехавшим в Россию и немало потрудившимся во славу своего нового Отечества.
Так, Кудрино и Каложицы были пожалованы выдающемуся инженеру XVIII века Родиону Николаевичу Гербелю, который ребенком был привезен в Россию отцом-архитектором из Швейцарии [12]. Прадед великого поэта Александра Блока лейб-хирург Иван Леонтьевич получил за заслуги имение Удосолово, из которого впоследствии выделили для одного из сыновей деревню Хревицы, где и была создана усадьба [13].
С 1830-х годов Федору Филипповичу Довре, уроженцу Саксонии, начальнику штаба корпуса Витгенштейна, который защищал дорогу на Петербург в Отечественной войне 1812 года, принадлежали имения Кемпалова и Кикерина [14]. Смердовицами владели Тизенгаузены, один из которых, Василий Карлович - декабрист, отбывал ссылку в Сибири, в Ялуторовске [15].
В середине XIX века в Смердовицах был создан прекрасный парк, сочетавший регулярную планировку с пейзажной. В этом живописном месте в 1896 году композитор Н. А. Римский-Корсаков работал над оперой «Садко».
Усадьбы русского или обрусевшего дворянства находились, в основном, в северной и восточной частях района. В историческом плане интересна усадьба Синковицы, которая с 1771 года принадлежала Василию Ивановичу Разумовскому. В 1809 году произошел раздел имения между его дочерьми. Синковицы достались Александре Васильевне Деде-невой, затем по наследству ее сыну и дочери, мужем которой был Михаил Евгрвфович Храповицкий, генерал-губернатор С.-Петербурга. Здесь, в усадьбе, жил в 1832-1837 годах декабрист Н. Н. Оржицкий, наблюдение за которым и было поручено М.Е. Храповицкому [16].
Сейчас лишь остатки гранитного вала, липового парка, водной системы, фундаменты и развалины зданий указывают на место ее существования.
Наталье Васильевне Муравьевой из имения Синковицы достались деревни Зябицы и Теглицы, близ которых она и основала усадьбу Власово. Расцвет ее падает на 1830-е годы, когда владелицей была Наталья Михайловна Пефт [17]. При ней было построено много господских и хозяйственных зданий, разбиты регулярные сады. Пейзажный парк, распланированный на основе естественных насаждений, оживлялся тремя прудами.
В таком благоустроенном состоянии усадьба перешла в 1842 году жене начальника корпуса жандармов Леонтия Васильевича Дубельта Анне Николаевне [18]. Она ничего в усадьбе не меняла. В 1874 году наследники продали имение Александре Александровне Остен-Сакен, сын которой в 1910 году выстроил в глубине парка фамильный склеп, частично перепланировал территорию [19].
Усадьба не утратила своих границ и основных черт. Уцелел склеп, хозяйственные постройки, но сад и парк сейчас запущены.
Одна из немногих сохранившихся усадеб - Курковицы (Губино). Созданная в середине XIX века коллежским советником Алексеем Яковлевичем Афанасьевым, она вписалась в четкий прямоугольник, ограниченный рядами деревьев. Большую часть площади занимал каменный трехэтажный господский дом, хозяйственный двор с людской, каретным сараем, амбаром, скотным двором, конюшней, ригой, гумном, ледником, баней и дачами. В другой части находились огороды, парники, сад и небольшой парк. В настоящее время усадебный дом используется под общежитие, хозяйственные постройки, под машинный парк.
Курковицы - типичный образец усадьбы мелкопоместного дворянина. Она дает довольно полное представление об устройстве небольших имений. Для приведения ее в порядок нужно прежде всего определиться с использованием территории, расчистить насаждения от мусора, валежника, самосева, прокашивать поляны, чистить пруды.
Необходимо признать, что большинство усадеб Волосовского района находятся сейчас в плохом состоянии. Многие из них включены в список ГИОПа:
Анташи, Голубовицы, Добряницы. Заречье, Калитина, Молосковицы, Сумино, Овинцева, Озертицы, Остроговицы, Пелбова (Коноховицы), Полобицы, Федоровская (Белая), Шадырицы. Практически в каждой из них можно обнаружить следы былого процветания. В Сумино выразительна разросшаяся липовая аллея бывшего регулярного сада, в Остроговицах - старинный усадебный дом в окружении дубов и лип, в Шадырицах - 200-летние лиственницы, вязы, липы. Добротные каменные постройки не исчезли в Молосковицах, Шадырицах, Хревице, Сумино.
Но было еще много усадеб, которые не вошли в список ГИОПа; Арбовицкая, Буяницы, Гаккина, Голятица, Горки, Губаницы, Дубище, Загорицы, Вославье, Каложицы, Котина, Корчаны, Куйлова, Лисина, Манина, Медникова, Муратова, Муромицкая, Ольхова, Пружицы, Ронковицы, Робитицы, Роговицы, Смолеговицы, Треско-вицы, Ухора, Холоповицы, Шуговицы, Яблоницы. Здесь также сохранились остатки парков, хозяйственных строений, часовен, церквей и пруды.
Отсутствие контроля специалистов за своевременным устройством территорий бывших усадеб во многом объясняет их сегодняшнее состояние. Два примера. Первый - усадьба Реккова. В 1989 году на парковой поляне был построен частный дом. При этом снесены сложенные из плитняка оранжереи и хозяйственный двор, распахан парк. Уцелел пока деревянный, типично усадебный домик с небольшими колоннами, но он в аварийном состоянии и рухнет, если его в ближайшее время не отремонтировать. А ведь усадьба, принадлежавшая с начала XIX века семье Сверчковых, отличалась большим своеобразием планировки парка [20]. Рисунок аллей перед домом имел сложную конфигурацию, напоминающую монограмму. И сегодня эта типично русская усадьба могла бы быть примером оригинального паркового решения в рамках небольшой площади. Сохранность дома, старых деревьев и кустарников, наличие планов, снятых до распашки парка, позволяют восстановить историческую его часть.
Второй пример - Анташи. Здесь сохранился необычный усадебный дом, двухэтажный, сложенный, как и хозяйственные постройки, из булыжника. Центром паркового оформления была живописная поляна, окаймленная деревьями и кустарниками. Теперь этого нет. При спрямлении шоссе в 1990 году часть парка срыта.
Значительно пострадали в районе культовые сооружения.
Самая поздняя из сохранившихся и действующих церквей находится в Волосово. Она построена в 1903 году. Каменная церковь с колокольней во имя Воскресения Христова в Яблоницах возведена в 1841 году.
В селе Ильеши, бывшем в XVIII веке центром большого имения, пожалованного Родиону Николаевичу Гербелю, издавна существовала Ильинская церковь, в которую стекались богомольцы со всей округи. Церковь св. Екатерины в Каложицах построил в 1859 году тогдашний владелец имения князь Дмитрий Николаевич Долгоруков. В 1863 году прихожанин церкви шеф жандармов Николай Владимирович Мезенцев выстроил сложенную из булыжника сторожку и деревянный дом причта [21]. Также на его средства церковь была обнесена валом, укрепленным булыжником. Здание церкви в хорошем состоянии, но используется под клуб.
В настоящее время эти усадебные храмы ремонтируются.
Удачно поставленные, окрашенные в яркие цвета, они живописно выделяются среди сельской застройки.
Совсем немного усилий нужно приложить, чтобы вернуть крепким, добротно выстроенным церквям в Хотнеже и Редкине их исторический облик.
Редкино было когда-то большим имением, в него входило 19 деревень. Каменную церковь св. Троицы выстроил здесь Иван Иванович Черкасов в 1783 году. Следующие владельцы Сахаровы постоянно ее ремонтировали и в 1845 году надстроили над ней этаж [22]. Усадьба находилась прямо за оградой церкви. Расположенная вдалеке от населенных мест, она лучше и сохранилась. Особенно привлекают внимание монументальные хозяйственные постройки и здание школы. Деревня Малая Хотнежа входила в имение Редкино. В 1893 году около нее был сооружен каменный храм в «русском» стиле.
Совсем иначе обстоит дело с церквями в Пятой горе, Волгове, Клопицах, Раскулицах, Вруде. От них остались лишь остовы стен.
Наибольшее впечатление и сейчас оставляет церковь в Пятой горе. Ее соорудила над прахом Федора Максимовича Брискорна в 1827-1829 гг. его вдова. Благоустроенная усадьба разместилась напротив храма. Господские дома были деревянными, а службы и хозяйственные строения каменными. На холме и его склонах раскинулся парк, фруктовый сад и пруды. В конце XIX века Зинада Семеновна Виницкая завела здесь завод рысистых лошадей. Потомки последней владелицы Александры Михайловны Лангранж, урожденной Виницкой, до сих пор живут в Ленинграде [23].
Среди полей стоит одиноко церковь св. Ирины в Волгове, выстроенная в 1814 году Федором Александровичем Голубцовым (1758-1829) сенатором и министром финансов России. От усадьбы уцелела лишь липовая аллея.
Каменную церковь Петра и Павла в Клопицах построил на месте сгоревшей в 1783 году генерал-фельдмаршал Валентин Платонович Мусин-Пушкин (1735-1804). Недалеко от церкви располагалась усадьба, от которой остался каменный дом, частично службы, фрагменты парка и пруды.
Во Вруде в 1823-1840-х годах каменную церковь успения Пресвятой богородицы возвели на средства Владимира Федоровича Адлерберга, а в 1882 году к ней пристроена колокольня, сложенная из плиты [24]. Напротив церкви, на берегу реки Вруды, была небольшая усадебка со строениями, разместившимися среди зелени парка.
Первая деревянная церковь Преображения в усадьбе Раскулицы была выстроена еще в 1778 году Федором Григорьевичем Бахтиным, а в 1861 году на ее месте сооружена каменная по проекту архитектора И.Буланова. Здесь захоронены владельцы - Бахтины и Корфы. Сложенная из красного кирпича, с широкими белыми наличниками готизированной формы окон, она прорисовывается сквозь листву деревьев и выглядит как парковый павильон. Но здание разрушается, кладбище разграблено, могильные плиты сброшены.
Были еще церкви в Бегуницах, Чирковицвх, Сырковицах, Ославье, Заполье. Когда-то существовали и лютеранские кирхи в Клопицах, Каложицах, Молосковицах, а в Губаницах кирха недавно отреставрирована и введена в действие.
Монастырей в западной части С.-Петербургской губернии было мало. Один из них в Царскосельском уезде, на территории современного Волосовского района. Это Пятогорско-Богородицкий женский монастырь, недалеко от станции Кикерино.
Его история такова. В середине XIX века из имения Калитино была выделена усадьба Марьино. Последний ее владелец - отставной писарь Георгий Федорович Бабанов в 1893 году пожертвовал для устройства монастыря 110 десятин земли, оставив себе небольшой участок с усадебным домом и парком.
Строительство началось в 1894 году и закончилось через 13 лет. Сначала были выстроены деревянные церковь Тихвинской божьей матери, часовня «Утоли моя печали» и настоятельский корпус, первый этаж которого был каменным, второй деревянным. Затем строились кельи и каменная ограда. Составлял проекты и руководил строительством архитектор Сергей Васильевич Садовников.
Династия талантливых крепостных самородков Садовниковых оставила нам большое художественное наследие. Наибольшую известность получил Василий Семенович Садовников (1800-1879) благодаря созданной им литографической серии «Виды Петербурга и его окрестностей».
Его брат Петр Семенович (1796-1877) с детства был отдан в обучение А. Н.Воронихину. С 1849 года - академик, мастер по строительству загородных резиденций.
Оба брата были крепостными Натальи Петровны Голицыной, послужившей прообразом Пиковой дамы. Несмотря на крутой нрав, С. В. Строганова добилась освобождения Петра Семеновича в 1830 году, а Василий Семенович с женой, сыном Сергеем и дочерьми получил вольную только после смерти Н.П.Голицыной в 1838 году. Было тогда Сергею семь лет [25].
Он пошел по стопам дяди и стал архитектором. В Академии художеств учился у профессора А. А.Тона, брата знаменитого зодчего Константина Тона. После получения звания художника в 1860 году работал помощником у Алексея Максимовича Горностаева, что несомненно наложило отпечаток на все его творчество.
Применив исконно русские мотивы в оформлении наличников и порталов, в завершениях куполов, в декоративном узоре кирпичной кладки, Садовников создал в Марьино художественно выразительный комплекс, являющийся и сейчас живописной доминантой на фоне сельского ландшафта.
В заключение необходимо сказать о единственном историческом памятнике района - Изваре. Эта усадьба связана с именем выдающегося художника, философа, ученого, археолога и путешественника Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Извара, господский дом.
Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом.
Извара - старинное поселение, по-фински означает «большие холмы». В последней четверти XVIII века имение приобрела жена полковника Анна Ивановна Логинова (1760-1836), которая создала первую усадьбу. Она выстроила прямо у дороги каменные хозяйственные постройки: скотный двор, конюшни, амбары, а на берегу озера молочню и мельницу. Господский дом располагался к северу от строений. Около него - небольшой сад и огород, но парка как такового не было. Довольно ясное представление об этом дает план 1821 года. Пейзажный парк, скорее всего, создан Рерихами, что подтверждается и возрастом деревьев. Об этом говорит и сравнение планов 1821 и 1901 годов, и увеличение площади «под строения со службами, садами и огородами» с 6 дес. 1371 кв. саж. в 1821 до 9 дес. в 1891 году.
«Двух лет не было, - вспоминает Н. К. Рерих в листах дневника, - в памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре». И далее описывает свой приезд: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру... На берегу молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор... Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы - отлично для игры в крепость».
Почти все строения сохранились и используются совхозом. Музей-мастерская Н. К. Рериха устроена на втором этаже дома. Лишь недавно музеем решено сделать всю усадьбу, ведь она сыграла огромную роль в его творчестве.
Подтверждением тому, что мастерская художника была на втором этаже, служит письмо 1897 года к В. В. Стасову, на котором нарисована мансарда и стрелкой указано; «моя комната, там работаю». В литературе считается, что второй этаж и другие деревянные пристройки сделаны еще предыдущим владельцем К. П. Веймарном. Так ли это?
Вот что писал сам Рерих: «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного дерева. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая голубая». И строкой раньше: «За березами и жимолостью забелел дом». Он подробно описывает только каменный одноэтажный дом и ничего не пишет о деревянных пристройках и мансарде.
Подтверждением тому, что они были сделаны позже, не в детские годы Рериха, служит и описание дома бабушки Татьяны Ивановны Калашниковой в Острове: «1879 год. На Липенке - старый дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные-охряные, со ставнями и белыми наличниками окон».
Беззаветно любя Извару, подробнейшим образом описывая все, неужели забыл бы он окрашенные в яркий цвет деревянные пристройки, свою комнату во втором этаже, экзотические башенки с флюгерами, которые в детстве должны были производить не меньшее впечатление, чем старинные монументальные хозяйственные постройки.
Да и мастерская-то была в другом месте: «1896 год. Академия художеств... В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха», фотография Н. К. Рериха на фоне шкур сделана в этой мастерской. Если бы уже существовала мастерская в доме, то и рисунок ее Рерих мог послать Стасову раньше, ведь они познакомились еще в 1895 году. Вполне возможно, что рисунок выполнен вскоре после перестройки дома, которая, вероятно, была сделана с участием Рериха.
Продажа имения совпала с отъездом Н. К. Рериха в Париж в 1900 году.
Много внимания в своих воспоминаниях Н.К.Рерих уделяет курганам: «Также спасибо вам, изварские курганы... Около Извары почти при каждом селении были обширные курганские поля от Х века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным, странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи... Около курганов сплетались старинные легенды. Увлекательно молчали курганные поля, обугрившиеся сотнями насыпей».
Курганы - отличительная особенность Волосовского района. Они были почти в каждом имении, и часто усадьбы устраивались вблизи них. Издавна на них высаживали деревья, чаще ели и сосны, а также декоративные кустарники. Так сформировался тип паркового насаждения. Примером могут служить усадьбы в Калитино, Терпилицах, Теглицах, Ново-Ивановской, Изваре, Редкино, Беседе. Разноязычные названия населенных мест свидетельствуют о том, что здесь с древних времен в мире и согласии жили разные народы.
1. Авторский коллектив: руководитель группы - Л. П. Мыслина, озеленители - Е. В. Агрузова, О. О. Ермаченкова, кандидат искусствоведения Н. В. Глинка (Мурашова).
2. Врангели - дворяне датского происхождения переехавшие в Эстляндию. В XVI веке род распался на 20 линий. В России появились в Семилетнюю войну. Дали России 18 генералов, 2 адмиралов. В конце XIX века было 40 представителей рода Врангелей.
3.Веймарны - старинная остзейская фамилия, известная в России многими государственными деятелями. Основатели ветвей в России - Петр, Иван и Александр.
Веимарн Александр Федорович - действительный статский советник, сенатор, попечитель больницы св. Магдалины. Жена - Амалия. урожденная Пейкер (1794-1859), дочь Лидия, в замужестве Оболенская.
Пейкер Иван Устинович (1784-1844) - костромской и рязанский губернатор, обер-прокурор Межевого департамента, тайный советник.
4. Врангель Александр Егорович, тайный советник; Николай Александрович, его сын, гв. штаб-ротмистр; Александр Николаевич (1869 г. р.), его внук, гв. поручик Конного полка.
5. Сивереы - лифляндский род, Искуль-эстляндский род. Сиверс Карл Ефимович (ум. в 1774 г.) - генерал-поручик, обер-гофмаршал.
Корфы - русский графский и баронский род, происходящий из Вестфалии, одна из ветвей обосновалась в Лифляндии. В России было несколько ветвей этого рода.
Корф Николай Иванович (1793-1869) - комендант Варшавы, начальник департамента военных поселений, генерал от артиллерии, член Гос. совета.
6. Веймарн Петр Федорович (1796-1846) - участник Отечественной войны 1812 г., начальник штаба гвардейского корпуса, генерал-лейтенант, генерал-адъютант, жена - Августина Максимовна.
7. Веймарн Александр Петрович (1824-1905) - их сын, генерал от инфантерии, генерал-адъютант. В 1859 году дозволено принять графский титул Барклая де Толли. Федор Петрович, его брат, генерал от инфантерии.
8. Велио (Вельо) Осип Осипович (1795-1857) - л. гв. полковник Конного полка. Оставил записки о восстании декабристов на Сенатской площади. Жена - Екатерина Ивановна. Его отец Иосиф Велио (1755-1802) приехал в Россию из Португалии и был придворным банкиром.
9. Велио Аглаида Романовна, урожд. Эссен, дочь Марии Александровны Эссен, урожд. Рамбург (1792-1859), внучка Александра Ивановича Рамбурга (1758-1826), генерал-майора. Муж - Николай Осипович Велио. коллежский советник.
10. Бахтин Федор Григорьевич (1748-1795) - надворный советник, Василий Федорович (1765-1830) - его сын, коллежский советник, жена - Александра Николаевна Волкова (1769 - 1836). Николай Васильевич (1802 - 1881) - их сын, артиллерии генерал-лейтенант.
11. Корф Константин Николаевич (1832-1895) - сын Н. И. Корфа, обер-гофмейстер, почетный опекун.
12. Гербель Родион Николаевич (1716-1780) - инженер генерал-поручик, умер в имении Каложицы.
13. Блок Иван Леонтьевич (1734-1810) - из Мекленбург-Шверина, на русской службе с 1755 г., лейб-хирург при в. кн. Павле Петровиче. Александр Иванович (ум. в 1875 г.) - его сын, тайный советник, похоронен в с. Удосолы.
14. Довре Федор Филиппович (1764-1846) - гонерал-лейтенант, саксонец, на русской службе с 1795 г., военный инженер.
15. Тизенгаузены - графский и баронский род из Голштинии, откуда перебрался в Лифляндию.
16. Разумовский Василий Иванович (ум. в 1800 г.) - генерал майор. Деденева Александра Васильевна, урожд. Разумовская (1761-1816) - жена полковника. Дети: Михаил (1793-1831), дочь Софья. Ее муж Храповицкий Михаил Евграфович (1784-1847) - генерал-адъютант, генерал от инфантерии, военный генерал-губернатор С.-Петербурга.
17. Муравьева Наталья Васильевна, урожд. Разумовская (1761 - 1844) - жена действительного статского советника Николая Федоровича Муравьева. Пефт Наталья Михайловна, урожд. Гонжевич (1789-1842) - жена действительного статского советника.
18. Дубельт Анна Николаевна, Урожд. Перская (1800-1853) - жена Леонтия Васильевича Дубельта (1792-1862) - генерала от кавалерии, начальника штаба корпуса жандармов, начальника III отделения.
19. Остен-Сакены - русские графы и бароны шведского происхождения, переселившиеся в XIV веке в Курляндию. В России с первой половины XVIII века. Остен-Сакен Александра Александровна, урожд. Тетенборн, дочь шталмейстера, муж - Людвиг Егорович, генерал.
20. Сверчкова Елена Алексеевна (1759-1841) - вдова действительного статского советника. Сверчкова Варвара Александровна, урожд. Гвоздева (ум. в 1893) - вдова ее внука, капитана Василия Андреевича Сверчкова.
21. Мезенцев Николай Владимирович (1827-1878) - шеф жандармов, начальник III отделения, генерал-адъютант, генерал-лейтенант.
22. Сахарова Мария Ивановна, урожд. Воломирова (ум. в 1886 г.). муж - статский советник Иван Иванович, дети: Александр, Алексей.
23. Брискорн Федор Максимович, действительный тайный советник, сенатор, жена - Екатерина Николаевна Струкова. Виницкая Зинаида Семеновна (ум. в 1905 г.) - жена надворного советника Михаила Николаеаича Виницкого (ум. в 1903 г.). Лагранж Александра Михайловна, урожд. Виницкая, жена гв. поручика.
24. Адлерберги - дворянский род шведского происхождения: Адлеоберг Владимир Федорович (1791-1884) - министр имп. двора, генерал от инфантерии, генерал-лейтенант, граф.
25. Садовников Сергей Васильевич (р. 1831 г.); 1860 г. - звание художника, 1865-1868 гг. - костромской епархиальный архитектор; 1881 г. - академик архитектуры.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sablino.ru