Художник-пейзажист Василий Дмитриевич Поленов
Реферат
Тема: Художник-пейзажист Василий Дмитриевич Поленов
План
Введение
1 Жизнь В.Поленова: детство и юность
2 Начало работы над темой Христа
3 Картина «Христос и грешница»
4 Картины из цикла «Жизнь Христа»
5 Судьба картин В.Поленова
Вывод
Список используемой литературы
Введение
«Вспоминается Поленов - ещё один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его жёлтую лилию в озере.
Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями!
Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?...»
Ф.И.Шаляпин «Литературное аследство»
Сегодня в России мы становимся свидетелями, как из руин и запустения восстает русская православная культура, как медленно поднимается из-под тяжести былых запретов церковное искусство и свет православного просвещения открывает путь к красоте в Животворящем Духе. Но для полного восстановления христианского просвещения необходимо знать и помнить примеры жизни прекрасных живописцев прошедших веков, привнесших истинно глубинную, евангельскую живопись. Сегодня она как бы затерялась в огромном и шумном мире массовой культуры.
Выдающийся русский художник-пейзажист Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) - значительная фигура в русском искусстве. Однако его творчество в настоящее время мало известно молодому поколению, особенно его большая серия картин цикла «Из жизни Христа».
«Жизнь Христа» (или «Из жизни Христа») - огромный цикл, более 50 картин, который сопровождают многочисленные эскизы, этюды, повторы и варианты малых и больших форматов (в альбоме 1912 года, как и в книге «Сын Человеческий», воспроизведена 51 работа).
В.Д.Поленов обратился к христологической теме ещё в годы ученичества и работал над ней почти до конца жизни. Чтобы полностью посвятить себя этому величественному замыслу, в 1894 году Василий Дмитриевич был вынужден покинуть Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал с 1882 года и воспитал таких учеников, как И.Левитан, К.Коровин, А.Архипов, А.Головин, С.Иванов, С.Малютин, Л.Пастернак.
1 Жизнь В.Поленова: детство и юность
Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в родовитой семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходившее ко второй половине XVII века.
Отец художника, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был одновременно известным историком, археологом и библиографом.
Многочисленные научные труды он посвятил древним русским летописям, которые отыскивал в архивах северных монастырей. Увлекшись античным искусством, принимал участие в раскопках памятников древнегреческой культуры. Очевидно, от отца Поленов унаследовал ту любовь к античности, которая пройдет через всю его художественную жизнь. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну и интерес к изучению русской старины, ее памятников.
Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. В молодости она была знакома с К.П.Брюлловым, Ф.А.Бруни, брала уроки у одного из учеников Брюллова. От нее Поленов унаследовал любовь к живописи. С интересными рассказами близкого друга семьи Поленовых Ф.В.Чижова, жившего в Риме в одном доме с Александром Ивановым и постоянно бывавшего в его мастерской, в семью Поленовых вошло имя великого художника, творца «Явления Христа народу». Вскоре, в 1858 году, произошла первая «встреча» с картиной Иванова, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление.
Интерес к библейской теме у Василия Дмитриевича зародился ещё в юности. Семья Поленовых крепко держалась традиций двух великанов русского искусства - Брюллова с его прославленным «Последним днём Помпеи» и Александра Иванова, творца «Явления Христа народу», которое стало идеалом молодого Поленова. Из-за ранней смерти Иванов не успел осуществить свой грандиозный замысел - создать целый цикл росписей, где основной темой была бы земная жизнь Христа. Через многие годы эту идею воплотил В.Д.Поленов.
С юных лет под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Христианская этика с ее проповедью любви и милосердия становится основой мировоззрения художника, Христос - носитель этих идей - его идеалом. Поленов всей душой усваивает учение о человеческой сущности Иисуса Христа.
Постепенно замысел Василия Поленова начал все яснее и яснее вырисовываться в его воображении. «У Иванова Христос только приближается, только идет к народу, - думал он, - а я изображу его пришедшим к людям и поучающим добру и прощению». «Моя картина явится как бы продолжением творения Иванова», - говорил он самому себе. Такова была дерзкая мечта молодого художника. Искусство А.А.Иванова навсегда оставалось для Поленова воплощением идеала, к которому он должен был стремиться как художник.
Семейный уклад жизни и серьезное воспитание детей в русской семье указывают на основное свойство русского народа - искание добра, любви и красоты. «Во славу Божию», — говорили на Руси о всякой красоте и всякое «благолепие» понималось древнерусским сознанием не иначе как дыхание Творца, воплощенное в зримой форме.
Красота как любовь или доброта - от Бога; она - одно из вечных имен Его, и именно в этом смысле несет миру спасение. Таково ее православно-русское понимание. В 1859 году Поленов начал посещать рисовальные классы Академии художеств. Окончательно решив посвятить себя искусству, он подает прошение в академию о переводе его в действительные ученики. К 1867 году молодой академист имел нужное число серебряных медалей по рисунку...
Для своих специальных занятий он избрал класс исторической живописи. Впоследствии Академию художеств Поленов называл своей «духовной родиной».
В 1867 году, четвертом году учения в академии, Василий набросал на листе бумаги первый карандашный эскиз своей будущей большой картины.
В 1869 году Поленов, исполнив конкурсную картину на заданную тему «Иов и его друзья», был удостоен Малой золотой медали. А в 1871 году он получил уже Большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира», дающую право на заграничную командировку.
2 Начало работы над темой Христа
В 1871 году он закончил юридический факультет Петербургского университета и - одновременно - Академию художеств, получив Большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира». Награда эта давала право на поездку за границу на шесть лет в качестве академического стипендиата. В 1873-1876 гг. Поленов посетил Италию, Германию, Францию; много писал, в основном пейзажи, общался с художниками и людьми искусства.
В Риме Поленов снял мастерскую для написания нескольких этюдов для большой картины «Кто из вас без греха». В письме родным он писал: «Вообще жизнь Христа меня с давних пор интересует, и вот из этой жизни мне хочется изобразить несколько эпизодов». В течение всей жизни, где бы он ни был - в Италии, Нормандии, Франции, в странах Востока, - Поленов пишет пейзажи.
«Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться», - писал Василий Дмитриевич. «Слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем. В первых повествованиях о Христе личность его является чисто человеческой, со всеми человеческими чертами, и несравненно более для меня привлекательной, трогательной и величественной, чем тот придуманный после смерти его, отвлеченный, почти мифический образ, который передали нам писатели и художники позднейших времен. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий, живой человек, или сын человеческий, как он постоянно себя сам называл, а по величию духа сын Божий, как его называли другие... Я несказанно люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все его учение».
3 Картина «Христос и грешница»
Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества. Полотно, так непривычно изображающее евангельское ее бытие, сначала не было разрешено цензурой Победоносцева. А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна». Однако приехавший на выставку Александр III, как ни странно, разрешил обнародовать полотно.
До того как попасть в Русский музей (1897), «Грешница» находилась в Зимнем дворце, где к ней привесили надпись: «Блудная жена». Василий Дмитриевич возмущался: «Да нет же! Грешница не блудная жена, с ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в неё камень...».
Некоторые критики обвиняли Поленова в оскорблении религиозного чувства, в отходе от канонического образа Спасителя. Но много было и положительных рецензий - Гаршина, Короленко, Стасова и других. А вот отзыв Е.М.Татевосяна: «Это было событие, это был настоящий праздник, особенно для нас, молодёжи, учеников его. Мы праздновали точно свою победу.
После традиционных, почти чёрных картин «Грешница» была светлым, жизнерадостным, горячо-солнечным произведением в холодной, снежной Москве. К тому же она была дерзким вызовом для религиозных ханжей.
Знойный южный день; солнце перешло за полдень и, бросая недолгие тени, ярко освещает преддверие иерусалимского храма с широкою каменного лестницею, ведущею в сени, поддерживаемые колоннами красного порфира, с несколькими старыми, корявыми черно-зелеными кипарисами, возвышающими свои вытянутые, сжатые вершины в ясную синеву южного неба; справа виден бедный опаленный солнцем восточный город, уходящий в гору.
На дворе храма волнение. Только, спешащий на работу в поле после полуденного отдыха крестьянин, взгромоздившийся на смиренного ослика вместе со своими кирками и мешками, да небольшая кучка людей, сидящая слева внизу у лестницы, не разделяют этого волнения. Несколько женщин и какой-то поселянин, пришедшие с провизией и клетками с птицей, может быть, для продажи, а может быть, и для жертвы, еще не поняли, зачем ворвалась в ограду эта шумная толпа, зачем она ведет какую-то женщину.
Группа Учителя с учениками полна спокойного ожидания. В бедных запыленных дорожных одеждах, в грубой обуви сидят они: юноша Иоанн, вперивший в толпу задумчивый взгляд, два брата Заведеевы, с некрасивыми, но умными и сильными лицами; тут же и человек, носящий суму через плечо, с острыми, сухими чертами лица, с общим характером доктринерства, какое и владело его душой и погубило его, - казначей Иуда. Вблизи них и Учитель. Он обернулся к разъяренной толпе, ведущей преступницу, и спокойно ждет вопроса предводителей.
Толпа передана художником живою. Он проник в самую сущность массового движения и выразил стадное чувство, большею частью преобладающее в нем. Большинство толпы - равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить - будут бить, велит плакать - будут плакать, велит кричать «осанна!» и подстилать одежды - будут сами ложиться под ноги грядущего. Они горят не своим огнем; все дало им общее возбуждение; как стадо овец, они готовы шарахнуться за первым, на кого более других подействует внешняя причина. Многие, быть может, и не знают, кого ведут и за что будут бить. Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою. Ведет, очевидно, не он, а нечто ему совершенно не известное, с чем он и не считается, о чем и не думает; он только старательно исполняет чужое веление и с добросовестностью современного полицейского тащит туда, куда, как он полагает, почему-то тащить следует.
Тут и улыбающийся рыжий еврей; в его улыбке есть что-то двусмысленное; быть может, он накануне покупал ласки этой самой женщины-ребенка или подобной ей. Тут же и юноша, заглядывающий на нее с любопытством еще не проснувшейся страсти, - ему тоже суждено участвовать в грехе, подобном совершенному ею; сгорбленный старик с потухшим взором, покопавшись в своей памяти, найдет и свое, участие в таких же делах. И все они ведут побивать ее камнями. Такова толпа. Но видны в ней и иные лица: фарисей, разъяренный до последних пределов, готовый растерзать в куски сам, своей волей; другой, с восторгом слушающий, как два священника, выступившие вперед толпы, бешено кричат Иисусу: «Моисей повелел нам, а ты?» Он впился в них глазами и разделяет их радость и торжество: ненавистному бунтовщику, возмутившему стоящее болото Мертвого закона, задан вопрос, который его погубит. Священники, составляющие центр картины, составляют и основу ее содержания. Привычная важность еще несколько сдерживает одного из них, высокого чернобородого, с сильною проседью старца, но другой, рыжий, с одутловатым лицом, весь обратился в ненависть, дикую, безумную. Что для них бедная девочка! Не все ли равно, растерзают ее или останется она жива? Она почти не существует для них; вся сила их ненависти направлена на этого простого, спокойного человека, хладнокровно слушающего их вопли.Что скажет Он?
Инстинктивно упираясь назад, конвульсивно сжав руки в кулак, стоит эта преступница-полуребенок, ожидающая казни или милости. Не знаю, намеренно или нет, но Поленов не сделал из нее главной фигуры. Быть может, для него не была важна самая жертва; быть может, главная задача его, превосходно выполненная, состояла именно в изображении толпы, о которой сейчас было говорено. Как бы то ни было, главные лица евангельского рассказа в картине не поставлены на первый план. Я не могу согласиться с толками о том, что грешница не похожа на грешницу, что Христа будто бы «искать надобно», что в его изображении художник потерпел полную неудачу. Не видим ли мы каждый день на наших улицах таких же грешниц, только что выступивших на путь греха, за который в библейские времена побивали камнями?
Взгляните на грешницу Поленова; не то же ли это, беспрестанно проходящее перед нами, наивное лицо ребенка, не сознающего своего падения? Она не может связать его с горькою участью, ее ожидающею, быть растерзанной толпой, побитой камнями; она, как попавшийся дикий зверек, только жмется и пятится; и ее застывшее лицо не выражает даже ужаса. Мне кажется, оно так и быть должно.
Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. Его роль еще не началась. Он ожидает; Он знает, что ничего доброго у Него не спросят, что предводители столько же, и еще более, хотят Его крови, как и крови преступившей закон Моисеев. Что бы ни спросили у Него, Он знает, что Он сумеет ответить, ибо у Него есть в душе живое начало, могущее остановить всякое зло. Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть. Это не группа с театральных подмосток, где есть главные персонажи, тщательно одетые и загримированные, с художественно выраженными чувствами на лицах, и есть толпа статистов, одетых с чужого плеча, нелепо расставивших руки и ноги и еще более нелепо и нецелесообразно корчащих шаблонно-актерскую гримасу. Завязка сюжета картины основана на противостоянии мудрого в своем спокойствии Христа и разъяренной толпы. Образ Христа, над которым Поленов очень долго работал, не соответствовал ни канонам академической живописи, ни традициям передвижнического искусства. В нем не было ни напряженной драматичности Н.Н.Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И.Н.Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В.Г.Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879).
Христос Поленова - спокоен и самоуглублен. Он выражает поленовское мироощущение, основанное на осознании истины, красоты и гармонии окружающего мира, присутствующее во всех картинах художника, поленовское элегическое настроение. Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма». Для этого ему недостает страстности. Шумная кричащая толпа ведущих грешницу иудеев как бы нарушает спокойный ход его размышлений. И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее». Этих суетных людей трудно соотнести с величественной красотой той страны, жителями которой они являются.
Зрителям хорошо известны из Евангелия события, которые должны были воспоследствовать за изображенной сценой. Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода? Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины. Зло не может совершиться среди гармонически прекрасной природы, подернутой легкой пеленой предвечернего золотисто-лилового солнечного освещения. Природа дышит покоем и умиротворенностью. Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа. Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом? Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо.
4 Картины из цикла «Жизнь Христа»
На той первой выставке в 1909 года слышались недоуменные вопросы: почему у Поленова нет ни одной картины, где Христос представал бы в Своём Божественном достоинстве, нет Его преображения, воскресения и вознесения? И вообще нет ни одного чуда, совершённого Им...
Поленов искал образ Христа, близкий своему мироощущению, своей душе, и решительно отошёл от традиционных трактовок. Художник представил Иисуса Назарянина таким, каким Его могли видеть современники - мужественным, загорелым, погружённым в раздумья Странником. Евангельский динамизм, отразившийся в картинах Александра Иванова и Николая Ге, сменился у Поленова тихой созерцательностью, сосредоточенным отрешением от житейской суеты. Устранены все «театральные» эффекты, свойственные картинам многих других художников, писавших на библейские темы. События протекают в обстановке обыденности. Только величественная восточная природа подчёркивает духовный смысл совершающегося.
«Христос, - писал Василий Дмитриевич, - есть настоящий живой Человек, или Сын Человеческий, как Он постоянно Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности». Был плотником, другом рыбаков, проповедником, жил среди людей людской жизнью - радовался, негодовал, скорбел духом и в конце взошёл на Голгофу, ни на пядь не отступив от предначертанного Ему пути.
Православная газета «Жизнь вечная» признаёт замечательным тот факт, что Поленов выбрал из Евангелия преимущественно бытовые сюжеты. Потому что Божественные начала Иисуса Христа не для мирского художника, этим занимаются иконописцы. Заслуга Поленова в том, что он так называемую бытовую жизнь Христа возвеличил до Божественной.
В книге «Сын Человеческий», в главе десятой «Тайна Сына Человеческого», Александр Мень пишет: «Богочеловечество Христа есть откровение и о Боге, и о человеке... явление Иисуса приближает Творца к людям. Через Мессию мир должен познать, что Сущий «есть любовь», что Он может стать для каждого Отцом. Блудные дети земли призываются в дом Отчий, чтобы там обрести потерянное сыновство... Отныне духовное единение с Иисусом есть единение с Богом. «Бог стал человеком, чтобы мы стали богами» - эти слова св. Афанасия передают самую суть таинства Воплощения...».
В 1909 году этот труд был закончен, и пятьдесят восемь картин цикла «Из жизни Христа» были показаны сначала в Петербурге, а затем шестьдесят четыре картины продемонстрированы в Москве и Твери. В 1914 году выставка картин «Из жизни Христа» прошла в Москве в пользу Союза помощи больным и раненым воинам. Выставки пользовались большим успехом. То высокое настроение, которое владело художником во время работы, было передано зрителям. Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат (...) Маяковский Владимир - на что мудрый, и тот присмирел, говорит: «Тут чистота Христа связана с красотой природы. Это верно!»
Начавшаяся после победы Октябрьской революции в России гражданская война повергла страну в страшный голод и разруху. Власти повели борьбу с религией, разрушая храмы и иконы. Картины из серии «Жизнь Христа» оказались в других странах. Только в библиотеке протоиерея Александра Меня сохранился до наших дней альбом репродукций этих картин, изданный предположительно еще при жизни художника, возможно в Праге в 1912 году.
Как сообщил директор музея-заповедника «Поленово», в 1912 году эта серия картин находилась еще в России, в семье Поленовых. Позднее они разошлись по всему миру. О судьбе многих произведений до сих noр ничего не известно.
5 Судьба картин В.Поленова
Что же потом стало с картинами Поленова? Как они очутились в Америке и были проданы там с молотка? Об этом подробно можно узнать из писем И.Э.Грабаря, члена Комитета Выставки русского искусства в Америке, устроенной в Нью-Йорке с 8 марта по 20 апреля 1924 года.
Из доступных нам документов следует, что из тринадцати картин Поленова было продано одиннадцать: «Среди учителей», «Кто из вас без греха?», «Гефсиманский сад», «Возвестила плачущим», «Мария пошла в нагорную страну», «Моление о чаше», «Он учил их», «Стояла у гроба», «Повинен смерти», «Смотрели издали», «Прискорбна душа Моя».
Существует миф, что Василию Дмитриевичу «объяснили», будто на корабле, вёзшем его картины, случился пожар и всё погибло. Не купленные в США картины, по всей видимости, тоже не вернулись обратно на родину.
Вывод
Он так долго изучал и писал Иисуса Христа, столько души вложил в свои картины, что и сам, подобно Его ученикам, стал в какой-то мере апостолом — просветителем, подвижником, сеятелем добра и человечности...
Список используемой литературы
1. Гаршин, Вс. Заметки о художественных выставках: В.Суриков «Боярыня Морозова» и В.Поленов «Христос и грешница» / Вс.Гаршин // Встреча. - 2000.-N3. - C.27-30.
2. Жукова, Л. «...Искусство должно давать счастье и радость...»: К 155-летию со дня рождения художника В.Д.Поленова (1844-1927) / Л.Жукова // Книгочей. - 1999. - №4. - С59-67.
3. Мельникова, Т. Жизнь Христа: Драматическая судьба картин В.Д.Поленова / Т.Мельникова // Истина и жизнь. - 1999. - №9. - С.57-63.
4. Петрова, М. В «евангельском круге» Поленова. Цикл картин «из жизни Христа» / М. Петрова // МОСКВА. - 2002. - №3. - С.188-198.
5. Холмовская, М.В. Евангельский живописец (Василий Дмитриевич Поленов) / М.В.Холмовская // Природа и человек. - 2003. - №9. - С.73-75.