Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Жизнь и творчество художника А.П. Лежнёва

Жизнь и творчество художника А.П. Лежнёва

Министерство образования РБ

Бижбулякский район

Ермолкинская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

ПО КУЛЬТУРЕ БАШКОРТОСТАНА

НА ТЕМУ:

«Жизнь и творчество художника А.П. Лежнева».

 

                             

     Выполнил: Ефремов Р.А.

                                           Проверила: Смолова Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь 2005 г.

 

 

 

 



 

 

 

 

 

План.

 

1.    Вступление.

2.    А. П. Лежнев.

3.    Творчество Лежнева.

4.    Лучшие работы Лежнева.

5.    Участие на выставках.

6.    Заключение.

 

 

 

 

 
















Вступление

 

Изобразительное искусство в Башкортостане, как и другие виды искусства, имеет свои истоки. Это – народная традиция, которая нашла отражение в орнаментах, украшениях, узорах, формах предметов бытового назначения. Их цвета созвучны богатой красками природе Башкортостана. Они отзываются в картинах художников, родившихся и выросших в этом чудесном крае. А  живут и работают здесь мастера кисти разных национальностей.    

Исторический жанр в изобразительном искусстве имеет свои законы. Он исключает мелкотемые, узко-бытовую, жанровую трактовку событий. Создавая историческое полотно, художник мыслит крупными социальными планами. Герои исторических композиций раскрываются как общественно ценные личности, проявляющие лучшие стороны своих характеров. Их отличают духовная значительность, «очищенность» от случайных деталей, мелких частностей. В исторических образах могут быть использованы символика, аллегория, метафора, различные приемы эмоциональной заостренности изображения.

Утверждение этого жанра в творчестве башкирских художников было закономерно. Сама история Башкортостана, отмеченная множеством больших и важных событий, своей сложностью, напряженным драматизмом не могла не вызвать настоятельной потребности в своем воплощении. Полотна художников весьма различны по эмоциональной напряженности, композиционной структуре, стилистическим особенностям. Различны их решения – драматические, лирические, эпические.


А. П. Лежнев

 

В число основоположников искусства Башкирии входит и Анатолий Петрович Лежнев, живописец и педагог. А.П. Лежнев родился в 1888 г. в селе Сукманке Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежская область). В 1911-1913 гг. обучался в частной художественной школе В.Н. Мешкова в городе Москве. Самостоятельно творчески начал работать с 1913 г. после приезда в город Уфу. Активный член «Общества любителей живописи» (1913-1918 гг.) организованного в это время в городе Уфе. Руководил изостудией при клубе железнодорожников (с 1919 по 1926 г.). Со времени организации в Уфе техникума искусств (1926 г.) преподавал там на художественном отделении до 1947 года. Был членом АХРРа (1926-1932 гг.). Был избран первым председателем правления Башкирского союза художников (1937 г.). С 1941 по 1943 г. вновь был избран председателем правления. Живописец. Член Союза художников с 1937 г. Заслуженный деятель искусства БАССР, 1940 г. Умер в 1956 году.

Творческий путь А.П. Лежнева определила встреча с В.И. Суриковым, который, посмотрев работы юного художника, рекомендовал продолжать занятия в школе В.И. Мешкова. Советы Сурикова, общение с ним не могли пройти бесследно. Художника захватила история родного края в те высшие подъёмы народного духа, которые ознаменованы восстаниями, мятежами, взрывами народного гнева. «Мой взор был обращён в глубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий», – говорил Лежнев.


Творчество Лежнева

 

Основные работы  А.П. Лежнева: «Портрет Юлии» (1918), «Девушка в платке» (1918), «Портрет матери» (1918), «Интерьер» (1919), «Дубки» (1918), «Старая крепость» (1919), «Синие тени» (1921), эскизы к картине «Степан Разин» (1919), «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), «Поимка Салавата» (1930), «Казнь Чики Зарубина» (1930), «Бой Салавата с авангардом Михельсона» (1941), эскиз к картине «Допрос Салавата» (1946), «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачёва» (1949).  

Как художник исторической темы Лежнев не сразу нашёл себя. Он был мастером пейзажа, и образы Башкирии – степи и горы, улицы, взбирающиеся на холмы, деревья, цветы – оставались до конца лейтмотивом его творчества.

Хороши, самобытны пейзажи – «Дубки», «Синие тени». Небольшие по размеру, они монументальны, насыщены энергией бытия. Художник творит радостно, упоённо, вызывая к новой жизни и молодую зелёную рощу под ветром и солнцем, и синий снег в час перелома зимы на весну. Мастер свободно и уверенно кладёт мазки, и сама фактура полотна, упругая, плотная, хранящее движение кисти, передает восторг труда.


 

Лучшие работы Лежнева

 

Тему исторического прошлого башкирского народа открыл в изобразительном искусстве ещё в 1920-х годах живописец А. Лежнев, написавший цикл картин посвящённых национально-освободительной борьбе, которую возглавил Салават Юлаев. Сюжеты исторических полотен – «Поимка Салавата», «Степан Разин на Волге», «Бой Салавата с авангардом Михельсона» – художник изобразил на фоне пейзажа. Отроги гор, снежные дали – фон драматических событий, о которых художник ведёт рассказ. Он говорит подробно, не упуская деталей батальных сцен, высоко поднимая линию горизонта, приближая к первому плану мизансцену с развивающимся действием.

 В картине «Поимка Салавата», написанной в лучших традициях классической живописи, драматизм и сложность национальной истории показаны через судьбу одного героя. Суть изображаемого раскрывается через остро-психологическую характеристику Салавата, пытающегося уйти от преследующих его врагов. Тёмное пятно невысокой фигуры на фоне снега… В выражении лица и неловкой, напряженной позе героя – ощущение надвигающейся опасности. Трагический исход ситуации явно предрешён. Но ни отчаяния, ни безысходности не видно в поведении Салавата. За образом одного человека с лицом, полным упрямой силы, незримы ощущается невозмутимая сила народа – так глубока эмоциональность, волнующая значительность изображения. Ощущение надвигающейся трагедии усиливает прекрасно написанный пейзажный фон: поросшие лесом, заснеженные уральские горы, со всех сторон замыкающие композицию; пасмурное предвечернее небо; насыщенный морозной мглой воздух. С внутренним содержанием образа созвучен суриковский колорит картины, её сине-белые и серебристо-чёрные тона.

На остродинамичных ритмах построено полотно «Штурм Уфы пугачевцами». Главный герой картины – народ, полная неудержимой устремлённости разноплеменная толпа, плотной группой осаждающая крепость. Неотделим от массы повстанцев её предводитель – могучий атаман Чика Зарубин. В этой слитности, массовости народного восстания никто не выделен особо, но размах и сила крестьянского движения были переданы художником убедительно и ярко.

Историческую тему продолжили у художника картины «Башкиры в Париже», «Пушкин среди башкир», динамичное красочное полотно «Бой Салавата с авангардом Михельсона», темпераментно написанные холсты «Въезд в Уфу воеводы Сергеева в 1705 году», «Казнь Чики Зарубина» (все – начало 1930-х годов). Иным из этих полотен не хватало придуманного анализа и глубокого обобщения событий.


Участие на выставках

 

      А.П. Лежнев участвовал на этих выставках:

1. Выставки членов «Общества любителей живописи», Уфа 1914-1918 гг.

2. Республиканские выставки АХРРа, Уфа 1926-1931 гг.

3. Республиканские выставки Союза башкирских художников, Уфа 1937-1954 гг.

4. Межобластная художественная выставка, Казань 1947 г.

5. Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва 1955 г. 

6. I выставка живописи и рисунков «Путь живописи», Москва 1927 г.

7. Юбилейная выставка искусств народов СССР, Москва 1927 г.

8. Всероссийская выставка «Художники старшего поколения РСФСР», Москва 1940 г.

9. Персональная выставка, Уфа 1939 г.

10. Посмертная персональная выставка, Уфа 1956 г.


Заключение


Анатолий Петрович Лежнев внёс большой вклад в изобразительное искусство Башкортостана. Его картины останутся шедеврами в истории Башкортостана для будущего поколения. Значение работ  А.П. Лежнева  для башкирского искусства было безусловно велико: они наметили те направления, которые в дальнейшем определили специфику исторического жанра. Обладая своим взглядом на мир, художник сказал своё слово в искусстве Башкирии, и оно не утрачивает значения и в наши дни.



 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.     Энциклопедия «Художники Башкирской АССР».

2.     Журнал «Учитель Башкортостана» №1 1997 г.

3.     Справочное пособие «Созидатели» В.С. Мавлетов.

4.     Учебное пособие «Живые родники» 3-4 классы, Идельбаев М.Х., Сулейманов А.М.   


 

 




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена